Методика проведения работы
Лабораторная работа 5
Определение интенсивности движения транспортных средств и уровня загрузки дороги движением
Цель работы
Цель работы – изучение студентами методик и получение практических навыков по определению, обработке и анализу результатов наблюдений интенсивности движения транспортных средств и расчету уровня загрузки автомобильной дороги движением.
Основные теоретические положения
На горизонтальных участках автомобильных дорог основное влияние на режим движения оказывают интенсивность движения, скорость, состав и плотность транспортного потока Интенсивность движения определяют подсчетом транспортных средств, которые проходят через сечение дороги за единицу времени (год, сутки, час). Количество автомобилей, которые проходят через данное сечение дороги в течение года, называют годовой интенсивностью движения. Эту характеристику используют для определения работы транспорта на некотором участке дороги в течение года. Годовая интенсивность, разделенная на количество рабочих дней в году, составляет среднегодовую суточную интенсивность движения. Эту характеристику используют для оценки соответствия параметров автомобильной дороги требованиям автомобильного транспорта, для программирования основных мероприятий по усовершенствованию дорожных условий. Скорость определяется расстоянием, которое автомобиль может преодолеть за единицу времени. Состав транспортного потока характеризуется соотношением в нем транспортных средств различного типа. Этот показатель оказывает значительное влияние на все параметры дорожного движения. Вместе с тем состав транспортного потока в значительной степени отражает общий состав парка автомобилей в данном регионе. Состав транспортного потока влияет на загрузку дорог (стесненность движения), что объясняется прежде всего существенной разницей в габаритных размерах автомобилей - длина легковых автомобилей 4—5 м, грузовых 6—8 м, длина автобусов достигает 11 м, а автопоездов 24 м, сочлененный автобус (троллейбус) имеет длину 16,5 м. Плотность движения определяется как количество автомобилей на полосе проезжей части, приходящейся в данный момент времени на единицу длины дороги.
Взаимосвязь интенсивности, скорости и плотности потока на одной полосе дороги графически может быть изображена в виде основной диаграммы транспортного потока, отражающей зависимость:
N = V * q, (1)
где V – скорость движения транспортных средств; q – плотность транспортного потока.
Основная диаграмма отражает изменение состояния однорядного транспортного потока преимущественно легковых автомобилей в зависимости от увеличения его интенсивности и плотности.
С изменением интенсивности движения на дороге резко меняется качественное состояние транспортного потока и условия труда водителей.
Для характеристики разных состояний транспортного потока и условий движения используют следующие показатели: коэффициент загрузки движением; коэффициент скорости движения; коэффициент насыщения движением; уровень удобства движения.
Коэффициент загрузки дороги движением z представляет собой отношение интенсивности движения N к пропускной способности данного участка (или элемента) дороги Р:
z=N/P.
Применение понятия коэффициента загрузки позволяет строить сопоставимые зависимости характеристик движения транспортного потока от дорожных условий для дорог разных категорий, так как эта величина безразмерная. Коэффициент z может принимать любые значения от 0 до 1.
Необходимые приборы, оборудование и инструменты
- секундомер;
- механический счетчик (ручной);
- вешки;
- мел.
Методика проведения работы
4.1. На автомобильной дороге выбирается прямой участок с хорошей видимостью в обоих направлениях, отсутствием элементов обустройства на полосе отвода и дефектов проезжей части.
4.2. В пределах участка разбивается створ (поперечник) путем проведения линии мелом и установки вешек на обочинах.
4.3. Определение состава и фактической интенсивности движения транспортных средств выполняется визуально. При этом фиксируются тип и количество автотранспортных средств, прошедших через принятое поперечное сечение дороги за единицу времени (один час) по каждой полосе движения (каждому направлению).
4.4.Результаты измерений, полученных в ходе проведения лабораторной работы, записываются в табл. 1.
Таблица 1 - Фактическая интенсивность движения транспортных средств за период времени суток от 9 до 10 часов на улице Беренга (между Малым пр-ом В.О. и ул. Нахимова
Типы транспортных средств | Количество транспортных средств по полосам движения, авт. | Всего автомобилей, ед. | |||
Легковые автомобили | |||||
Грузовые автомобили, грузоподъёмностью, т | |||||
Менее 2 | |||||
2 - 6 | |||||
6 - 8 | |||||
8 - 14 | |||||
Более 14 | |||||
Автопоезда, грузоподъёмностью, т | |||||
Менее 12 | |||||
12 - 20 | |||||
20 - 30 | |||||
Более 30 | |||||
Автобусы | |||||
Микроавтобусы | |||||
Автобусы типа ПАЗ | |||||
Автобусы типа ЛАЗ | |||||
Автобусы типа ЛиАЗ | |||||
Автобусы типа Волжанин |
5. Обработка результатов измерения интенсивности движения транспортных средств
5.1. Определение фактической интенсивности движения, приведенной к легковому автомобилю.
Интенсивность движения транспортных средств в обоих направлениях, приведенная к легковому автомобилю, рассчитывается для каждого типа автомобилей по формуле
NФПР = NФ • Кпр,
где NФПР - приведенная интенсивность движения в обоих направлениях, авт/ч;
NФ - фактическая интенсивность движения;
Кпр - коэффициент приведения интенсивности движения транспортных
средств к легковому автомобилю.
