Управленческий цикл. Стиль руководства. Роль руководителя в повышении эффективности работы коллектива.

Управленческий цикл – процесс управления, начинающийся и заканчивающийся сбором информации об управляемом объекте (но уже в новом состоянии системы после управленческого воздействия), носящий замкнутый циклический характер и имеющий поступательное движение по спирали.

I этап – получение информации об исходном состоянии управляемой системы, ее обработка и анализ, что позволяет оценить настоящее состояние системы, разработать перспективу, спрогнозировать дальнейшее развитие системы.

II этап – разработка и принятие управленческого решения, включает:

- определение главной цели, которая должна быть конкретизирована во всех аспектах ее выполнения

- выбор наиболее важных приоритетных проблем, которые необходимо решить для достижения основной цели

- определение оптимальной последовательности решения этих проблем

Основные виды управленческих решений:

а) социальные – подбор, расстановка кадров, работа с резервом, повышение квалификации врачей и среднего медицинского персонала

б) медицинские – организация лечебно-диагностического процесса, перепрофилирование коек, повышение качества медицинской помощи, внедрение достижений медицинской науки, новых методов диагностики и лечения

в) организационные – регламентация работы отдельных подразделений, служб, разработка должностных инструкций, информационное обеспечение, определение вопросов для обсуждения на различных уровнях

г) ресурсные – лекарственное обеспечение, обновление материально-технической базы и др.

д) административно-хозяйственные – организация ремонта, строительство

е) решение по контролю за исполнением

III этап – реализация управленческого решения, организация работы коллектива, обеспечение согласованности действий исполнителей, регламентация выполнения управленческого решения.

Оптимальная реализация управленческого решения во многом определяется научной организацией труда (НОТ) – организацией труда, основанной на систематическом внедрении достижений передового опыта, что позволяет наиболее эффективно организовать производственный процесс, обеспечить повышение производительности труда, сохраняя при этом здоровье работающих.

Основные принципы НОТ:

- экономичность (получение наибольшего эффекта при наименьших затратах сил и средств – именно на этом должна базироваться правильная организация труда каждого коллектива)

- кооперация и специализация труда

- научно обоснованная система подбора и расстановки кадров

- нормирование трудовых операций

- внедрение в работу медицинских учреждений современных технических средств

- организация рабочего места

Основа НОТ – решение кадровых вопросов (правильный подбор и расстановка кадров с учетом квалификации профессиональной подготовки, личных качеств каждого работника, регламентация деятельности учреждений, их подразделений и каждого работника).

Регламентация деятельности учреждения определяется соответствующим нормативным документом – типовым положением об областном, городском отделе ЗО, ЦРБ и др. На их основе разрабатываются положения о структурных подразделениях этих учреждений. Деятельность сотрудников определяется должностными инструкциями, которые составляются с учетом конкретных условий работы, квалификации, стажа и опыта работы исполнителя.

IV этап – контроль за реализацией управленческого решения: получение информации, анализ и оценка результатов деятельности коллектива.

Для анализа управления используют: данные отчетности и текущего учета; директивную документацию (приказы органов управления ЗО, протоколы коллегий и медицинских советов и др.); специальные исследования с использованием методов хронометрии, инвентаризации, экспертных оценок.

На эффективность работы в коллективе влияет ряд факторов:

- морально-психологический - создание в исполнителях убежденности в важности своей работы, ее значимости

- общественный - исполнительная дисциплина

- экономический – материальное поощрение, оплата труда с учетом личного вклада и качества труда

- контроль – система мер, направленных на обеспечение выполнения управленческого решения, должен быть постоянным, его ведущая форма – учет

- профессиональная подготовка исполнителей

- взаимоотношения между руководителем и подчиненными

Руководитель оказывает значительное влияние на эффективность работы коллектива, он должен обладать следующими качествами: способность к лидерству, настойчивость, широкое образование, ум и талант, организаторские способности, стремление к власти, профессиональные знания, решительность, твердый характер, инициатитва, чувство нового, дальновидность, оригинальность.

5 обязательных качества руководителя (в ранговом порядке): 1. принципиальность; 2. справедливость; 3. компетентность; 4. требовательность; 5. организаторские способности

Данные качества являются составляющими авторитета(меры общественного признания, выражающей насколько коллектив считается с руководителем, его мнением, советами).

Стили руководства – совокупность типичных и относительно устойчивых приемов воздействия руководителей на подчиненных:

а) авторитарный (директивный) – стремление централизовать власть, единоличное решение вопросов; руководитель не терпит возражений, резко реагирует на критику; в контроле опускается до мелочей; между сотрудниками и руководителем возникает психологический барьер

б) демократический (коллегиальный)– забота о создании оптимального психологического климата, к разработке решений привлекаются все члены коллектива, поощряется инициатива сотрудников, контроль проводится по основным позициям, в коллективе преобладает отношение сотрудничества.

в) либеральный (исполнительный)– минимальное вмешательство руководителя в деятельность коллектива, неумение распределить функции, в работе отсутствует системность, выполнение дел отстает.

Наши рекомендации