Глава 18. Система управления рисками
Согласно ст. 94 комментируемого Кодекса при проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства ТС и законодательства государств - членов ТС, контроль исполнения которого возложен на таможенные органы. При выборе объектов и форм таможенного контроля используется система управления рисками.
Комментируемой главой определены термины, используемые при управлении рисками, цели применения системы управления рисками, объекты анализа рисков, а также деятельность таможенных органов по оценке и управлению рисками, которые аналогичны российскому таможенному законодательству.
В соответствии с п. 1 ст. 128 комментируемой главы таможенные органы применяют СУР для определения товаров, транспортных средств международной перевозки, документов и лиц, подлежащих таможенному контролю, форм таможенного контроля, применяемых к таким товарам, транспортным средствам международной перевозки, документам и лицам, а также степени проведения таможенного контроля.
Стратегия и тактика применения СУР определяется законодательством государств - членов ТС.
Нормативно-правовым источник применения СУР в РФ является ст. 358 ТК РФ.
Основы и принципы таможенного контроля, предусматривающие использование СУР, закреплены в Киотской конвенции:
- таможенный контроль ограничивается минимумом, необходимым для обеспечения соблюдения таможенного законодательства;
- при выборе форм таможенного контроля используется СУР;
- таможенная служба применяет метод анализа рисков для определения лиц и товаров, включая транспортные средства, подлежащие проверке, и степени такой проверки;
- таможенная служба принимает стратегию, базирующуюся на системе мер оценки вероятности несоблюдения законодательства.
Основные задачи системы управления рисками:
- создание единого информационного пространства, обеспечивающего функционирование СУР;
- разработка методик (программ) по выявлению рисков;
- определение потенциальных и фиксирование выявленных рисков;
- выявление причин и условий, способствующих совершению таможенных правонарушений;
- оценка возможного ущерба в случае возникновения потенциальных рисков и ущерба при выявленных рисках;
- определение возможности предотвращения или минимизации рисков, а также определение требуемых ресурсов и разработка предложений по их оптимальному распределению;
- разработка и применение методик оценки эффективности применяемых мер;
- разработка и практическая реализация мер по предотвращению или минимизации рисков;
- контроль практической реализацией мер по предотвращению или минимизации рисков;
- оценка эффективности применяемых мер по управлению рисками и корректировка управленческих решений;
- накопление и анализ информации о результатах применения отдельных форм таможенного контроля либо их совокупности, а также о причинах и условиях, способствующих совершению таможенных правонарушений, с целью выработки предложений по модернизации стратегии таможенного контроля.
СУР невозможна без отлаженной системы "обратной связи". Наряду с подготовкой и реализацией профилей рисков необходимо на постоянной основе осуществлять контроль применения соответствующих форм таможенного контроля, анализ их эффективности, а по результатам - их корректировку.
При подготовке и выборе мер по предотвращению или минимизации рисков необходима сбалансированная оценка их совместного суммарного эффекта. Должны быть разработаны методики, а также определены критерии, по которым должен осуществляться контроль, в том числе оперативный, хода исполнения вступивших в силу документов и принятых мер, а также их влияние на предотвращение или минимизацию рисков и эффективность качества таможенного контроля.
В настоящее время существует проблема различия в СУР таможенных администраций государств - членов ТС: технологии и методы управления рисками, степень автоматизации процессов, специфика и объем товарооборота, поэтому необходимо выработать единые подходы к осуществлению процедур таможенного контроля с использованием СУР на всей территории ТС.
Для реализации единой СУР необходимо создать коллегиальный орган по СУР, который организует мероприятия, необходимые для обеспечения ее функционирования, т.е. участие экспертов в области СУР, увеличение оперативности принятия решений, а также возможность коллегиального обсуждения актуальных проблем ее реализации.
Статья 15 Соглашения о взаимной административной помощи таможенных органов*(105) установила порядок использования информации о рисках нарушения таможенного законодательства ТС и (или) законодательства государств - членов ТС в рамках СУР.
ФТС России, ГТК Республики Беларусь и КТК Министерства финансов Республики Казахстан вправе направлять информацию о рисках нарушения таможенного законодательства ТС и (или) законодательства государства - члена ТС, т.е. таможенные службы государств - членов ТС могут взаимодействовать в целях координации системы управления рисками на территории ТС.