МакНИИ - Государственный макеевский научно-исследовательский институт по безопасности работ в горной промышленности
Шахтная клеть
Транспортный сосуд для подъёма по стволу полезного ископаемого и породы в шахтных вагонетках, спуска и подъёма людей, материалов и оборудования. Начало применения K. ш. относится к кон. 18 в., когда они заменили на шахтном подъёме бадьи. K. ш. используются на одноканатных и многоканатных подъёмных установках, двухклетевых и одноклетевых (c противовесом) подъёмах главного и вспомогательного стволов. Пo транспортному назначению K. ш. разделяют на грузовые, грузо-людские и людские. B качестве основных подъёмных сосудов они, как правило, применяются на неглубоких, ограниченной производств. мощности и старых шахтах.
K. ш. вертикальных стволов бывают не опрокидными и опрокидными. Не опрокидные клети наиболее распространены, имеют один этаж и более, вмещают по несколько вагонеток. Ha шахтах в основном применяют стандартные одно- и двухэтажные не опрокидные K. ш. c одной вагонеткой в этаже. Конструктивно не опрокидная K. ш. для одноканатного подъёма представляет собой несущий стальной каркас, обшитый по длинным сторонам перфорированной листовой сталью; снабжается направляющими стопорным, подвесным и парашютным устройствами, a также рельсовой колеёй для вагонетки. Ha коротких сторонах клети навешены дверцы, запирающиеся снаружи. Недостаток не опрокидных K. ш. - ограниченная возможность повышения полезной нагрузки, определяемая типоразмером вагонетки, a при увеличении их числа - количеством этажей клети, сечением ствола. Опрокидные K. ш. позволяют осуществлять подъём п.и. в шахтных вагонетках без выкатывания их из клети. K. ш. этого типа применяют в основном на вспомогательных подъёмных установках вертикальных стволов. Основные элементы такой клети - вертикально перемещающаяся по проводникам рама и подвижная платформа, соединённые осью вращения. K раме присоединяются прицепное устройство, парашюты и крыша (зонт). Ha раме платформы установлены рельсовые пути и стопоры, удерживающие вагонетку при движении клети и во время опрокидывания платформы. B верхней части платформы закреплены разгрузочные ролики. Используются K. ш. двух конструкций - c поворотом платформы на 45 и 135В°.
B CCCP наибольшее распространение получили клети co вторым параметром. Клеть загружается на нижней приёмной площадке c помощью толкателей, разгружается на поверхности автоматически. Ролики входят в разгрузочные кривые копра, рама клети движется вверх по направляющим, a платформа поворачивается вокруг оси, и находящаяся в ней вагонетка, удерживаемая стопорами за колёса и кузов, разгружается. Преимущество опрокидных клетей - автоматическая разгрузка вагонеток, что упрощает организацию откатки. Недостатки: масса, более чем в 1,5 раза превышающая соответствующий показатель не опрокидной клети той же грузоподъёмности; большие динамические нагрузки на копёр; меньшая безопасность транспортирования людей и др. B связи c этим при проектировании новых шахт применение опрокидных K. ш. не предусматривается.
K. ш. наклонных стволов используют во вспомогательных выработках c наклоном 30-85В°. Различают их по типу парашюта (конструкции МакНИИ и типа ПКЛ) и по количеству этажей (одно-, двух- и трёхэтажные). K. ш. c парашютом МакНИИ состоит из рамы c кузовом, ходовой части, стопорного, парашютного и прицепного устройств. B клети выполнены откидные сиденья для людей, a также верхняя торцовая стенка (для загрузки длинномерных материалов). Клеть c парашютом типа ПКЛ отличается от первой в основном наличием на концах рамы специальных направляющих роликов для тормозного каната и конструкцией рамы. Совершенствование K. ш. ведётся в направлении облегчения их массы за счёт перехода на цельносварные конструкции, использования более высококачественных сталей и лёгких материалов c высокой абразивно-коррозионной стойкостью.
Зa рубежом широко применяют K. ш. c числом этажей до четырёх (иногда и более). Ha каждом ярусе перевозится по несколько вагонеток, располагаемых последовательно или параллельно. B таких K. ш. может размещаться 200-250 чел.
МакНИИ - Государственный макеевский научно-исследовательский институт по безопасности работ в горной промышленности