ИЖ-350 - первый послевоенный ИЖ!
ИЖ-1 - первенец Ижевского завода!
ИЖ-1 - первая модель мотоцикла этой марки. Машина была разаработана в 1929 году П.В. Можаровым. Отличался мотоцикл от других современников в первую очередь тяжелой и не очень надёжной штампованной рамой из двух цельных ферм. Нижняя часть рамы служила так же и корпусом глушителя - эта особенность была характерна для всех пяти мотоциклов первой серии.
Передняя вилка сочетала в себе свойства параллелограммной и рычажной. На "ИЖ-1" был установлен 2-цилиндровый 4-тактный V-образный двигатель рабочим объёмом 1200 см3 и максимальной мощностью 24л.с.
Коленчатый вал двигателя располагался продольно, крутящий момент на заднее колесо передавался от трехступенчатой коробки передач, выполненной в блоке с двигателем, карданным валом.
Мотоцикл имел 3-ступенчатую коробку передач, выполненную в блоке с двигателем. Главная передача осуществлялась карданным валом.
Всё это придавало мотоциклу значительного веса. Сухая масса этой модели составляла около 300кг. Мотоцикл мог эксплуатироваться как с пассажирским, так и грузовым прицепами. Мощности двигателя было достаточно для передвижения по самым сложным дорогам, однако безопасна скорость передвижения была не велика, при разгоне мотоцикла до 60 км/ч его переднее колесо срывало в «шимми» что приводило к падению.
Следует заметить, что для своего времени "ИЖ-1" обладал чрезвычайно оригинальной и передовой конструкцией.
Мотоцикл относится к классу тяжелых мотоциклов.
Машина предназначалась для эксплуатации как с пассажирским так и грузовым прицепами. Запас мощности обеспечивал возможность движения по самым сложным дорогам.
ИЖ-2
Фактически мотоцикл был модифицированной копией "ИЖ-1". Как и первая модель, "ИЖ-2" имел тяжелую хребтовую раму из штампованных элементов и был оснащен 4-тактным 2-цилиндровым V-образным двигателем рабочим объёмом 1200см3.
Предназначался для тяжелого бездорожья и распутицы. Характерными чертами являются:
§ четырехтактный двухцилиндровый V-образный двигатель с карданным приводом на заднее колесо;
§ наружная хребтовая рама из штампованных элементов;
§ нижние части рамы одновременно являются выхлопными трубами и глушителями;
§ подвеска заднего колеса рессорная, рычажная;
§ ось заднего колеса жестко закреплена на раме;
§ ручное переключение передач;
§ привод на колесо коляски;
§ корфы над осью заднего колеса.
В отличие от базовой модели он имел принудительное охлаждение и усиленную коляску.Также у аппарата был привод на колесо коляски. Мотоцикл мог перевозить четверых: водителя, пассажира на заднем сидении, двух пассажиров в коляске.
ИЖ-3
Чтобы сократить объем разработок П.В. Можаров применил в этой модели силовой агрегат от мотоцикла фирмы Wanderer. Двигатель четырехтактный двухцилиндровый V-твин объемом 750 куб. см., разборная рама из стальных штампованных элементов, подвеска переднего колеса рычажная, вилка параллелограмного типа с прогрессивной пружиной (диаметр навивки возрастает к середине). Ось заднего колеса жестко закреплена на раме. Привод заднего колеса осуществляется втулочно-роликовой цепью, которая работала в герметичном кожухе заполненном маслом.
ИЖ-4
"ИЖ - 4" проектировался как легкий мотоцикл. Он был оснащен одноцилиндровым двухтактным двигателем германской фирмы «Stock» рабочим объемом 200см3. Рама мотоцикла состояла из штампованных элементов. Передняя вилка параллелограмного типа.
ИЖ-5
Аппарат приобрел прозвище «Композиция». В качестве силового агрегата был использован 500-кубовый двигатель «Neander». Передача на ведущее колесо осуществлялась втулочно-роликовой цепью. Рама, бензобак, седло и руль - это также доработанные части мотоцикла «Neander». В этом мотоцикле вместо колесной подставки впервые был использован боковой упор.
ИЖ-7
Мотоциклы "ИЖ-7" фактически были двойниками модели "Л-300" (разработанной Можаровым копии "ДКВ-Люксус-300"): двухтактный одноцилиндровый двигатель с поперечной продувкой, трехступенчатая коробка передач, привод на заднее колесо цепью, рама из штампованных элементов, собранная на болтах, параллелограммная передняя вилка, неподрессоренное заднее колесо.
