Ответственность перевозчика за просрочку доставки груза, ее основания и объем. Ответственность грузоотправителя и грузополучателя.

Ответственность перевозчика за просрочку доставки груза. Суть этого нарушения состоит в том, что перевозчик доставляет груз в пункт назначения с превышением сроков, предусмотренных для транспортировки грузов. За данное нарушение ответственность наступает при наличии вины перевозчика, которая презюмируется. Однако это субъективное основание ответственности выражается в транспортном законодательстве неоднозначно. Так, УЖТ (п. 118) устанавливается, что перевозчик отвечает, если докажет, что просрочка произошла не по его вине. Ответственность перевозчика за просрочку доставки груза установлена в форме неустойки, носящей штрафной характер. В литературе отмечается, что предусмотренная за просрочку доставки груза ответственность имеет характер исключительной неустойки ; Это положение правильно, ибо за пределами указанных выше сумм взыскание не допускается. Если же просрочка груза обусловит его порчу или повреждение, перевозчик обязан наряду с уплатой суммы за сам факт просрочки возместить получателю ущерб, но это будет ответственность не за сам факт просрочки, а за иное нарушение - несохранность груза, хотя и обусловленное просрочкой, и объем возмещения будет определен именно в отношении последнего нарушения. Таким образом, и за просрочку доставки груза ответственность перевозчика является ограниченной. Поскольку ответственность за просрочку доставки груза наступает при наличии вины перевозчика, последний для освобож-дения от нее обязан доказать любое обстоятельство, свидетель-ствующее об отсутствии его вины в просрочке. Конкретные такие обстоятельства в нормативном порядке, как правило, не приво-дятся, за исключением КВВТ, в ст. 118 которого они названы. 11. Ответственность за несохранность груза и просрочку его доставки возлагается на основного исполнителя транспорт-ного процесса — перевозчика.

Действующий ГК содержит норму об отв-ти по обязательствам сторон по всем видам договора перевозки (ст. 747). Однако эта норма одновременно явл. и отсылочной: в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут отв-ть, установленную ГК и иными актами зак-ва, а также соглашением сторон. Следовательно, при рассмотрении вопросов отв-ти сторон в различных видах договора перевозки необходимо учитывать особенности вида перевозки и соответственно договорных обязательств сторон, установленные транспортными уставами, кодексами и иными актами зак-ва (например, Правила автомоб.перевозок грузов, КТМ).

Ответственность по этому договору строится, скорее, по принципу вины (чем без вины), хотя и в форме презумпции вины обязанной стороны.

Кодекс торгового мореплавания (КТМ) устанавливает перечень оснований освобождения перевозчика от ответственности: перевозчик не несет ответственности, если докажет, что просрочка доставки произошли вследствие: - действия непреодолимой силы; - опасностей или случайностей на море и в других судоходных водах; - спасания людей или разумных мер по спасанию имущества на море; - пожара, возникшего не по вине перевозчика; - действий или распоряжений государственных органов и (или) портовых властей; - военных действий или общественных беспорядков; - действия или бездействия отправителя, фрахтователя или получателя; - скрытых недостатков груза, его свойств или естественной убыли; - скрытых недостатков тары или упаковки груза; - недостаточности или неясности марок; - забастовок или иных обстоятельств, вызвавших полное или частичное приостановление или ограничение работ; - иных обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Воздушный кодекс (ВК) устанавливает отв-ть перевозчика за просрочку доставки груза (ст. 114): За просрочку доставки груза в пункт назначения перевозчик уплачивает неустойку в размере 25 % базовой величины, установленной зак-вом, за каждый час просрочки, но не более 50 % провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

Наши рекомендации