Состав кластеров, отличающихся по уровню развития рынка услуг транспорта в регионах РФ
№ кластера | Число регионов в кластере | Название региона |
Псковская область, Оренбургская область, Красноярский край, Вологодская область, Еврейская автономная область, Смоленская область, Республика Бурятия, Приморский край, Тверская область, Республика Хакасия, Ивановская область, Карачаево-Черкесская, Республика, Республика Калмыкия, Орловская область, Липецкая область, Курская область, Тамбовская область, Воронежская область, Тульская область, Рязанская область, Владимирская область | ||
Новосибирская область, Иркутская область, Алтайский край, Нижегородская область, Омская область, Волгоградская область, Ярославская область, Удмуртская Республика, Пермский край, Республика Башкортостан, Кировская область, Республика Татарстан, Республика Коми, Костромская область, Курганская область, Республика Марий Эл, Архангельская область, Забайкальский край | ||
Томская область, Республика Дагестан, Амурская область, Хабаровский край, Республика Карелия, Чувашская Республика, Республика Мордовия, Пензенская область, Республика Адыгея, Мурманская область, Самарская область, Свердловская область, Астраханская область, Челябинская область, Ростовская область, Брянская область, Саратовская область, Ульяновская область, Мурманская область, Белгородская область |
Два анализа представленных выше доказали нам протяженность РФ, масштабы нашей страны. Первый кластер представлен крупнейшими регионами страны, в каждой из которых проживает более 2 млн. человек, с развитой инфраструктурой услуг предоставления транспорта. Эти субъекты РФ отличает широкий спектр самых разнообразных услуг оказываемых предприятиями транспорта населению. Коммерческими организациями и государственными учреждениями. Здесь самый высокий уровень внедрения и использования современных услуг транспорта, это характеризуется существенной долей доходов ( более 47 % ) у населения. Также на начальном этапе к лидирующей группе были отнесены Московский и Ленинградский регионы, которые почти по всем показателям существенно отрываются от остальных субъектов РФ.
В составе второго кластера оказались регионы с менее развитым рынком услуг транспорта, обслуживающим территории с низкой численностью населения – до 3 млн человек. Для регионов, признанных «аутсайдерами», характерна невысокая доля доходов населения. Все значимые показатели, свидетельствующие об использовании и распространении современных технологий и услуг транспорта, о проведении инвестиционной политики в сфере деятельности «транспорт».
Регионы расположенные на Дальнем Востоке расположились в основном в 3 кластере. Что свидетельствует о плохом развитии транспортных связей между центром и окрайностями РФ.
Метод К- средних
Для проведения анализа методом К-средних, проверим функционал качества разбиения по признакам (табл. №3).
Таблица №3
Дисперсионный анализ | |||
Переменная | Межгрупп. дисперсия | сс | Внутригруп. дисперсия |
х4 | 30,67543 | 27,43757 | |
х7 | 23,000875 | 26,77765 | |
х10 | 0,992170 | 58,00783 | |
х11 | 32,00607 | 26,90003 | |
х12 | 20,69242 | 38,30758 | |
х13 | 31,34429 | 27,65571 |
Межгрупповая дисперсия должна быть больше внутригрупповой, следовательно, для признаков х10, х7 и х12 это соотношение не выполняется , данная модель является не устойчивой. Поэтому эти признаки в дальнейшем не участвуют в исследовании. Приведем график средних значений показателей по кластерам к соответствующим средним значениям по выборке (рис.4)
рис.4 График средних значений показателей по кластерам к соответствующим средним значениям по выборке.
Анализ показывает, что кластер №1 лидирует по 2 показателям: удельный вес автомобильных дорог с усовершенствованным покрытием в протяженности автомобильных дорог с твердым покрытием и по количеству погибших в происшествиях.
Вывод
Проведенный анализ ранее удаленных аномальных объектов 21(г. Москва) и 32 (г. Санкт-Петербург) привел к выводу о возможном присоединении их в кластер лидирующих регионов. Так как в этих городах наибольшая численность населения, высокая развитость транспортных путей и самого транспорта.
Все анализы проведенные в данной работе, показывают и подтверждают размах нашей страны. Так лишь одна транссибирская магистральная трасса построенная еще в советское время соединяет центральные округа и Дальний Восток нашей страны.
Крупнейшие регионы нашей страны, наиболее развиты в сфере транспортных услуг. Отличаются по масштабам покрытия территорий дорогами, самим качеством дорог, плотностью населения и, соответственно, масштабом такого транспорта как: автомобили, автобусы, электропоезда. Но по количеству дорожно-транспортных происшествий и погибших в них, лидирующие регионы не являются эталонам для других регионов РФ. Пусть анализ поставил их в этом аспекте на первое место, но на самом деле это повод задуматься над ответственностью автомобилистов и внимательностью пешеходов.
Список литературы
1. И.В. Платонова Учебное пособие «Методы рейтинговых оценок»– МГАДА 2010г.
2. Беленова В.С «Статистика в вопросах и ответах» г. Моска 2008г.
3. http://www.gks.ru
4. Программа статистика
Для дальнейшего исследования и определения рангов лидирующих регионов по уровню развития рынков услуг транспорта получим их рейтинговые оценки, опирающиеся на результаты многомерной классификации.
Эталонным объектом каждого кластера является некий абстрактный «собирательный образ» региона с наилучшими показателями.
Таким образом, регион с самым высоким уровнем развития рынка услуг транспорта будет иметь самое низкое значение итоговой рейтинговой оценки, больше всего приближаясь к эталону.
Рейтинг регионов – лидеров данного кластера отражен в табл.2
Таблица 3