Но "ИЖ-7" подвергся печально знакомой операции "снижения трудоемкости": исчезли багажник и передние щитки, плоские подножки были заменены на круглые, вращающуюся ручку газа заменила поворотная манетка, привод декомпрессора стал не дистанционный, а краником на головке цилиндра. В конце концов, для серийного производства был избран именно "ИЖ-7". Правда, из 12 мотоциклов, изготовленных в 1933 году, почти все вернулись на завод - подвела система зажигания. Но вскоре "детские болезни" были преодолены, и в 1934 году завод выпустил уже 111 мотоциклов.
На этих мотоциклах, в 1936 году, был осуществлен первый женский мотопробег по маршруту Ижевск-Москва. В пробеге участвовали 15 делегаток Ижевского мотозавода. Пройдя за 8,5 суток 1675 км, из которых более 1100 – по бездорожью,"ИЖ-7" ярко продемонстрировал свои возможности и невероятную выносливость.
Подробнее о женском мотопробеге можно прочитать в журнале «Мото» за март 2005 года.
ИЖ-8
После презентации первого Советского серийного мотоцикла Л-300в 1930 году Правительство СССР поставило задачу довести выпуск мотоциклов до 50000 шт. Была произведена реконструкция Подольского и Таганрогского заводов, построен Ижевский мотозавод. Ижмаш начал выпускать модернизированную модель Л 300 — ИЖ-7, а с 1934 года модель ИЖ-8, которая отличалась от Л 300 более мощным мотором и системой зажигания. Далее завод модернизировал мотор и выпустил модель ИЖ-9 и ИЖ-12 с четырехтактным мотором.
У "Иж-8" сохранена почти без изменений ходовая часть, но это была принципиально новая машина. Новизна - в двигателе. Конструкторы отказались от одноканальной продувки и поршня с дефлектором - ввели двухканальную петлевую продувку и поршень с плоским днищем. Степень сжатия увеличилась до 5,8 единиц вместо прежних 4,5, а мощность возросла до 8 л. с. Мотоцикл оснастили амперметром и отдельным переключателем света. На первых экземплярах они располагались в специальном щитке над рулем, затем амперметр переместился в корпус фары, а переключатель света на правую сторону рамы под бензобак.
Маховичное магдино закрывалось специальным кожухом. Внешне мотоцикл очень легко отличить от предшественника по его выпускной системе: расширительная камера стала компактней, и выхлопная труба выходила из нее не вперед, а назад. Тормозные барабаны колес усилили накладными бандажами. Инструментальный ящик перенесли из-под седла на правую заднюю часть рамы мотоцикла. На мотоцикле появился багажник. Дополнения утяжелили машину на 8 кг, но максимальная скорость с увеличением мощности возросла до 90 км/ч.
Завод изменил конструкцию пробки горловины бензобака: она стала штампованной и запиралась поворотом на 180 градусов вместо резьбовой закрутки ранее.
Интересный факт - все сходящие с конвейера мотоциклы проходили обкатку в реальных дорожных условиях на близлежащей трассе. Темпы выпуска мотоциклов росли, но завод работал неритмично. План выполняли в конце месяца, и на обкатку мобилизовали всех умеющих ездить работников предприятия. В 1938 завод покинули 4020 мотоциклов.
ИЖ-9
В 1939 году на серийное производство был поставлен мотоцикл Иж-9 весом 147 кг с одноцилиндровым двигателем объемом 300 куб. см., мощностью 9,5 л.с. Опять изменения коснулись прежде всего двигателя. Его цилиндр получил два выпускных окна, что подняло мощность до 9,5 л. с. при 4000 об/мин. Немаловажное усовершенствование внесли в ходовую часть - диаметр передних тормозных барабанов увеличили, а заднее колесо полностью изменило конструкцию: тормозной барабан увеличенного диаметра перенесли на левую сторону, поместив внутри зубчатки. Это коснулось машин поздних серий. Завод осваивал выпуск новых мотоциклов постепенно, некоторое время с конвейера сходили переходные модели, т. е. ходовую часть от предыдущей серии оснащали новым силовым агрегатом.
"Иж-9" получил новую переднюю вилку, верхний мостик и горизонтальный демпфер, которые уже опробовали на поздних "Иж-8". Рычаги параллелограмма стали литыми и приобрели более прогрессивную форму, расположившись с наружной части перьев вилки. Изменили и крепление руля на литом кронштейне верхнего мостика вилки. Емкость топливного бака увеличилась с 12 до 14 л.
