ГЛАВА: Классификация и характеристика груза.
Введение
Выбранная мной тема данной курсовой работы «Классификация грузов и транспортные тарифы» посвящена важной и актуальной отрасли в сфере деятельности логистики.
Развитие промышленности в конце XVIII - начале XIX веков заложило основы машинного производства и обусловило современный уровень развития практически всех отраслей экономики. Отличие машинного от ручного индивидуального производства заключалось главным образом в использовании паровой энергии и различных машин, позволивших в гигантских масштабах увеличить производительность труда.
Процессы индустриализации повлекли за собой необходимость в операциях по перемещению грузов, причем не только в сфере производства, но и в сфере распределения товаров.
Объектом перевозки при работе грузовых автомобилей являются грузы. Груз – это товарная продукция, получаемая в результате деятельности различного рода производств и населения. Груз – это товарная продукция, получаемая в результате деятельности различного рода производств и населения (сырье, материалы, полуфабрикаты, готовые изделия, продукция сельского хозяйства), с момента ее предъявления к перевозке до момента сдачи потребителю.
Объектом исследования в данной курсовой работе будет являться характеристика грузов, а так же транспортных тарифов.
Предметом исследования является классификация грузов и транспортные тарифы.
Цель данной работы представляет собой изучение перемещения груза не только в сфере производства, но и в сфере распределения товаров.
Основные задачи курсовой работы следующие:
1. Изучить характеристику груза.
2. Определить классификацию груза.
3. Выделить факторы, влияющие на груз.
Данная курсовая работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка литературы.
В первой главе речь идет о классификации и характеристики грузов.
Во второй главе говорится о характеристики транспортных тарифов.
При написании курсовой работы использовались информационные источники как современных, так и зарубежных авторов, среди которых:
1. Ширяев С.А., Гудков В.А., Миротин Л.Б. Транспортные и разгрузочно-погрузочные средства. Учебник - М., Телеком, 2007 – 848 с.
2. Организация погрузочно-разгрузочных работ при перевозке различных грузов. Метод указания / А.В. Вельможин - Волгоград, ВолгПИ, 1986 - 44с.
ГЛАВА: Классификация и характеристика груза.
1.1. Характеристика груза.
Транспортная характеристика грузов представляет собой совокупность:
· физико-механических и физико-химических свойств;
· объемно-массовых характеристик;
· параметров тары и упаковки;
· характеристик опасности;
· специфических свойств грузов.
Грузы каждого наименования обладают присущими только им физико-механическими и физико-химическими свойствами, объемно-массовыми характеристиками и степенью опасности, предъявляются к перевозке в упаковке или без нее и др. Из вышесказанного следует, что у каждой номенклатуры груза своя транспортная характеристика, которая определяет режим перевозки, способы погрузки, разгрузки, перегрузки и хранения, а также требования к техническим средствам выполнения этих операций.
Транспортная характеристика используется при решении задач, связанных с рационализацией перевозочного процесса:
1. подборе целесообразных типов и моделей подвижного состава;
2. выборе погрузочно-разгрузочных средств и грузозахватных устройств;
3. выборе складского оборудования;
4. выборе средств упаковки и пакетирования;
5. разработке рациональных способов и схем погрузки-разгрузки и перевозки и т. д.
Изменение транспортной характеристики груза приводит к изменению технических и технологических элементов процесса доставки грузов. Так, например, переход от перевозки навалом к перевозке в таре или упаковке таких грузов, как цемент или минеральные удобрения, требует кроме применения упаковочных материалов и средств пакетирования использования других типов подвижного состава, складов и средств механизации погрузочно-разгрузочных работ. Кроме полного изменения транспортной характеристики груза, пример которой приведен выше, при разработке рациональных процессов доставки грузов, приходится прибегать к изменению отдельных составляющих транспортной характеристики: объемной массы, вида тары и упаковки, линейных размеров отдельных мест и др.
К массовым характеристикам грузов относят:
· плотность,
· навалочную плотность,
· удельную массу.
Плотность - это масса однородного вещества в единице объема. Единицей измерения плотности является кг/м3. В производственной практике в качестве единицы измерения плотности чаще всего используют т/м3. На транспорте понятие плотности используют для расчета массы жидких грузов, перевозимых наливом, например в цистернах.
Навалочная плотность (объемная масса) - масса груза в единице объема с учетом скважистости и пористости вещества. Навалочные и насыпные грузы представляют собой большое количество частиц различной формы и размеров. Между отдельными частицами и внутри них есть свободные пространства, обусловленные неплотным прилеганием частиц друг к другу, а также наличием пор и капилляров внутри самого вещества. Поэтому объем, занимаемый данными грузами, зависит не только от количества однородного вещества, но и от размера свободного пространства как внутри груза, так и между его отдельными частями.
Удельная масса - масса единицы объема груза с учетом пористости вещества (т. е. с учетом объема внутренних пор и капилляров). Эта характеристика груза используется для расчета массы лесоматериалов, железобетонных изделий и других видов грузов.
К объемным характеристикам грузов относят:
· удельный объем,
· удельный погрузочный объем.
Удельный объем - объем единицы массы груза. Для навалочных и насыпных грузов удельный объем - величина, обратная объемной массе, а для жидкостей - обратная плотности продукта.
Удельный погрузочный объем - объем кузова подвижного состава, который в среднем занимает одна тонна груза.
1.2. Классификация груза
Для успешной работы с огромной номенклатурой грузов (более пяти тысяч наименований), предъявляемых к перевозке автомобильным транспортом, необходимо знать их классификацию. В настоящее время существует несколько способов классификации грузов, которые основаны на разделении грузов по ряду обобщающих признаков.
