Помещения и сооружения физкультурно-оздоровительного назначения
5.18. В гостиницах категорий **** и ***** следует предусматривать спортивно-
оздоровительные центры со спортивным и (или) тренажерным залом, в гостиницах категории
***** - плавательный бассейн с сауной, в гостиницах категории **** - сауну.
Единовременная вместимость спортивного или тренажерного залов принимается не менее
10% вместимости гостиницы, сауны - не менее 1%. Площадь зеркала воды плавательного
бассейна принимается 0,55 м2 на 1 место в гостинице.
Рекомендуемые размеры и площади сооружений и помещений физкультурно-
оздоровительного назначения для гостиниц категорий **** и ***** приводятся в Приложении
3.
Расширенный _____состав помещений и сооружений физкультурно-оздоровительного назначения
для гостиниц категорий **** и ***** определяется заданием на проектирование или проектом.
Включение помещений и сооружений физкультурно-оздоровительного назначения в состав
гостиниц категории *** и ниже определяется заданием на проектирование или проектом.
#5.19. Состав и площади вспомогательных и технических помещений, а также конструкцию
покрытий и высоту сооружений физкультурно-оздоровительного назначения следует принимать
в соответствии с МГСН 4.08-97. Сауны следует проектировать согласно требованиям СНиП
2.08.02-89* и Приложения 7 к МГСН 4.04-94.
5.20. На территории гостиниц категорий **** и ***** в зависимости от возможностей
участка допускается предусматривать плоскостные физкультурно-оздоровительные
сооружения, количество и набор которых определяются заданием на проектирование или
проектом.
5.21. В гостиницах категорий **** и ***** при помещениях физкультурно-
оздоровительного назначения следует предусматривать медицинский кабинет: при вместимости
до 500 мест - 14 м2, при большей вместимости - до 36 м2.__
ТРЕБОВАНИЯ К УЧАСТКУ
6.1 При формировании участка общественного здания или комплекса следует соблюдать непрерывность пешеходных и транспортных путей, обеспечивающих доступ инвалидов и маломобильных лиц в здания. Эти пути должны стыковаться с внешними по отношению к участку коммуникациями и остановками городского транспорта.
При расположении общественных зданий, сооружений, комплексов в глубине участка следует стремиться к сокращению пути от наиболее вероятного входа на участок до входа в здание или сооружение, доступного для маломобильных посетителей.
6.2 При размещении зданий и сооружений на участке, как правило, следует:
разделять по возможности пешеходные и транспортные потоки на участке;
обеспечивать удобные пути движения ко всем функциональным зонам и площадкам участка, а также входам, элементам благоустройства и внешнему инженерному оборудованию, доступным инвалидам;
обеспечивать кратчайшие связи между входами в здания комплекса, образованного отдельно стоящими на едином участке объектами и не связанными между собой крытыми переходами;
6.3 Требования к участкам и их элементам, доступным для маломобильных посетителей, приведены в таблице 6.1.
6.4 При организации на участке подъезда транспортных средств непосредственно к входу на входных площадках и в портиках рекомендуется предусматривать:
1) в учреждениях с формой организации обслуживания по варианту "А":
возможность одновременных прохода пешеходов и посадки или высадки пассажиров;
места на горизонтальной части входной площадки или портика, достаточные для остановки транспортного средства, пропускающего пешеходные потоки;
разметку пешеходных и транспортных путей на пандусах и площадке;
2) в учреждениях с формой организации обслуживания по варианту "Б" (дополнительно к указанным для варианта "А"):
создание отдельного оборудованного входа для инвалидов с путями, не пересекающими транспортные пути;
оборудование при наличии нескольких лестниц (или лестниц, охватывающих площадку с нескольких сторон) как минимум одной для инвалидов и маломобильных лиц.
6.5 При пересечении пешеходных путей транспортными средствами у входных узлов зданий или входов на участок следует проектировать элементы заблаговременного предупреждения мест пересечения с соблюдением мер безопасности движения вплоть до его регулирования.
6.6 При совмещении на участке путей движения посетителей с проездами для транспорта рекомендуется делать ограничительную (латеральную) разметку (см. раздел 11) пешеходных путей на дорогах в соответствии с требованиями Правил дорожного движения РФ. Ширина полос движения должна обеспечивать безопасное расхождение пешеходных потоков, в том числе использующих технические средства реабилитации, с транспортными потоками. Полосу движения инвалидов на креслах-колясках и механических колясках рекомендуется выделять с левой стороны на полосе пешеходного движения на участке, пешеходных дорогах, аллеях.
Линии разметки путей для лиц с нарушениями зрения следует выполнять с использованием рифленой поверхности и с дублированием цветом и в соответствии с приложением 2 Правил дорожного движения РФ.
