Разработка услуг по хранению и прокату автомобилей.

Услуги проката легковых автомобилей представляют собой особую форму автотранспортного предпринимательства. По договору проката, заключаемому в письменной форме, прокатчик, осуществляющий сдачу автомобилей в аренду в качестве постоянной предпринимательской деятельности, предоставляет гражданину автомобиль за плату во временное владение и пользование сроком до одного года.

Прокатчики должны учитывать особенности спроса на их услуги. Местами устойчивого спроса на предоставление легковых автомобилей в прокат являются вокзалы, аэропорты, пристани, гостиницы, деловые и торговые центры. Прокатные автомобили требуются лицам, временно прибывшим в данную местность без своего автомобиля. Основной контингент пользователей пунктов проката составляют туристы, отдыхающие и деловые люди, находящиеся в командировках. В курортных местностях повышенным спросом пользуются спортивные автомобили, автомобили с кузовом кабриолет, вездеходы, удобные для прогулок и подвижного отдыха. Деловым людям нужны автомобили бизнес-класса. Постоянные жители данной местности пользуются услугами проката на период ремонта собственного автомобиля или для поездок в отпуск.

Технологией оказания услуг проката автомобилей предусматривается возврат автомобиля прокатчику в месте выдачи, или в ином месте, порой находящемся в другом городе, даже в другой стране. В последнем случае возврат автомобиля к месту постоянного хранения производят за счет подбора соответствующего клиента, либо доставляют несколько таких автомобилей на автовозе.

Согласно ст. 631 ГК РФ расходы по текущему ремонту прокатного автомобиля возлагаются на прокатчика, в связи с чем соответствующие затраты следует включать в тарифы.

Организованное хранение автомобилей граждан производится в гаражах и на стоянках. Гаражи представляют собой сооружения капитального типа. В районах многоэтажной жилой застройки возводятся гаражи коллективного пользования с индивидуальными автомобиле-местами. В центральной части крупных городов строят подземные гаражи. Проектами новых жилых домов с улучшенной планировкой, как правило, предусмотрены подземные гаражи. Места в гаражах могут находиться в собственности граждан, в кооперативной собственности либо сдаваться в аренду. В сельской местности и в малых городах, где имеется застройка усадебного типа, сооружают индивидуальные гаражи в виде отдельной хозяйственной постройки либо части хозяйственного блока жилого здания. В отличие от гаражей, на стоянках обустраивают лишь ограждения, навесы и ворота.

Сооружения на стоянках не относятся к объектам капитального строительства. Значительная часть легковых автомобилей граждан хранится непосредственно на улице или на внутридомовых территориях, что нельзя признать удовлетворительным решением на перспективу.

Массовая автомобилизация, следствием которой стал быстрый рост числа легковых автомобилей, обострила проблему временного размещения (парковки) автомобилей у мест массового посещения, прежде всего в центральных частях крупнейших городов. На парковку автомобиль помещается на время нахождения его владельца или пассажира на работе, в магазине, в культурно-массовом учреждении и в других подобных местах, что отличает парковку от гаража или стоянки.

Важнейшей характеристикой парковки является ее функциональное назначение. Парковки общего пользования предназначены для автомобилей неопределенного круга лиц и не привязаны к какому-либо одному объекту посещения. Объектовые парковки рассчитаны на использование сотрудниками и посетителями соответствующих организаций и учреждений, в связи с чем въезд на них может ограничиваться. Объектовые парковки вечером могут использоваться для размещения автомобилей посетителей культурно-зрелищных мероприятий. Для разгрузки центральной части города предназначены перехватывающие парковки, на которых граждане оставляют свои автомобили и далее передвигаются транспортом общего пользования или пешком. По принадлежности земельных участков парковки бывают:

Притротуарными (организуются на проезжей части улиц и площадей, т.е. на дорожной сети общего пользования; в этой связи такие парковки в среднем на 30 % снижают пропускную способность улиц); на специально выделенных участках городских земель общего пользования. В этом случае парковки являются муниципальными (плата поступает в местный бюджет), и эти парковки могут сдаваться по конкурсу в концессию.

На участках земель, принадлежащих различным лицам. В этом случае парковка часто используется для привлечения посетителей. Например, такие парковки организуют около торговых центров.

По архитектурно-планировочному решению парковки выполняются как наземные или в виде сооружений капитального типа. К последним относятся парковки подземные или на крышах общественных зданий, а также специально построенные многоэтажные паркинги.

По времени работы парковки бывают: круглосуточные; работающие в определенные часы суток; временные (на период проведения массовых мероприятий).

По форме оказания услуг различают бесплатные и платные парковки. Основную часть парковочных мест, особенно в периферийной части городов, образуют бесплатные парковки.

Наши рекомендации