Мотоцикл ИЖ - 12 (1940)
В 1940 году из Ленинграда была получена документация на мотоцикл «Л-8», оснащенный 4-тактным верхнеклапанным двигателем рабочим объемом 348 см³ и максимальной мощностью 13,5 л.с. Для ускорения освоения новой модели было решено применить ходовую часть мотоцикла «Иж-9».
Серийное производство нового мотоцикла, получившего обозначение «Иж-12», должно было начаться летом 1941 года. Однако дальнейшему развитию мотоциклостроения на заводе помешала война. В 1940 году выпустили лишь отладочную партию - 49 4-тактных мотоциклов с обозначением «Иж-12».
ИЖ-350 - первый послевоенный ИЖ!
ИЖ-350 - дорожный мотоцикл среднего класса , выпускался в Ижевске с 1946 года, являлся копией DKW-NZ 350.
В 1946 г. на Ижевском мотоциклетном заводе был выпущен новый мотоцикл Иж-350,основой для которого стал немецкий DKW-NZ350. Для быстрейшего запуска конвейера в филиал компании DKW в городе Цшопау прибыли главный конструктор «Ижмаша» В. И. Лавренцов и главный технолог В. П. Болтушев с целью получения специального оборудования. По легенде, в качестве технического консультанта в Ижевск привозили Герберта Вернера — создателя DKW-NZ350. В конце 1946 года было изготовлено 83 мотоцикла, причём они собирались из готовых деталей и агрегатов DKW и на них стояли эмблемы концерна «Ауто-Унион» (Auto-Union, четыре кольца). Всего с 1946 по 1951 год было выпущено 126267 экземпляров «Иж-350».
ИЖ-350 представлял собой смесь разных версий немецкого мотоцикла. Так, картер был из алюминиевого сплава, как у ранних моделей, но грязевые щитки — как у более поздних, выпускаемых уже во время войны. Мотоцикл был адаптирован под отечественное электрооборудование и приборы. В целом же общий вид и конструкция были практически идентичны с германским оригиналом. Следует отметить, что для своего времени это был довольно современный, простой и надежный мотоцикл. В 1951 году без остановки производства был осуществлён переход на массовый выпуск мотоцикла «ИЖ-49».
На мотоцикле установлен одноцилиндровый, двухтактный двигатель воздушного охлаждения с возвратно-петлевой двухструйной продувкой, с приготовлением рабочей смеси в карбюраторе и воспламенением ее в цилиндре от электрической искры. Коленчатый вал — сборный, прессованный. Картер — блочного типа. В передней части находится кривошипная камера, в задней размещена коробка передач. Картер состоит из двух половин с разъемом по средней продольной плоскости. Педаль ножного переключения передач и педаль кикстартера расположены с левой стороны картера коробки передач.
DKW-NZ 350
Переднее колесо вместе с тормозом, приводным редуктором спидометра и грязевой щиток крепятся к подвижной части вилки параллелограмного типа. На вилке укреплена фара, в корпусе которой вмонтировав спидометр, соединенный гибким валом с редуктором. Руль мотоцикла закреплен в кронштейнах верхнего мостика телескопической вилки, поворачивающейся на 35° в обе стороны. При этом руль может быть закреплен в удобном для водителя положении. С правой стороны бензобака закреплен сектор рычага ручного переключения передач. При переключении передач педалью, рычаг перемещается в положение, соответствующее включенной передаче.
Малый вес неподрессоренной части и мало меняющийся вылет дают очень хорошую устойчивость и управляемость мотоциклу. Заднее колесо неподрессорено, закреплено в раме. Колеса — легкосъемные, невзаимозаменяемые.
Технические характеристики:
Габаритная длина 2110 мм.
Габаритная ширина 710 мм.
Габаритная высота 935 мм.
Клиренс 120 мм.
Сухой вес мотоцикла с задним седлом 150 кг.
Максимальная скорость 90 км/час.
Ёмкость топливного бака 15 л.
Запас хода по шоссе 160—180 км.
Расход топлива по шоссе не более 4,5 литра на 100 км.
Топливо: Бензин с автолом 10—18 в пропорции 25 : 1
Преодолеваемый брод 300 мм.
