Основные правила перевозки КГТ грузов
Перевозка грузов массой более 40 т и негабаритных грузов представляет собой сложный транспортный процесс, требующий проведения ряда мероприятий как в период подготовки к перевозке» так и во время её выполнения. Необходимо решить две задачи: выбрать подвижной состав и организовать погрузку, перевозку и разгрузку груза.
Грузоотправитель, предъявляющий негабаритный груз, обязан за 20 дней до перевозки представить эскиз или чертеж с указанием габаритных размеров груза и расчетами прочности крепления и устойчивости груза на платформе автомобиля. При рассмотрении этого чертежа на АТО для максимального снижения негабаритности необходимо определить: наилучшее расположение груза на платформе (горизонтальной, вертикальное или повернутое на определенный угол вокруг оси); возможно снятия выступающих частей груза или изменения его упаковки; возможность замены боковой негабаритности на верхнюю.
На перевозку таких грузов требуется разрешение УДП (форма 6), для получения которого необходимо представить разработанный маршрут следования. При выборе маршрута, разработке которого должно предшествовать тщательное изучение дорожно-транспортной обстановки на предполагаемом пути следования, необходимо учитывать следующие факторы: ограничения в проезде по мостам, под мостами, в тоннелях, под контактными сетями городского и железнодорожного электрического транспорта; дорожные условия (наличие подъемов, спусков, закруглений с малыми радиусами и т. п.); необходимость осуществления перевозок в крупных городах в ночное время с 0 до 6 ч; согласование времени движения через железнодорожные переезды с соответствующими подразделениями железных дорог и т.д.
Для осуществления перевозок негабаритных грузов и грузов большой массы могут создаваться автоотряды (автоколонны), состоящие из автомобилей-тягачей и автомобилей-толкачей, передвижной автомастерской, автомобиля-заправщика и т. д. График движения автоотрядов устанавливают с учетом состояния дорог, климатических и сезонных условий, интенсивности движения и т. д.
Для приема груза от грузоотправителя и проверки правильности размещения и закрепления груза на платформе создают комиссию в составе начальника (старшего инженера) отдела эксплуатации АТО, начальника автоотряда, инженера по безопасности движения, водителя и представителя грузоотправителя.
При транспортировании грузы или их отдельные части, выступающие по длине или ширине за габаритные размеры подвижного состава, должны быть спереди и сзади обозначены красными флажками, а ночью при видимости менее 20 м — зажженными фонарями.
На крутых спусках и подъемах необходимо использовать второй автомобиль, осуществляющий притормаживание или буксирование. Перевозка таких грузов во время гололедицы или других неблагоприятных погодных условиях запрещена.
Нормы времени на погрузку-разгрузку, выполнение дополнительных работ, такелажных операций, а также стоимость перевозки устанавливают по согласованию сторон.
Разрешения на перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов категории 1 выдаются в течение 10 дней, а для грузов категории 2 до 30 дней со дня регистрации заявления, при условии предъявления заявителем копии платежного поручения, подтверждающего оплату за ущерб, наносимый дорогам и дорожным сооружениям транспортными средствами.
Перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов категории 2 по населенным пунктам осуществляется в период наименьшей интенсивности движения, а вне населенных пунктов в светлое время суток. В темное время суток по дорогам вне населенных пунктов, а также при интенсивном движении в светлое время суток перевозка допускается только при условии сопровождения груза.
При согласовании разрешения на перевозку груза УДП определяет необходимость и вид сопровождения. Сопровождение может осуществляться автомобилем прикрытия и (или) тягачом или патрульным автомобилем УДП. Сопровождение автомобилем прикрытия обязательно во всех следующих случаях:
• ширина транспортного средства с грузом превышает 3,5 м;
• длина автопоезда более 24 м;
• в других случаях, когда в разрешении в графе «Особые условия движения» записано, что движение через какое-либо искусственное сооружение разрешается в одиночном порядке, либо указаны другие условия, требующие оперативного изменения организации движения на маршруте перевозки груза.
Автомобиль (автомобили) прикрытия, а также тягачи (в зависимости от перевозимого груза и дорожных условий) выделяются перевозчиком груза или грузоотправителем. В качестве автомобиля прикрытия используется автомобиль с проблесковым маячком оранжевого или желтого цвета.
Автомобиль прикрытия должен двигаться впереди на расстоянии 10...20 м уступом с левой стороны по отношению к сопровождаемому транспортному средству, перевозящему крупногабаритный и тяжеловесный груз, т. е. таким образом, чтобы его габарит по ширине выступал за габарит сопровождаемого транспортного средства. При проезде по мостовым сооружениям движение автомобиля прикрытия (дистанция, положение на мосту и т.п.) осуществляется в соответствии с согласованной схемой.
Сопровождение патрульным автомобилем УДП необходимо в следующих случаях:
• ширина транспортного средства превышает 4,0 м;
• длина автопоезда превышает 30,0 м;
• транспортное средство при движении вынуждено хотя бы частично занимать полосу встречного движения;
• в процессе перевозки предполагается необходимость оперативного изменения организации движения для обеспечения безопасности проезда;
• груз относится к категории 2.
В иных случаях необходимость сопровождения определяется УДП исходя из дорожных условий, интенсивности движения и состава транспортного потока. Сопровождение патрульным автомобилем УДП осуществляется на договорной основе.
Скорость движения во время перевозки КГТ грузов устанавливается УДП с учетом требований других организаций, согласовавших перевозку. Скорость движения по дорогам не должна превышать 60 км/ч, а по мостовым сооружениям — 15 км/ч. При этом разрешенный режим движения может иметь переменный характер на различных участках маршрута.
Во время перевозки КГТ груза запрещается:
- отклоняться от установленного маршрута;
- превышать указанную в разрешении скорость движения;
-осуществлять движение во время гололеда, а также при видимости менее 100 м;
- двигаться по обочине дороги, если такой порядок не определен условиями перевозки;