Выполнение лабораторной работы
При подготовке к работе необходимо изучить методическое указание к лабораторной работе, а затем получить у преподавателя номер вариант задания. С использованием полученных данных выполняются расчеты загрязнения атмосферного воздуха выбросами вредных веществ с отработанными автомобильными газами.
Постановка задачидля расчета загрязнения атмосферного воздуха автомобильным транспортом:
Определить концентрацию загрязнения атмосферного воздуха СО, СnHm, NOx на различном расстоянии от автомобильной дороги на расчетном поперечнике с исходными данными для различных вариантов расчетов, приведенных в Приложении А.
Необходимо:
n определить:
· определяется удельная эмиссия загрязняющих веществ по компонентам;
· концентрация загрязнений атмосферного воздуха различными компонентами в зависимости от расстояния от дороги.;
· зависимость концентрации загрязнений от расстояния от проезжей части;
n построить график распространения загрязнений в зависимости от расстояния от дороги.
Выполнение лабораторной работы состоит из двух этапов:
1. В соответствии с полученным вариантом задания, необходимо вручную произвести расчет всех описываемых показателей предельно допустимого выброса вредного вещества и рассеивания вредных примесей в приземном слое. Результаты ручного расчета необходимо предъявить преподавателю. После выполнения указанных действий, приступить ко второму этапу выполнения лабораторной работы.
2. Необходимо проверить правильность ручного расчета в программе «Расчёт допустимого выброса вредных веществ в атмосферу и расчёт рассеивания этих примесей в приземном слое». При обнаружении ошибок в расчёте исправить их.
Описание программы:
После запуска программы для расчёта допустимого выброса вредных веществ в атмосферу и расчёта рассеивания этих примесей в приземном слое на экране отобразится окно для ввода исходных данных (рисунок 3).
Рисунок 3 – Окно для ввода исходных данных
Цифрами отмечены следующие элементы окна:
1 – Строка таблицы для ввода исходных данных. Левая ячейка - обозначение входного параметра. Правая ячейка – значение параметра.
2 – Редактируемая в данный момент ячейка таблицы. Для редактирования ячейки дважды щелкните по ней левой кнопкой мыши. После ввода нужного значения нажмите клавишу [Enter] для подтверждения ввода или клавишу [Esc] для отмены ввода.
3 –Всплывающая подсказка. Чтобы увидеть ее, наведите указатель мыши на нужный параметр в таблице и подождите 2 секунды. Во всплывающей подсказке отображается краткое описание параметра и его единицы измерения.
4 – Поле для выбора уровня солнечной радиации из выпадающего списка.
5 – Исходные данные разделены на группы. Вкладки позволяют переключаться между ними.
6 –Кнопка для начала вычислений.
7 –Кнопка для отображения справочной информации о программе.
8 –Кнопка для выхода из программы.
Введите исходные данные в соответствующие ячейки таблицы на каждой вкладке. Обратите внимание, что дробная часть числа от целой отделяется с помощью точки. Если вы оставите ячейку таблицы пустой, то ее значение будет считаться равным нулю.
После ввода исходных данных для старта вычислений нажмите кнопку [Рассчитать]. Программа выполнит анализ введенных данных. Если они не могут привести к математической ошибке в процессе вычислений (деление на ноль или извлечение корня из отрицательного числа), то отобразится окно с результатами расчёта. Иначе отобразится сообщение о некорректных исходных данных (рисунок 4).
Рисунок 4 – Проверьте исхождные данные
Для получения дополнительной информации о программе используйте справку (кнопка [Справка]).
На рисунке 5 изображено окно, которое отобразится на экране после завершения вычислений.
Рисунок 5 – Результаты расчета
Цифрами отмечены следующие элементы окна:
1 - В заголовке окна отображается время выполнения расчёта. Это связано с тем, что одновременно может отображаться несколько окон с полученными результатами. Это сделано для более удобного сравнения и анализа результатов (вы можете изменить один параметр в исходных данных и сразу же оценить влияние данного изменения на результат). Таким образом, может возникнуть ситуация, что одновременно у вас отображаются, к примеру, 5 окон с результатами расчёта. Время в заголовке этих окон поможет вам ориентироваться среди них.
2 - Сводная расчётная таблица (отображается на вкладке "Результаты"). Данную таблицу нельзя редактировать. Если вы считаете, что значение какого-то параметра некорректное, то ошибку следует искать в исходных данных.