Целесообразно устраивать карманы в пешеходных зонах путей для расхождения с встречными потоками.
Таблица 6.1— Требования к участкам и их элементам
Объект | Требования по критериям | ||||
доступности | безопасности | информативности | комфортности | ||
1 Ограждения участка | 2.1 Возможность опорного движения вдоль ограждения | 3.1 Отсутствие выступающих элементов у ограждений на опасной высоте, в том числе способных поранить или зацепить при касании. 3.2 Закрепление турникетов, не допускающих их сдвиг, опрокидывание, падение | 4.1 Обеспечение возможности ориентироваться через ограждение. 4.2 Включение в ограждения (заграждения) элементов опознавания и заблаговременного оповещения | 5.1 Устройство встроенных или пристроенных мест отдыха. 5.2 Устройство поручней вдоль живой изгороди | |
2 Входы и въезды на участок | 2.2 Размеры входов и КПП должны обеспечивать проход всем категориям пользователей и проезд на креслах-колясках, а также опорное движение через турникеты | 3.3 Отсутствие выступающих частей в габаритах прохода на высоте не менее 2,1 м. | 4.3 Архитектурное и световое (в темное время суток) выявление проходов | 5.3 Наличие маркировки, разметки проходов | |
3 Пешеходные пути движения | 2.3 Устройство съездов с уклоном не более 1:10 на пересечении тротуаров (пешеходных путей) с проезжей частью внутренних дорог. 2.4 Устройство поворотных и разворотных площадок, в том числе в тупиковых элементах путей пешеходного движения | 3.4 Съезды не должны выступать на проезжую часть. 3.5 Использование ограждения, парапетов, бортиков(в том числе из зелени) для выявления безопасных путей движения на участке. 3.6 Обеспечение обзора путей движения при их пересечении | 4.4 Применение цвета в покрытии полос пешеходного движения. 4.5 Выделение пешеходных путей на покрытии с помощью знаков и указателей, предупредительных надписей с размером символа по высоте не менее 0,5 м, рифления, изменения фактуры покрытия. Заблаговременное информирование о местах риска знаками, разметкой. 4.6 Обеспечение информации о месте и удаленности входов, мест обслуживания и отдыха | 5.4 Наличие мест отдыха вблизи пересечений путей движения, перед выходом с участка. 5.5 Оборудование путей движения инвалидов средствами ориентации. 5.6 Заблаговременное размещение информации (разметки, знаков, рекламных указателей) | |
4 Стоянки личного автотранспорта инвалидов | 2.5 Ширина полосы для стоянки автотранспортного средства инвалидов не менее 3,5 м | 3.7 Приближение к пешеходным коммуникациям без пересечения с транспортным движением. 3.8 Ограждение мест риска и устройство средств заблаговременной информации о них | 4.7 Устройство средств местной связи между стоянкой и администрацией общественных зданий для вызова обслуживающего персонала | 5.7 Создание на автостоянке мест хранения для проката различных видов средств передвижения, а также технических средств реабилитации для инвалидов и маломобильных лиц. 5.8 Устройство для лиц с нарушениями здоровья крытых путей прохода в здание | |
5 Озеленение | 2.6 Граница озелененных эксплуатируемых площадок, примыкающая к путям пешеходного движения, не должна иметь перепада высот, бордюров, бортовых камней высотой более 4 см. 2.7 Устройство грунтовых дорожек (троп) со свойствами и параметрами путей пешеходного движения | 3.9 Применение в живой изгороди пород без шипов, колючек, неядовитых. 3.10 Отсутствие в габаритах зон движения пешеходов острых ветвей, шипов, режущих листьев, ядовитых растений. 3.11 Отсутствие озеленения, закрывающего обзор для оценки ситуации на перекрестках, опасных участках. 3.12 Отсутствие элементов озеленения, создающих затемнение проходов и проездов | 4.8 Использование приемов ландшафтной архитектуры для выявления путей пешеходного движения, мест отдыха, мест сопутствующего обслуживания. 4.9 Применение линейных посадок деревьев и кустарников для формирования кромок путей пешеходного движения. 4.10 Отсутствие затенения озеленением сигналов, информационных устройств, ограждений опасных мест | 5.9 Создание озелененных зон отдыха с применением пород, обеспечивающих оздоровительный эффект. Применение цветочных ковров для дублирования информационных указателей | |