В соответствии со свойствами грузов, характеризующими отдельные операции по доставке грузов потребителям, грузы классифицируются по следующим признакам.
По отраслевому признаку грузы разделяются:
· на промышленные (промышленные изделия, металл, руда, уголь, нефть и нефтепродукты и др.);
· сельскохозяйственные (зерно, фураж, овощи, фрукты, хлопок, живность, удобрения и др.);
· строительные (цемент, песок, щебень, бетон товарный, железобетон, железобетонные плиты, фермы, кирпич и т. д.);
· торговые (пищевые продукты и промышленные товары, доставляемые в торговую сеть, грузы для предприятий общественного питания и т. д.);
· коммунальные (мусор, пищевые отходы, снег и др.);
· прочие (грузы для выставок и соревнований, багаж, макулатура, возвратная тара и др.).
По физическому состоянию грузы делятся:
ü твердые
ü жидкие
ü газообразные.
По приспособленности к выполнению погрузочно-разгрузочных работ грузы различают:
o навалочные [различные сыпучие материалы, перевозимые без упаковки (навалом, насыпью) - уголь, песок, гравий, щебень, галька, кокс, руда, камень и др.];
o тарно-упаковочные и штучные (грузы в мешках, кулях, пакетах, ящиках, кипах, коробках, решетках, сетках, связках, а также грузы без упаковки; катно-бочковые - грузы в металлических, деревянных и фанерных бочках, барабанах, бухтах, рулонах и др.);
o жидкие или наливные (молоко, спирт, пиво, нефтепродукты, кислоты, различные химические растворы и т. п.);
o полужидкие и густеющие (товарный раствор, бетон, асфальт, штукатурная масса, гудрон, битум и др.);
o газообразные (кислород, азот, бутан, пропан, аргон и др.).
По габаритным размерам грузы могут быть:
Ø габаритными (габаритные размеры груза не превышают по ширине 2,5 м, по высоте в транспортном положении вместе с автомобилем - 3,8 м, при перевозке контейнера - 4 м, по длине со свесом за задний борт кузова - 2 м);
Ø крупногабаритными (груз с размерами свыше 2,5 м по высоте, 2 м по ширине и 3 м по длине);
Ø негабаритными [габаритные размеры транспортных средств (вместе с грузом) превышают установленные ГОСТ предельные].
По условиям перевозки грузы, делятся:
§ обычные, перевозящиеся универсальным подвижным составом;
§ специальные, перевозящиеся специализированным подвижным составом;
§ специфические (перевозящиеся специальным подвижным составом), т. е. грузы, которые могут менять свое физическое состояние в процессе перевозки. К ним относятся скоропортящиеся грузы (требующие ускоренных сроков доставки при соблюдении необходимых тепловых режимов), густеющие, застывающие и спекающиеся (бетон, битум, асфальт и др.), смерзающиеся (влажный песок, руда, уголь, кокс и др.), испаряющиеся (легкоиспаряющиеся жидкости, сухой лед), антисанитарные и живность.
По условиям хранения:
v не требующие защиты от окружающей среды;
v требующие защиты от окружающей среды.
По степени использования грузоподъемности подвижного состава:
1-го класса - грузы, при перевозках которых коэффициент использования грузоподъемности подвижного состава равен 1,0;
2-го класса - коэффициент использования грузоподъемности подвижного состава от 0,71 до 0,99;
3-го класса - коэффициент использования грузоподъемности подвижного состава от 0,51 до 0,70;
4-го класса - коэффициент использования грузоподъемности подвижного состава от 0,41 до 0,50.
По степени опасности грузы подразделяются:
малоопасные (стройматериалы и разные промышленные и продовольственные товары);
пылящие и горячие (цемент, мука, известь, минеральные удобрения, асфальт, битум и др.);
опасные по своим размерам (крупногабаритные грузы, у которых некоторые части или детали выступают за основные габариты автотранспортных средств);
опасные.
В соответствии с указанным ГОСТ опасные грузы разбиваются на девять классов:
- взрывчатые вещества (ВВ);
- газы, сжатые, сжиженные и растворенные под давлением;
- легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ);
-легковоспламеняющиеся твердые вещества (ЛВТ), самовозгорающиеся вещества (СВ) и вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой;
- окисляющие вещества (ОК) и органические пероксиды (ОП);
- ядовитые вещества (ЯВ) и инфекционные вещества (ИВ);
- радиоактивные материалы (РМ);
- едкие и (или) коррозионные вещества (ЕК);
- прочие опасные вещества.
В документах опасные грузы классифицируются, основываясь на ДОПОГ (Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов).
ДОПОГ разработан с целью унификации правил перевозки опасных грузов в международном сообщении.
1.3. Факторы, влияющие на груз
На груз в процессе доставки его от поставщика до потребителя влияют три группы внешних воздействий.
Механические - удары, толчки, вибрация, статические нагрузки, трение, возникающие в процессе транспортирования, погрузочно-разгрузочных работ, перегрузки, складирования и др. Как правило, механические воздействия на груз возникают из-за неисправности кузовов подвижного состава, погрузочно-разгрузочных механизмов и машин, грузозахватных устройств, складского оборудования, неправильного размещения груза в кузове подвижного состава, нарушения технологических процессов доставки груза.
Климатические - атмосферные осадки, газовый состав, температура, влажность, запыленность воздуха, наличие в его составе микробиологических форм, свет.
Биологические - влияние жизнедеятельности микроорганизмов, насекомых, грызунов.
Под действием указанных факторов в массе груза происходят различные физико-химические, биохимические, микробиологические и другие процессы, свойственные отдельным видам продукции, приводящие к порче груза.