Двигатель
Ход поршня 85 мм
Диаметр цилиндра 72 мм
Число цилиндров 1
Рабочий объем цилиндра 346 см3
Степень сжатия 5,8
Максимальная мощность 11,5 л. с. при 4000 об/мин.
Охлаждение воздушное
Система смазки совместная с топливом
Тип карбюратора К-40
Сцепление многодисковое, в масляной ванне
Моторная передача безроликовая цепь, передаточное число—2,17
Коробка передач четырехступенчатая, двухходовая.
Передача от коробки на заднее колесо роликовая цепь, передаточное число—2,33.
Рама - штампованная, сварная.
Передняя вилка пружинная параллелограмного типа.
Задняя подвеска отсутствует
Тип тормовов колодочные
Тип колес легкосъемные, с тангентнорасположенными спицами.
Размер шин 3,25-19"
Спортивные модификации.
Характерной чертой советской мотопромышленности в 40-60-х годах был выпуск спортивных модификаций дорожных мотоциклов. Заложив основу для развития массового мотоспорта, они стали в то же время «испытательными стендами» для проверки тех решений, которые затем применялись на серийной продукции. В 1948 году был изготовлен мотоцикл Иж-350С с телескопической передней вилкой, заменившей архаичную параллелограммную. Заднее колесо получило свечную подвеску с пружинно-гидравлическими амортизаторами. Двигатель имел алюминиевый цилиндр с чугунной гильзой. Мощность его возросла до 14 л.с. В 1950 году началось серийное производство усовершенствованного варианта кроссового мотоцикла Иж-50.
Мотоцикл ИЖ - 49 (1949)
В 1951 г. его на конвейере сменил новый «ИЖ-49» с телескопической передней вилкой и свечной подвеской заднего колеса. По своей конструкции, особенно ходовой части, мотоцикл в своё время считался одним из лучших в Европе. Кроме того, машина отличалась надёжностью и живучестью, что особенно хорошо проявлялось в дальних пробегах. С 1951 по 1958 год было выпущено более полумиллиона мотоциклов этой марки. Их ещё и сегодня можно встретить на дорогах страны.
Амортизаторы подвески заднего колеса и телескопическая вилка переднего, а так же низкая посадка сделали эту машину незаменимой при езде по проселочным дорогам. . Подвеска заднего колеса и телескопическая вилка обеспечивали мягкость хода. На "49-м" штампованная рама и закончила свое существование.
На мотоцикле установлен одноцилиндровый, двухтактный двигатель воздушного охлаждения с возвратно-петлевой двухструйной продувкой, с приготовлением рабочей смеси в карбюраторе и воспламенением ее в цилиндре от электрической искры[1]. Коленчатый вал — сборный, прессованный. Картер — блочного типа. В передней части находится кривошипная камера, в задней размещена коробка передач. Картер состоит из двух половин с разъемом по средней продольной плоскости. Педаль ножного переключения передач и педаль кикстартера расположены с левой стороны картера коробки передач.
Переднее колесо вместе с тормозом, приводным редуктором спидометра и грязевой щиток крепятся к подвижной части телескопической вилки. На вилке укреплена фара, в корпусе которой вмонтировав спидометр, соединенный гибким валом с редуктором. Руль мотоцикла закреплен в кронштейнах верхнего мостика телескопической вилки, поворачивающейся на 35° в обе стороны. При этом руль может быть закреплен в удобном для водителя положении.
С правой стороны бензобака закреплен сектор рычага ручного переключения передач. При переключении передач педалью, рычаг перемещается в положение, соответствующее включенной передаче.
Малый вес неподрессоренной части и мало меняющийся вылет дают очень хорошую устойчивость и управляемость мотоциклу. Заднее колесо закреплено в вилке поперечной жестокости, которая эластично подвешена к раме на пружинно-гидравлических элементах. Колеса — легкосъемные, невзаимозаменяемые.
Техническая характеристика
* Габаритная длина 2120 мм.
* Габаритная ширина 770 мм.
* Габаритная высота 980 мм.
* Клиренс 140 мм.
* Сухой вес мотоцикла с задним седлом 150 кг.
* Максимальная скорость 90 км/час.
* Ёмкость топливного бака 14 л.
* Запас хода по шоссе 160—180 км.
* Расход топлива по шоссе не более 4,5 литра на 100 км.
* Топливо: Бензин с автолом 10—18 в пропорции 25 : 1
* Преодолеваемый брод 300 мм.
