Логопедические заключения | Характеристика диагнозов. Симптоматика | Рекомендации |
Моторная алалия (с 3 лет) | Полное отсутствие речи или наличие лепетных отрывков слов; в более лёгких случаях наблюдаются начатки речи. Затруднения в овладении активным словарём и грамматическим строем речи языка при достаточно сохранном понимании речи. | Подлежит определению в группу ДОУ для детей с ТНР. |
Сенсорная алалия (с 3 лет) | Недоразвитие импрессивной речи, когда наблюдается разрыв между смыслом и звуковой оболочкой слов. | Подлежит определению в группу ДОУ для детей с ТНР. |
Ринолалия всех типов (с 3 лет) | Расстройство звукопроизношения, образующееся в результате излишнего или недостаточного в процессе речи резонирования в носовой полости. | Подлежит определению в группу ДОУ для детей с ТНР. |
Общее недоразвитие речи 1 уровня (выход из алалии) (с 3 лет) | Отсутствие общеупотребительной речи. Дети не могут пользоваться фразовой речью, не владеют навыками связного высказывания. Крайне ограничен активный словарь: отдельные звуки и их сочетания (звукокомплексы, звукоподражания, обрывки лепетных слов), отдельные слова, совпадающие с нормами языка. При воспроизведении слов ребёнок преимущественно сохраняет корневую часть, грубо нарушая их звуко-слоговую структуру. Характерна многозначность употребляемых слов: звукоподражания и слова могут обозначать как названия предметов, так и некоторые их признаки и действия с ними. Снижено понимание речи; при восприятии обращённой речи дети ориентируются на хорошо знакомую ситуацию, мимику и интонацию взрослого. Неустойчивость употребления звуков, в основном раннего и среднего генеза, смазанность артикуляции. Трудности при воспроизведении слоговой структуры слов (использование 1-2 сложных слов). Слова, как правило, употребляются только в исходной форме, так как словоизменение детям ещё недоступно. | Подлежит определению в группу ДОУ для детей с ТНР. |
Общее недоразвитие речи 2 уровня (с 4,5 лет) | Имеется простая фразовая речь (2-4 словная фраза) с грубыми аграмматизмами: отсутствует согласование прилагательных с существительными, опускаются предлоги, смешиваются падежные окончания. Сохраняется многозначное употребление слов. Не сформирован навык словообразования; смешиваются слова, близкие по лексическому значению. Ограниченность словарного запаса проявляется в незнании многих слов, обозначающих части предметов, части тела, названий предметов посуды, транспорта, детёнышей и т.п. Звуковая сторона речи в полном объёме не сформирована и значительно отстаёт от возрастной нормы: наблюдаются множественные нарушения в произношения 16-20 звуков. | Подлежит определению в группу ДОУ для детей с ТНР. |
Общее недоразвитие речи 3 уровня (с 5 лет) | Характерно наличие развёрнутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Структура предложений может быть нарушена за счёт пропуска или перестановки главных и второстепенных членов. Затруднения в употреблении некоторых простых и большинства сложных предлогов, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах. Недостаточная сформированность словообразовательной деятельности. Характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий. Отмечается специфическое своеобразие связной речи: нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжета, фрагментарность изложения. Трудности в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости: персеверации, антиципации, добавление лишних звуков или слогов, перестановка слогов. Звуковая сторона речи характеризуется неточностью артикуляции некоторых звуков, нечёткостью дифференциации их на слух. Недостаточность фонематического восприятия. | Подлежит определению в группу ДОУ для детей с ТНР. |
Общее недоразвитие речи 4 уровня (с 6 лет) | Остаточные явления недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы. Затруднения в воспроизведении слов сложного слогового состава и их звуконаполняемости является диагностическим критерием. Отмечается незавершённость формирования звуко-слоговой структуры, смешение звуков, низкий уровень восприятия фонем. Наблюдается вялая артикуляция звуков, недостаточная выразительность речи и нечёткая дикция. Дети плохо справляются с подбором антонимических и синонимических пар. Недостаточность лексического строя языка проявляется в специфических словообразовательных ошибках. Наблюдаются ошибки в падежных окончаниях, в согласовании числительных и прилагательных с существительными. В связной речи выявляются затруднения в передаче логической последовательности, пропуск главных событий, повтор отдельных эпизодов. | Подлежит определению в группу ДОУ для детей с ТНР. |
Фонетическое нарушение речи или неправильное произношение отдельных звуков (с 6 лет) | Нарушены фонетическая сторона речи (звукопроизношение, звуко-слоговая структура слова, просодика) в комплексе или какие-либо отдельные компоненты фонетического строя речи. | Логопедические занятия на логопункте |
Фонетико-фонематическое нарушение речи (с 5-6 лет) | Несформированность произношения звуков может быть выражена различным образом: замена звуков более простыми по артикуляции; трудности различения звуков; особенности употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте. Наряду с нарушением фонетической стороны речи имеется и недоразвитие фонематических процессов: фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений. | Логопедические занятия на логопункте |
Лексико-грамматическое недоразвитие речи (с 6 лет) | Нормальное звукопроизношение, относительно сохранны фонематические процессы, однако отмечается ограниченный словарный запас, нарушение грамматического строя речи. | Логопедические занятия на логопункте |
Задержка речевого развития, обусловленная социальной депривацией (ЗРР, ЗПРР) | Симптомы ФФН и ЛГНР. | Логопедические занятия на логопункте или в группе для детей с ЗПР. |
Заикание | Нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. | Подлежит определению в группу ДОУ для детей с ТНР. |