6 Элементы благоустройства, малые формы, реклама | 2.8 Расположение элементов благоустройства смежно с путями пешеходного движения. 2.9 Применение элементов благоустройства, позволяющих использовать их с высоты кресла-коляски. 2.10 Элементы рекламы и знаки не должны закрывать полностью входы, площадки на путях движения | 3.13 Размещение элементов благоустройства вне габаритов путей движения. Проектирование ограничительных бортиков или иных ограждений вокруг элементов благоустройства, в том числе столбов, урн, ваз. 3.14 Устройство бортика высотой не ниже 10 см под элементами, размещенными на высоте 0,7 м и выше. 3.15 Отсутствие надписей и символов, которые могут быть истолкованы неоднозначно и создавать угрозу стресса. 3.16 Отсутствие ослепления средствами рекламы и других помех для восприятия информации | 4.11 Подсветка или световая маркировка мест размещения элементов благоустройства, входов в беседки, павильоны, парковые сооружения в темное время суток. 4.12 Асинхронность (разновременность) предоставления информации различными средствами для исключения помех | 5.10 Размещение элементов благоустройства с учетом наименьшего числа поворотов для их использования. 5.11 Устройство опор (поручней и т.п.) для отдыха у мест пользования элементами благоустройства | |
7 Специализированные площадки (с местами обслуживания) | 2.11 Устройство зон движения по площадкам с учетом возможностей лиц с нарушениями здоровья | 3.17 Размещение и оборудование мест обслуживания на участке аналогичны по требованиям безопасности местам обслуживания в зданиях и сооружениях | 4.13 Применение архитектурных, в том числе ландшафтно-архитектурных, приемов для выявления назначения и входов на площадки, а также в зоны обслуживания | 5.12 Соединение подходов к площадкам кратчайшими путями движения. 5.13 При наличии площадок для собак-поводырей минимальные размеры клеток 1,5 м2 | |
8 Площадки и места отдыха | 2.12 Размещение смежно вне габаритов путей движения мест отдыха и ожидания | 3.18 Стационарная установка мест сидения и опор, исключающая сдвиг или опрокидывание | 4.14 Информационное обеспечение мест отдыха | 5.14 Оборудование для инвалидов не менее 5 % мест отдыха от числа мест на площадке, но не менее 1. 5.15 Применение теневых навесов, тентов для защиты от перегрева и осадков. 5.16 Защита от посторонних шумов мест тихого отдыха. 5.17 Обеспечение визуального восприятия панорам с мест отдыха, а также декоративных объектов ландшафтной архитектуры |
6.7 В зоне стоянок личного автотранспорта посетителей общественных зданий следует выделять места для парковки автотранспортных средств инвалидов в соответствии с частью 3 настоящего СП.
Автостоянки желательно размещать не далее 50 м от входа, доступного для маломобильных посетителей.
6.8 К информационным средствам, используемым инвалидами, следует относить;
рельефные, фактурные и иные виды тактильных поверхностей путей движения на участках, дорогах и пешеходных трассах;
ограждения опасных участков;
разметку путей движения на участках и знаки дорожного движения, указатели;
информационные сооружения (стенды, щиты и объемные рекламные устройства);
светофоры и световые указатели, устройства звукового дублирования сигналов движения.
Цвет покрытия пешеходных путей рекомендуется делать отличным от цвета покрытия проезжей части. Разметку путей движения рекомендуется выполнять для транспорта — белого цвета, для пешеходов и инвалидов на креслах-колясках — желтого. Для инвалидов на мотоколясках разметка на пешеходных путях делается белого цвета. Разметку осевых полос рекомендуется выполнять пунктирными линиями, а кромочных полос —сплошными.
6.9 В пределах участков зданий и сооружений рекомендуется обеспечивать непрерывность информации на путях движения к местам обслуживания и отдыха инвалидов и маломобильных лиц.
6.10 Информирующие искусственные плавные подъемы поверхностей пути рекомендуется устраивать:
на пешеходных путях перед входами в здания и сооружения;
на пересечении пешеходных переходов с проезжей частью;
на путях движения инвалидов на мотоколясках для выделения пересечения с пешеходным переходом.
Продольный уклон подъема не должен превышать разрешенный для пандусов.
6.11 На путях движения тактильные указатели рекомендуется устанавливать:
на внешних, выпуклых углах зданий и сооружений;
на столбах и ограждениях;
на рычагах автоматов для продажи товаров и напитков;
на кабинах таксофонов.
6.12 При формировании информационных узлов на участках рекомендуется в зоне ожидания визуальную информацию дублировать тактильной.
Стенды и объемные рекламные устройства должны проектироваться с учетом требований безопасности и доступности, приведенных в разделах 7, 8 и 10.
6.13 Ландшафтные и фитодизайнерские композиции на участке должны выполнять функции архитектурных акцентов, входящих в общую информационную систему объекта обслуживания. При этом рекомендуется использовать сходные или единые приемы обозначения, выявления зон или мест с аналогичным функциональным назначением.
6.14 В темное время суток рекомендуется применение световых или подсвеченных знаков и указателей, в том числе рекламных, а в необходимых случаях и светофоров. На пешеходных путях рекомендуется разметка из светоотражающих знаков, вмонтированных в покрытие (типа "кошачьи глаза"), или применение световых нитей.