Таблица 2 - Результаты расчета фактической интенсивности движения,
приведенной к легковому автомобилю
Типы транспортных средств | Коэффициент приведения к легковому автомобилю, Кпр. | Фактическая измеренная интенсивность движения, NФ, авт./ час | Фактическая приведенная интенсивность движения, NФПР , авт. / час |
Легковые автомобили | 1,0 | ||
Грузовые автомобили, грузоподъёмностью, т. | |||
Менее 2 | 1,5 | ||
2 - 6 | 2,0 | ||
6 - 8 | 2,5 | ||
8 - 14 | 3,0 | ||
Более 14 | 3,5 | ||
Автопоезда, грузоподъёмностью, т. | |||
Менее 12 | 3,5 | ||
12 - 20 | 4,0 | ||
20 - 30 | 5,0 | ||
Более 30 | 6,0 | ||
Автобусы | |||
Микроавтобусы | |||
Автобусы типа ПАЗ | 2,2 | ||
Автобусы типа ЛАЗ | 2,4 | ||
Автобусы типа ЛиАЗ | 2,5 | ||
Автобусы типа Волжанин | 2,5 | ||
ИТОГО |
5.2. Определение приведенной интенсивности движения транспортных средств за каждый час в течение суток.
Приведенная интенсивность движения транспортных средств за любой i-й час суток определяется по формуле
Nчi = N ФПР * КI / Кф ,
где КI - коэффициент пересчета интенсивности движения транспортных средств, соответствующий i-му часу суток;
Кф - коэффициент пересчета интенсивности движения транспортных средств, соответствующий фактическому времени (часу) измерений.
Результаты расчетов записывают в табл. 3.
Таблица 3 - Результаты расчета приведенной интенсивности движения
за каждый час суток
Часы суток | Коэффициент пересчета, КI | Приведенная интенсивность движения, Nчi , авт./ час |
0 - 1 | 0,08 | 82,32 |
1 - 2 | 0,02 | 20,58 |
2 - 3 | 0,01 | 10,29 |
3 - 4 | 0,02 | 20,58 |
4 - 5 | 0,06 | 61,74 |
5 - 6 | 0,14 | 144,06 |
6 - 7 | 0,27 | 277,83 |
7 - 8 | 0,30 | 308,7 |
8 - 9 | 0,52 | 535,08 |
9 - 10 | 0,68 | |
10 - 11 | 1,0 | |
11 - 12 | 0,84 | 864,36 |
12 - 13 | 0,74 | 761,46 |
13 - 14 | 0,75 | 771,75 |
14 - 15 | 0,83 | 854,07 |
15 - 16 | 0,97 | 998,13 |
16 - 17 | 1,05 | 1080,45 |
17 - 18 | 0,95 | 977,55 |
18 - 19 | 0,79 | 812,91 |
19 - 20 | 0,47 | 483,63 |
20 - 21 | 0,26 | 267,54 |
21 - 22 | 0,24 | 246,96 |
22 - 23 | 0,19 | 195,51 |
23 - 24 | 0,12 | 123,48 |
5.3. Построение гистограммы (графика) распределения дви-
жения транспортных средств по часам суток на основании данных,
полученных при определении приведенной часовой интенсивности
движения транспортных средств за любой i-й час суток.
График изображается в виде зависимости Nчi авт/сут от времени (часа) суток.
5.4. Определение суточной приведенной интенсивности дви-
жения транспортных средств.
Суточная интенсивность движения транспортных средств в обоих направлениях рассчитывается по формуле
N C = ∑ Nчi .
i = 1
N C = 11957
5.5. Определение расчетной часовой интенсивности движе-
ния транспортных средств.
За расчетную часовую интенсивность движения транспортных средств в обоих направлениях (Nр ч) принимается наибольшая из часовых интенсивностей движения Nr1 и Nr2, устанавливаемых расчетом по формулам
Nч1 = 0,8 NЧ max и Nч2 = 0,076 NС,
где NЧ max - максимальная часовая интенсивность движения в течение суток, авт/ч.
Nч1 = 0,8*1080,45 = 864,36 и Nч2 = 0,076*11957=908,732
5.6. Определение уровня загрузки автомобильной дороги движением.
Уровень загрузки автомобильной дороги движением рассчитывается по формуле
Z = NP4 / P ,
где Р - максимальная пропускная способность дороги, приведенная к легковому автомобилю, авт/ч.
Автомобильные дороги общего пользования имеют следующую максимальную пропускную способность (в авт/ч.) в обоих направлениях, приведенную к легковому автомобилю:
- двухполосные дороги........... 2000
- трехполосные дороги.......... 4000
- четырехполосные дороги...... 2000 по 1 полосе
- шестиполосные дороги.......... 2200 по 1 полосе
Z = 1080,45 / 4*2000=0,14
Вывод
Рассматриваемая нами дорого имеет Уровень удобства движения А характеризуется следующими значениями:
коэффициентов: z ≤ 0,2 Обгоны практически отсутствуют, автомобили не взаимодействуют между собой. Водителем может выдерживаться желаемая скорость движения. Снижение средних скоростей незначительно. Эмоциональная напряженность водителя низкая. Водители и пассажиры не испытывают неудобства при движении автомобиля. Поездки являются комфортными. Транспортный поток при уровне удобства движения А называется свободным