Возможности применения российского электронного законодательства для регулирования использования электронного билета
Действующее российское электронное законодательство. Как было показано ранее, с точки зрения Монреальской конвенции 1999 г. электронный билет является перевозочным документом. Такой же статус должен быть признан за электронным билетом в национальном законодательстве. В этом случае электронный перевозочный документ должен быть рассмотрен в нескольких ракурсах. Согласно действующему российскому законодательству электронное оформление билета имеет определенные юридические последствия. Конечным результатом такого оформления является электронный документ.
Нормативно-правовые акты, определяющие юридическую значимость электронного документа, берут свое начало с 1979 года, когда Госарбитраж СССР принял Инструкцию от 29 июня 1979 г. "Об использовании в качестве доказательств по арбитражным делам документов, подготовленных с помощью электронно-вычислительной техники". В ней было указано, что стороны по арбитражным делам в обоснование своих требований и возражений вправе представлять арбитражам документы, подготовленные с помощью электронно-вычислительной техники. Вслед за Госарбитражем СССР подобные доказательства признал и Верховный Суд СССР.
В Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 9 июля 1982 года N 7 "О судебном решении" сказано: "В обоснование решения суд в случае необходимости вправе сослаться и на письменные доказательства в виде документов, полученных с помощью электронно-вычислительной техники. Эти документы принимаются в качестве доказательств при условии их надлежащего оформления в соответствии с установленным порядком". В Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 3 апреля 1987 г. N 3 "О строгом соблюдении процессуального законодательства при осуществлении правосудия по гражданским делам" было еще раз разъяснено: "В случае необходимости судом могут быть приняты в качестве письменных доказательств документы, полученные с помощью электронно-вычислительной техники". Примерно в это же время был принят Государственный стандарт СССР ГОСТ 6.10.4-84 "Придание юридической силы документам на машинном носителе и машинограмме, создаваемым средствами вычислительной техники", который установил требования к составу и содержанию реквизитов, придающих юридическую силу документам на машинном носителе и машинограмме, создаваемым средствами вычислительной техники. В письме Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 августа 1994 года дана оценка доказательств, изготовленных и подписанных с помощью электронно-вычислительной техники, в которых использована система цифровой электронной подписи.
Наряду с рассмотрением вопросов использования электронного документа в гражданском и арбитражном процессе, его статус подкреплялся нормами материального права. Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. "Об информации, информатизации и защите информации", Федеральный закон от 4 июля 1996 г. "Об участии в международном информационном обмене" установили, что "документированная информация (документ) - зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать". По этому определению удовлетворяющий этим условиям документ обрел статус электронного документа, на который распространяется весь комплекс гражданского, арбитражного, административного и уголовного законодательства. По приведенным примерам можно судить, что использование электронных документов уже давно признано законным и правомерным. Прямо это подтверждает ст. 55 ГПК РФ и ст. ст. 64, 75 АПК. На основе этих норм истребуют не только отдельные электронные документы, страницы сайтов, но и целые серверы, их содержащие.
Кроме того, ГК РФ предусматривает возможность заключения договоров путем обмена документами посредством электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходил от стороны договора (п. 2 ст. 434 ГК РФ). В целях содействия развитию электронного документооборота был принят Федеральный закон от 10 января 2002 г. "Об электронной цифровой подписи". Этот закон открыл широкую дорогу использованию электронной цифровой подписи в предпринимательской деятельности.
Таким образом, в российском законодательстве происходит процесс формирования нормативной базы, на основе которой происходит регулирование использования Интернета в интересах пользователей, хозяйствующих субъектов и некоммерческих организаций, органов власти и управления. Совершенно очевидно, что этот процесс возник и развивается под влиянием новых отношений, складывающихся между участниками электронного оформления сделок с помощью сети Интернет. Следует признать, что пока эти отношения регулируются недостаточно эффективно и полно. В частности, неясно решен вопрос о механизме и порядке применения электронных средств для совершения сделок, признания действительным волеизъявление сторон электронной сделки, их согласие с ее условиями и способами их подтверждения, а также момент получения оферты и акцепта и др.
Новые задачи пополнения и совершенствования этой нормативной базы ставит внедрение электронного билета в сферу международных и внутренних воздушных перевозок. Принятие новых решений, касающихся регулирования отношений между перевозчиками и потребителями их авиатранспортных услуг, должно учитывать специфику функционирования Интернета как информационно-коммуникационной электронной технологии.
Специфика правового регулирования использования Интернета. Она определяется особенностями построения и функционирования Интернета как глобальной информационно-коммуникационной сети. Основными ее чертами являются:
1. Технические функции Интернета по приему, передаче, обмену и хранению информации не являются объектом правового регулирования. На наш взгляд, в этом нет никакой необходимости и это совсем бесполезное занятие. Совсем иначе обстоит дело с использованием технических свойств пользователями Интернета в целях приема, передачи, обмена, хранения и накопления различной экономической, финансовой, коммерческой, деловой, информационно-правовой и иной информации. Пользователи Интернета различаются между собой - одни из них являются производителями товаров и услуг, а другие ее потребителями. Первые предлагают товары и услуги, вторые приобретают их через Интернет разными способами, в том числе путем заключения электронных сделок.
2. Как показывает практика, не всегда и не во всех случаях использование Интернета приводит к необходимости правового регулирования. Нужда в этом возникает только тогда, когда его пользователи испытывают острую потребность в упорядочении отношений, осложненных "электронным элементом", и таким примером являются отношения по поводу электронного оформления "электронного билета".
3. Информация, как объект самостоятельного правового регулирования, уже давно является предметом многих национальных законов и правил и соответствующих международных договоров. Особое значение имеет информация, содержащая предложения производителей товаров и услуг о заключении различного рода электронных сделок. Согласно цивилистическим трактовкам такие предложения квалифицируются в качестве оферты, но объявленной в Интернете. Акцепт этой оферты также происходит в Интернете. Именно таким образом заключается электронная сделка при электронном оформлении электронного билета.
4. Одной из существенных особенностей Интернета является экстерриториальное действие. Для Интернета не существует каких-либо препятствий, в том числе и государственных границ. Это обстоятельство придает Интернету глобальный характер и вызывает необходимость регулирования отношений между его пользователями на международном уровне. Важным международно-правовым документом в этой области является Типовой закон ЮНСИТРАЛ "Об электронной торговле".
5. Для Интернета характерно саморегулирование, которое осуществляется на уровне организационного взаимодействия между участниками Интернет-сообщества. Однако такое саморегулирование имеет определенные пределы и оно ограничено требованием должного соблюдения пользователями Интернета законных прав и интересов общества и государства.
С учетом этих особенностей Интернета должно строиться правовое регулирование использования его технических свойств в целях оформления электронных сделок в области международных воздушных перевозок.