В состав белков входит множество различных аминокислот, отличающихся строением радикала. Природа использует в белках двадцать α-аминокислот (табл.1). α-аминокислоты представляют собой производные карбоновых кислот, у которых один водородный атом, у α-углерода, замещен на аминогруппу (-NH2). Общая формула аминокислот: H2N – CH(R) – COOH, где R – боковая цепь (радикал).

Все разнообразие особенностей структуры и функций белковых молекул связано с химической природой и физико-химическими свойствами радикалов аминокислот. В таблице 1 представлены формулы 20 аминокислот и трехбуквенные сокращенные обозначения, указаны также заменимые и незаменимые аминокислоты. Заменимые могут синтезироваться в организме, незаменимые не синтезируются и должны поступать с пищей.

Таблица 1

Классификация аминокислот

№ п/п Название аминокислот Сокращенное название Формула
I. Аминокислоты, содержащие неполярные (гидрофобные) радикалы
1. Глицин Гли Аминокислотный состав белков. В состав белков входит множество различных аминокислот, отличающихся строением радикала - student2.ru
2. Аланин (незам. для детей) Ала Аминокислотный состав белков. В состав белков входит множество различных аминокислот, отличающихся строением радикала - student2.ru
3. Валин (незам.) Вал Аминокислотный состав белков. В состав белков входит множество различных аминокислот, отличающихся строением радикала - student2.ru
4. Лейцин (незам.) Лей Аминокислотный состав белков. В состав белков входит множество различных аминокислот, отличающихся строением радикала - student2.ru
5. Изолейцин (незам.) Иле Аминокислотный состав белков. В состав белков входит множество различных аминокислот, отличающихся строением радикала - student2.ru
6. Пролин Про Аминокислотный состав белков. В состав белков входит множество различных аминокислот, отличающихся строением радикала - student2.ru
II. Аминокислоты, содержащие полярные (гидрофильные) радикалы
7. Серин Сер Аминокислотный состав белков. В состав белков входит множество различных аминокислот, отличающихся строением радикала - student2.ru
8. Треонин (незам.) Тре Аминокислотный состав белков. В состав белков входит множество различных аминокислот, отличающихся строением радикала - student2.ru
9. Цистеин Цис Аминокислотный состав белков. В состав белков входит множество различных аминокислот, отличающихся строением радикала - student2.ru
10. Метионин (незам.) Мет Аминокислотный состав белков. В состав белков входит множество различных аминокислот, отличающихся строением радикала - student2.ru
11. Аспарагин Асн Аминокислотный состав белков. В состав белков входит множество различных аминокислот, отличающихся строением радикала - student2.ru
12. Глутамин Глн

Окончание таблицы 1

№ п/п Название аминокислот Сокращенное название Формула
III. Аминокислоты, содержащие ароматические радикалы
13. Фенилаланин (незам.) Фен Аминокислотный состав белков. В состав белков входит множество различных аминокислот, отличающихся строением радикала - student2.ru
14. Тирозин Тир Аминокислотный состав белков. В состав белков входит множество различных аминокислот, отличающихся строением радикала - student2.ru
15. Триптофан (незам.) Трп Аминокислотный состав белков. В состав белков входит множество различных аминокислот, отличающихся строением радикала - student2.ru
IV. Аминокислоты, содержащие отрицательно заряженные радикалы
16. Аспарагиновая кислота Асп Аминокислотный состав белков. В состав белков входит множество различных аминокислот, отличающихся строением радикала - student2.ru
17. Глутаминовая кислота Глу Аминокислотный состав белков. В состав белков входит множество различных аминокислот, отличающихся строением радикала - student2.ru
V. Аминокислоты, содержащие положительно заряженные радикалы
18. Лизин (незам.) Лиз Аминокислотный состав белков. В состав белков входит множество различных аминокислот, отличающихся строением радикала - student2.ru
19. Аргинин Арг Аминокислотный состав белков. В состав белков входит множество различных аминокислот, отличающихся строением радикала - student2.ru
20. Гистидин (незам. для детей) Гис Аминокислотный состав белков. В состав белков входит множество различных аминокислот, отличающихся строением радикала - student2.ru

Классификация аминокислот основана на полярности радикалов, т.е. способности их к взаимодействию с водой при физиологических значениях рН. Различают пять классов аминокислот, содержащих следующие радикалы: 1) неполярные (гидрофобные); 2) полярные (гидрофильные); 3) ароматические (большей частью неполярные); 4) отрицательно заряженные; 5) положительно заряженные.

Для аминокислот характерна оптическая изомерия. Все природные аминокислоты обычно относятся к L-ряду (исключение составляет глицин, не имеющий хирального углеродного атома). D-формы аминокислот обнаруживаются в составе белков достаточно редко. Они выявлены в клеточной стенке некоторых бактерий, в составе некоторых антибиотиков.

В водных растворах аминокислоты находятся в виде амфотерных ионов. На ионизацию аминокислот в водных растворах большое влияние оказывает значение рН среды. В кислой среде аминокислоты заряжены положительным электрическим зарядом, в щелочной – отрицательным. Состояние аминокислоты, когда ее суммарный электрический заряд равен нулю, называется изоэлектрической точкой аминокислоты (ИЭТ). В ИЭТ амфотерные электролиты обладают минимумом растворимости, минимальной буферной емкостью.

Благодаря наличию карбоксильных и аминогрупп, аминокислоты имеют свои специфические химические реакции, нашедшие применение при разделении, идентификации и количественном определении аминокислот.

Аминокислоты способны реагировать своими карбоксильными группами со спиратами, образуя сложные эфиры:

В специфических реакциях аминокислот особую роль играет реакционная способность a-аминогруппы. Аминокислоты могут реагировать с азотистой кислотой, образуя при этом гидроксикислоту и газообразный азот:

a-Аминогруппа аминокислот может вступать с формальдегидом:

Для обнаружения, идентификации и количественного анализа широкое применение нашла цветная реакция с нингидрином:

При рН 5,5 и нагревании с избытком нингидрина аминокислота дегидрируется, декарбоксилируется с образованием СО2, NH3 и альдегида, а нингидрин превращается в восстановленный нингидрин. Нингидрин, восстановленный нингидрин и аммиак затем конденсируются с образованием окрашенного соединения, причем образуется пигмент сине-фиолетового цвета, если аминокислота содержит свободную аминогруппу, и желтый пигмент, если a - аминогруппа замещена, как например, у проилина, гидроксипролина. Интенсивность окраски можноиспользовать для колориметрического определения концентрации аминокислот, например, в белковых гидролизатах после разделения аминокислот бумажной, ионообменной хромотографией или электрофорезом.

При слабощелочных значениях рН и комнатной температуре аминокислоты вступают в реакцию с 1-фтор -2,4-нититробензолом:

Аналогичная реакция с a-аминогруппой осуществляется с фенилизотиоцианатом: