Методика проведения работы

Лабораторная работа 5

Определение интенсивности движения транспортных средств и уровня загрузки дороги движением

Цель работы

Цель работы – изучение студентами методик и получение практических навыков по определению, обработке и анализу результатов наблюдений интенсивности движения транспортных средств и расчету уровня загрузки автомобильной дороги движением.

Основные теоретические положения

На горизонтальных участках автомобильных дорог основное влияние на режим движения оказывают интенсивность движения, скорость, состав и плотность транспортного потока Интенсивность движения определяют подсчетом транспортных средств, которые проходят через сечение дороги за единицу време­ни (год, сутки, час). Количество автомобилей, которые проходят через данное сечение дороги в течение года, называют годовой ин­тенсивностью движения. Эту характеристику используют для опре­деления работы транспорта на некотором участке дороги в течение года. Годовая интенсивность, разделенная на количество рабочих дней в году, составляет среднегодовую суточную интенсивность движе­ния. Эту характеристику используют для оценки соответствия пара­метров автомобильной дороги требованиям автомобильного транс­порта, для программирования основных мероприятий по усовер­шенствованию дорожных условий. Скорость определяется расстоянием, которое автомобиль может преодолеть за единицу времени. Состав транспортного потока характеризуется соотношением в нем транспортных средств различного типа. Этот показатель оказывает зна­чительное влияние на все параметры дорожного движения. Вместе с тем состав транспортного потока в значительной степени отражает об­щий состав парка автомобилей в данном регионе. Состав транспортного потока влияет на загрузку дорог (стеснен­ность движения), что объясняется прежде всего существенной разни­цей в габаритных размерах автомобилей - длина легковых автомо­билей 4—5 м, грузовых 6—8 м, длина автобусов достигает 11 м, а ав­топоездов 24 м, сочлененный автобус (троллейбус) имеет длину 16,5 м. Плотность движения определяется как количество автомобилей на полосе проезжей части, приходящейся в данный момент времени на единицу длины дороги.

Взаимосвязь интенсивности, скорости и плотности потока на одной по­лосе дороги графически может быть изображена в виде основной диаграммы транспортного потока, отражающей за­висимость:

N = V * q, (1)

где V – скорость движения транспортных средств; q – плотность транспортного потока.

Основная диаграмма отражает изменение состояния однорядного транспортного потока преимущественно легковых автомобилей в за­висимости от увеличения его интенсивности и плотности.

С изменением интенсивности движения на дороге резко меня­ется качественное состояние транспортного потока и условия труда водителей.

Для характеристики разных состояний транспортного потока и условий движения используют следующие показатели: коэффи­циент загрузки движением; коэффициент скорости движения; коэффициент насыщения движением; уровень удобства движения.

Коэффициент загрузки дороги движением z представляет собой отношение интенсивности движения N к пропускной способно­сти данного участка (или элемента) дороги Р:

z=N/P.

Применение понятия коэффициента загрузки позволяет стро­ить сопоставимые зависимости характеристик движения транспорт­ного потока от дорожных условий для дорог разных категорий, так как эта величина безразмерная. Коэффициент z может прини­мать любые значения от 0 до 1.

Необходимые приборы, оборудование и инструменты

- секундомер;

- механический счетчик (ручной);

- вешки;

- мел.

Методика проведения работы

4.1. На автомобильной дороге выбирается прямой участок с хорошей видимостью в обоих направлениях, отсутствием элементов обустройства на полосе отвода и дефектов проезжей части.

4.2. В пределах участка разбивается створ (поперечник) пу­тем проведения линии мелом и установки вешек на обочинах.

4.3. Определение состава и фактической интенсивности дви­жения транспортных средств выполняется визуально. При этом фикси­руются тип и количество автотранспортных средств, прошедших через принятое поперечное сечение дороги за единицу времени (один час) по каждой полосе движения (каждому направлению).

4.4.Результаты измерений, полученных в ходе проведения лабораторной работы, записываются в табл. 1.

Таблица 1 - Фактическая интенсивность движения транспортных средств за период времени суток от 9 до 10 часов на улице Беренга (между Малым пр-ом В.О. и ул. Нахимова

Типы транспортных средств Количество транспортных средств по полосам движения, авт. Всего автомобилей, ед.
Легковые автомобили
Грузовые автомобили, грузоподъёмностью, т          
Менее 2
2 - 6          
6 - 8          
8 - 14          
Более 14          
Автопоезда, грузоподъёмностью, т          
Менее 12          
12 - 20          
20 - 30          
Более 30          
Автобусы          
Микроавтобусы
Автобусы типа ПАЗ          
Автобусы типа ЛАЗ          
Автобусы типа ЛиАЗ          
Автобусы типа Волжанин          

5. Обработка результатов измерения интенсивности движения транспортных средств

5.1. Определение фактической интенсивности движения, при­веденной к легковому автомобилю.

