Роль сис-мы УК в повышении эф-ти работы ЖДТ
Анализ за 1992-2003 годы показывает, что в этот период общее количество случаев брака на сети железных дорог уменьшилось в 3,4 раза. Основными факторами, которые привели к этим случаям, являются:
• технологический – 58%;
• человеческий (неграмотные действия, халатность, опьянение) –40,6%;
• технический (изломы рельсов, колес, надрессорных балок) – 1,4%.
Первоочередная задача – создание эффективной Системы обеспечения качества перевозочного процесса в целом с учетом всех его составляющих: регулярности движения и своевременности доставки пассажиров и грузов, сохранности грузов в процессе их перевозки, безопасности движения.
Система упр-ия кач-ом перевозочного и обеспечивающих его процессов должна гарантировать выполнение обязательных норм и правил в области без-ти движения, а сами эти нормы и правила должны разрабатываться с учетом защиты от всех выявленных в эксплуатации и возможных в будущем недопустимых рисков возникновения транспортных происшествий и связанного с ними вреда для жизни и здоровья людей, имущества и окружающей среды. Когда речь идет о нарушениях безопасности движения, руководящий принцип «реагировать и выправлять» должен быть заменен принципом «предвидеть и предупреждать».
Высокая оценка роли систем управления качеством в повышении эффективности эксплуатации железнодорожного транспорта определяется тем, что данная система оказывает на него свое воздействие не столько путем внедрения новой техники, сколько путем создания новой, более упорядоченной организации управления отраслью, усвоения и реализации новой «философии» отношения к труду, к персоналу Компании, ко всем пользователям услугами железнодорожного транспорта, к организациям – поставщикам железнодорожной техники.
Необходимость совершенствования системы управления безопасностью движения, в том числе на основе создания и внедрения систем менеджмента качества в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО серии 9000, осознана в ОАО «РЖД».
Нет сомнения, что в настоящее время именно в организации управления работой железнодорожного транспорта, в управлении и мотивации персоналом, во взаимоотношениях работников различных хозяйств имеется большое число недостатков. Их устранение является значительным резервом для улучшения всех сторон деятельности железнодорожного транспорта.
89. Качество транспортного обслуживания: сущность и основные показатели
Важнейшим пок-лем кач-ва трансп-го обслуж-ия нар-го хоз-ва, п/п явл-ся ур-нь удовлет-ия их потребностей в грузовых перевозках по общему объему, отдельным родам грузов, видам сообщений, категориям отправок и другим характеристикам.
Т.О., для опр-ия кач-ва транс-го обслуж-ия нужно знать реальные размеры полной и фактически удовлетворенной потр-тей в пер-ках. Причем, последняя м.б. сопост-на с плановой и с полной потр-тью. Разница м/у полной и плановой потр-тями будет хар-ть неудовл-ую сверхплановую потр-сть в пер-ках. При этом реальная полная потр-ть в перевозках больше платежеспособности спроса.
Проблема точного опр-ия ур-ня удовл-ия всех потр-тей в пер-ках должна решаться повыш-ем кач-ва исходной инфо в заявках на пер-ку п/п с т.з. наибольшей ее полноты, широким использ-ем данных статистики о факт-ки выполненных перевозках.
В текущем и оперативном периодах вр-ни ур-нь удовл-ия потр-ти в пер-ках грузов опр-ют простым сопоставлением план-го и фактически выполненного объемов пер-ок:
по отправлению (погрузке) грузов, %
по прибытию (выгрузке) грузов, %,
где , — соотв-но план-й и факт объемы отпр-ия (погрузки) грузов за год, квартал, месяц, т;
, — соотв-но план и факт объемы приб-ия (выгрузки) грузов за год, квартал, месяц, т.
Разности - и - хар-ют наличие остатков соотв-нно не отпр-ых и не прибывших к местам назначения грузов. Формулы не отражают уровня удовл-ия полной потр-ти в перевозках, включая сверхплановую потребность.
Если эк-ки обоснованный и реально заявленный объём отпр-ия, хар-щий полную потр-ть в перевозка обозначить через ,то ур-нь фактически удовл-ой потр-ти в перевозках по отношению к реально заявленно потребности в них
а ур-нь утвержденной планом потребности в перевозке по отношению к реально заявленной полной потребности
Большие трудности в усл-ях рынка возникают при точном опр-ии ур-ня удовл-ия потр-ти в пер-ках на перспективу. Они связаны с тем, что ни плановые заявки на пер-ку, ни отч. данные о вып-ии их объема уже не могут служить достоверной основой для опр-ия реальной перспективной потр-ти в пер-ках. Эта потр-ть м.б. установлена на основе эк-их иссл-ий.
В рез-те эк-го иссл-ия необх-мо опр-ть, как изм-ся в перспективе объем и стр-ра пр-ва, стр-ра обращения, распр-ия и потр-ия по видам продукции с целью равномерного, ритмичного и в нужном объеме обесп-ия п/п трансп. ср-ми, недопущения накопления невывезенных грузов, простоев и сбоев в работе п/п из-за несвоевр-го подвоза сырья, топлива и вывоза гот. прод-ии.
Общий эк-ий и соц-эколог-ий ущерб от некач-го и неполного удовл-ия перспективных потр-тей в пер-ках включает: потери от сокращ-ия объема пр-ва прод-ии из-за несвоевр-ти и замедления доставки грузов по назначению; потери от сокращ-ия объема потребления прод-ии в рез-те утраты, порчи или повреждения грузов в проц-се их трансп-ки и хранения; непроизв-ые зат-ты на восполнение их пр-ва и пер-ки; потери, связ-ые с ухудшением условий и без-ти труда; потери, связ-ые с отриц-ым возд-ем несохранных пер-ок грузов на трансп-ые ср-ва, раб-ков тр-та и окр. среду.