3 - Нажатие на кнопку [Распечатать] позволит вам распечатать результаты расчёта из сводной расчётной таблицы. Если в системе установлены принтеры, то отобразится окно печати, в котором можно выбрать необходимый принтер. Если в системе отсутствуют принтеры, то отобразится соответствующее информационное сообщение и результат будет сохранен в файл Result.pdf, который будет располагаться в том же каталоге, что и файл с программой.
4 - Кнопка [Закрыть] закрывает окно с результатами расчёта.
4 ТРЕБОВАНИЯ К ОТЧЁТУ
Результаты практической работы должны быть оформлены в виде отчёта, в котором должны быть изложены:
· наименование и вариант работы;
· исходные данные для расчётов;
· методика расчётов с результатами вычислений;
· график распространения загрязнений в зависимости от расстояния от дороги;
· сводная расчётная таблица;
· общее заключение по результатам работы.
Примечание: сводная расчётная таблица может быть распечатана с помощью программы или создана вручную (в зависимости от указаний преподавателя).
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Приведите примеры передвижных источников вредных выбросов в атмосферу.
2. Какие вредные вещества содержатся в выхлопных газа автомобильного транспорта?
3. В какие периоды движения автомобиля в его выхлопных газах содержится наибольшее и наименьшее количество вредных примесей?
4. Дайте понятие токсичности выбросов автомобильного транспорта.
5. Назовите мероприятия, внедрение которых приводит к уменьшению вреда, наносимого атмосфере автомобильным транспортом.
6. В чем сущность градостроительных мероприятий, направленных на защиту атмосферного воздуха от вредных выбросов автомобильного транспорта?
7. Роль организации движения городского транспорта в защите атмосферного воздуха от вредных выбросов автомобильного транспорта.
8. Почему электрический транспорт меньше загрязняет атмосферный воздух, чем автотранспорт, работающий на бензине или на солярке?
9. Почему устанавливаются нормы на содержание вредных веществ в отработанных газах автомобилей и двигателей?
10. Каким образом присадки к бензину способствуют снижению токсичности отработанных газов автомобилей и двигателей?
11. Какие виды нейтрализаторов выхлопных газов Вы знаете?
12. В чем преимущества использованиясжатого и сжиженного газа в качестве топлива для автомобилей по сравнению с бензином?
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Автотранспортные потоки и окружающая среда: учеб. пособие / под ред. В. Н. Луканина. – М.: ИНФРА–М, 1998. – 408 с.
2. Рекомендации по учету требований по охране окружающей среды при проектировании автомобильных дорог и мостовых переходов. Разработаны ГипродорНИИ. Одобрены Федеральным дорожным департаментом Министерства транспорта Российской Федерации (протокол от 26 июня 1995 года).
3. Солодов, Г. А. Экология. Нормирование, управление, контроль качества окружающей природной среды: учеб. пособие
/ Г. А. Солодов, Г. В. Ушаков; КузГТУ. – Кемерово, 1999. – 137 с.
4. Трофименко, Ю. В. Экология: Транспортное сооружение и окружающая среда. Учеб. пособие / Ю. В. Трофименко, Г. И. Евгеньев. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 400 с.
5. Методика расчетов выбросов в атмосферу загрязняющих веществ автотранспортом на городских магистралях / Министерство транспорта РФ. – М., 1997. – 54 с.
6. ГН 2.1.6.1983-05 Предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест.
7. РД 52.04.186-89. Руководство по контролю загрязнения атмосферы. Временные указания по определению фоновых концентраций вредных веществ в атмосферном воздухе для нормирования выбросов и установления ПДВ (Л.: Гидрометеоиздат, 1981).
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Таблица А.1 – Исходные данные для расчётов
№ варианта | Интенсивность движения, авт./ч | ||||
Легковые | Малые грузовые карбюраторные | Грузовые карбюраторные | Грузовые дизельные | Автобусы карбюраторные | |
1. | |||||
2. | |||||
3. | |||||
4. | |||||
5. | |||||
6. | |||||
7. | |||||
8. | |||||
9. | |||||
10. | - | - | |||
11. | - | - | |||
12. | - | - | |||
13. | - | - | |||
14. | - | - | |||
15. | - | - | |||
16. | - | - | |||
17. | - | - | |||
18. | - | - | |||
19. | - | - | |||
20. | - | - | |||
21. | - | - | |||
22. | |||||
23. | |||||
24. | |||||
25. |