* Двигатель
* Ход поршня 85 мм
* Диаметр цилиндра 72 мм
* Число цилиндров 1
* Рабочий объем цилиндра 346 см3
* Степень сжатия 5,8
* Максимальная мощность 11,5 л. с. при 4000 об/мин.
* Охлаждение воздушное
* Система смазки совместная с топливом
* Тип карбюратора К-28
* Сцепление многодисковое, в масляной ванне
* Коробка передач четырехступенчатая, двухходовая.
* Передача от коробки на заднее колесо роликовая цепь, передаточное число—2,33.
* Рама - штампованная, сварная.
* Передняя вилка пружинная телескопического типа с гидравлическими амортизаторами.
* Задняя подвеска пружинная с гидравлическими амортизаторами
* Тип тормовов колодочные
* Тип колес легкосъемные, с тангентнорасположенными спицами.
* Размер шин 3,25-19"
Мотоцикл ИЖ-56
ИЖ-56 — дорожный мотоцикл среднего класса, предназначенный для езды по дорогам с разным покрытием в одиночку или с пассажиром. Выпускался Ижевским машиностроительным заводом с 1956 по 1962 год.
История
В 1956 году появилась новая модель — «Иж-56», а в скором времени завод уже выпустил их опытную партию. По своей конструкции мотоцикл существенно отличался от ранее выпускаемых. Штампованная рама стала трубчатой, были предусмотрены глубокие щитки колес, защищающие водителя от пыли и грязи, седло из губчатой резины с чехлом. Мотоцикл выпускался в двух вариантах - со сдвоенным и с раздельными сёдлами. Карбюратор и воздухоочиститель закрыли кожухами, которые в сочетании с инструментальными ящиками придали машине хороший внешний вид. Колеса с прямыми спицами стали взаимозаменяемыми. Цепь, идущая от коробки передач к заднему колесу была защищена герметическим кожухом. Он был на 20 процентов мощнее своего предшественника, мощность двигателя повысилась до 13 л.с. Его «тираж» за время выпуска составил 680 тысяч штук, из которых 130 тысяч были оснащены боковым прицепом. С 1962 года на базе машины «Иж-56» освоено производство мотоцикла «ИЖ Планета».
Конструкция
На мотоцикле установлен одноцилиндровый, двухтактный двигатель воздушного охлаждения с возвратно-петлевой двухструйной продувкой, с приготовлением рабочей смеси в карбюраторе и воспламенением ее в цилиндре от электрической искры. В отличие от своего предшественника ИЖ-49, у 56-го был алюминиевый цилиндр. Коленчатый вал — сборный, прессованный. Картер — блочного типа. В передней части находится кривошипная камера, в задней размещена коробка передач. Картер состоит из двух половин с разъемом по средней продольной плоскости. Педаль ножного переключения передач и педаль кикстартера расположены с левой стороны картера коробки передач. Рычаг ручного переключения передач не был вынесен на бак, как на ИЖ-49, а был выполнен в виде вертикального рычага справа на двигателе.
Техническая характеристика
* Габаритная длина 2115 мм.
* Габаритная ширина 780 мм.
* Габаритная высота 1025 мм.
* Клиренс 135 мм.
* Сухой вес мотоцикла 158 кг.
* Максимальная скорость 100 км/час.
* Ёмкость топливного бака 14 л.
* Запас хода по шоссе 160—180 км.
* Расход топлива по шоссе не более 4,5 литра на 100 км.
* Топливо: Бензин с автолом 10—18 в пропорции 25 : 1
* Преодолеваемый брод 300 мм.
* Двигатель
- Ход поршня 85 мм
- Диаметр цилиндра 72 мм
- Число цилиндров 1
- Рабочий объем цилиндра 346 см3
- Степень сжатия 6,8
- Максимальная мощность 13 л. с. при 4200-4500 об/мин.
- Охлаждение воздушное
- Система смазки совместная с топливом
- Тип карбюратора К-28Д
* Сцепление многодисковое, в масляной ванне
* Коробка передач четырехступенчатая, двухходовая.
* Передача от коробки на заднее колесо роликовая цепь, передаточное число—2,47.
* Рама - трубчатая, сварная.
* Передняя вилка пружинная телескопического типа с гидравлическими амортизаторами.
* Задняя подвеска пружинная с гидравлическими амортизаторами
* Тип тормовов колодочные
* Тип колес легкосъемные, с тангентнорасположенными спицами.
* Размер шин 3,25-19"