Интенсивность движения транспортных средств в обоих на­правлениях, приведенная к легковому автомобилю, рассчитывается для каждого типа автомобилей по формуле

NФПР = NФ • Кпр,

где NФПР - приведенная интенсивность движения в обоих направлениях, авт/ч;

NФ - фактическая интенсивность движения;

Кпр - коэффициент приведения интенсивности движения тран­спортных

средств к легковому автомобилю.

Таблица 2 - Результаты расчета фактической интенсивности движения,

приведенной к легковому автомобилю

Типы транспортных средств Коэффициент приведения к легковому автомобилю, Кпр. Фактическая измеренная интенсивность движения, NФ, авт./ час Фактическая приведенная интенсивность движения, NФПР , авт. / час
Легковые автомобили 1,0
Грузовые автомобили, грузоподъёмностью, т.      
Менее 2 1,5
2 - 6 2,0    
6 - 8 2,5    
8 - 14 3,0    
Более 14 3,5    
Автопоезда, грузоподъёмностью, т.      
Менее 12 3,5    
12 - 20 4,0    
20 - 30 5,0    
Более 30 6,0    
Автобусы      
Микроавтобусы
Автобусы типа ПАЗ 2,2    
Автобусы типа ЛАЗ 2,4    
Автобусы типа ЛиАЗ 2,5    
Автобусы типа Волжанин 2,5    
ИТОГО    

5.2. Определение приведенной интенсивности движения транспортных средств за каждый час в течение суток.

Приведенная интенсивность движения транспортных средств за любой i-й час суток определяется по формуле

Nчi = N ФПР * КI / Кф ,

где КI - коэффициент пересчета интенсивности движения транспортных средств, соответствующий i-му часу суток;

Кф - коэффициент пересчета интенсивности движения транспортных средств, соответствующий фактическому времени (часу) измерений.

Результаты расчетов записывают в табл. 3.

Таблица 3 - Результаты расчета приведенной интенсивности движения

за каждый час суток

Часы суток Коэффициент пересчета, КI Приведенная интенсивность движения, Nчi , авт./ час
0 - 1 0,08 82,32
1 - 2 0,02 20,58
2 - 3 0,01 10,29
3 - 4 0,02 20,58
4 - 5 0,06 61,74
5 - 6 0,14 144,06
6 - 7 0,27 277,83
7 - 8 0,30 308,7
8 - 9 0,52 535,08
9 - 10 0,68
10 - 11 1,0
11 - 12 0,84 864,36
12 - 13 0,74 761,46
13 - 14 0,75 771,75
14 - 15 0,83 854,07
15 - 16 0,97 998,13
16 - 17 1,05 1080,45
17 - 18 0,95 977,55
18 - 19 0,79 812,91
19 - 20 0,47 483,63
20 - 21 0,26 267,54
21 - 22 0,24 246,96
22 - 23 0,19 195,51
23 - 24 0,12 123,48

5.3. Построение гистограммы (графика) распределения дви-
жения транспортных средств по часам суток на основании данных,
полученных при определении приведенной часовой интенсивности
движения транспортных средств за любой i-й час суток.

График изображается в виде зависимости Nчi авт/сут от време­ни (часа) суток.

5.4. Определение суточной приведенной интенсивности дви-
жения транспортных средств.

Суточная интенсивность движения транспортных средств в обоих направлениях рассчитывается по формуле

N C = ∑ Nчi .

i = 1

N C = 11957

5.5. Определение расчетной часовой интенсивности движе-
ния транспортных средств.

За расчетную часовую интенсивность движения транспортных средств в обоих направлениях (Nр ч) принимается наибольшая из часо­вых интенсивностей движения Nr1 и Nr2, устанавливаемых расчетом по формулам

Nч1 = 0,8 NЧ max и Nч2 = 0,076 NС,

где NЧ max - максимальная часовая интенсивность движения в течение суток, авт/ч.

Nч1 = 0,8*1080,45 = 864,36 и Nч2 = 0,076*11957=908,732

5.6. Определение уровня загрузки автомобильной дороги движением.

Уровень загрузки автомобильной дороги движением рассчиты­вается по формуле

Z = NP4 / P ,

где Р - максимальная пропускная способность дороги, приведенная к легковому автомобилю, авт/ч.

Автомобильные дороги общего пользования имеют следующую максимальную пропускную способность (в авт/ч.) в обоих направлени­ях, приведенную к легковому автомобилю:

- двухполосные дороги........... 2000

- трехполосные дороги.......... 4000

- четырехполосные дороги...... 2000 по 1 полосе

- шестиполосные дороги.......... 2200 по 1 полосе

Z = 1080,45 / 4*2000=0,14

Вывод

Рассматриваемая нами дорого имеет Уровень удобства движения А характеризуется следующими значениями:

коэффициентов: z ≤ 0,2 Обгоны практически отсутствуют, автомобили не взаимодействуют между собой. Водителем может выдерживаться желаемая скорость движения. Снижение средних скоростей незначительно. Эмоциональная напряженность водителя низкая. Водители и пассажиры не испытывают неудобства при движении автомобиля. Поездки являются комфортными. Транспортный поток при уровне удобства движения А называется свободным

Наши рекомендации