Светильники (осветительную арматуру) при входах на участок и в здание рекомендуется крепить непосредственно к элементам зданий или ограждений.
6.15 Светильники на стойках в общей пешеходной зоне следует ограждать декоративными защитными барьерами высотой не менее 0,65 м или размещать их в составе малых архитектурных форм (ограждений, на тумбах) на высоте не менее 0,65 м.
Светильники, устанавливаемые в зоне интенсивного пешеходного движения или специальной полосы пешеходного движения ниже 2,1 м от уровня находящейся под ними горизонтальной или наклонной площадки, следует заделывать заподлицо в вертикальные, горизонтальные или наклонные поверхности стационарных конструкций зданий или сооружений или в элементы стационарного оборудования (в поручни или участок стены за поручнем, в подступенки лестниц, в плоскость стен, в покрытие горизонтального или наклонного пола).
6.16 Световой поток осветительных приборов и рекламных огней на путях движения должен обеспечивать освещенность в уровне полос движения 20 люкс при лампах накаливания и 40 люкс при люминесцентных лампах. При этом он не должен ослеплять пешеходов и засвечивать знаки, указатели, светофоры и световые маячки.
Не рекомендуется направлять световые маячки импульсных ламп вспышек в лицо движущимся пешеходам и водителям.
ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ
7.1 Для обеспечения доступности маломобильных лиц к местам обслуживания в зданиях и сооружениях рекомендуется соблюдать следующий порядок приоритетов проектирования:
объемно-пространственное решение здания, его внешний облик и детали декора фасадов, в том числе элементы входов;
функциональные зоны, группы помещений, помещения;
места обслуживания;
коммуникационные, рекреационные пространства и помещения, в том числе зоны и места отдыха и ожидания, санитарно-гигиенические помещения;
элементы инженерного оборудования, в том числе специального, для лиц с нарушениями здоровья;
решения интерьеров и мебели;
системы информационного обеспечения, в том числе наружная реклама.
7.2 Архитектурное решение объекта должно помогать маломобильному посетителю:
идентифицировать зоны здания, сооружения, помещения;
находить и использовать коммуникационные пространства, определять направления своего пути, в том числе при эвакуации;
своевременно определять и уверенно избегать зоны риска.
7.3 При организации движения непосредственно вдоль фасадов зданий следует учитывать требования к путям движения, относящиеся к выступающим элементам и конструкциям фасада.
7.4 Желательно предусматривать у входных частей фасадов зданий места отдыха с соответствующим выделением средствами архитектурной пластики и декором, а также зоны сопутствующего обслуживания.
7.5 При выборе светотеневого решения следует (особенно для слабовидящих) предусматривать более высокую освещенность в местах, являющихся целью движения посетителя.
Контраст освещенности рекомендуется принимать от 1:1,5 до 1:2. В качестве таких мест могут быть холлы, лифтовые лестничные площадки, вестибюли, места отдыха на путях движения.
КОММУНИКАЦИОННЫЕ ПУТИ
8.1К коммуникационным путям относятся;
входы и выходы;
коридоры, галереи, а также пути движения в функциональных и рекреационных зонах;
лестницы и пандусы с поворотными и разворотными площадками;
вертикальные средства передвижения с помещениями и площадками перед ними.
Коммуникационные пути и пространства, обеспечивающие непрерывность связей между входами, местами обслуживания и отдыха и выходами, должны быть:
доступны для различных категорий пользователей;
безопасны для движения и отдыха в процессе движения;
по возможности короткими, геометрически простыми;
оборудованы для облегчения движения, получения своевременной информации, попутного отдыха или ожидания.
8.2 Допускается объединение коммуникационных путей с зонами обслуживания и отдыха в общих пространствах, в том числе пассажах, атриумах. В этих случаях рекомендуется места обслуживания инвалидов и маломобильных лиц делать не выше второго уровня (этажа).
8.3 При реконструкции допускается проектировать винтовые пандусы, внутренний минимальный радиус которых с учетом полного поворота кресла-коляски рассчитывается по графику на рисунке 8.1.
Минимальный внутренний радиус винтового пандуса, м
Рисунок 8.1 — Зависимость внутреннего радиуса винтового пандуса
От величины его уклона
8.4 Коммуникационные пути рекомендуется совмещать с эвакуационными путями. В качестве аварийных могут быть предусмотрены дополнительно пути и устройства, облегчающие и ускоряющие эвакуацию, особенно лиц с нарушением здоровья.
8.5 Декоративные изделия и скульптура в интерьере не должны выступать в полосу движения по высоте от пола до 2,1 м.
8.6 Требования к коммуникационным путям и пространствам входных узлов представлены в таблице 8.1.
8.7 В портиках и на крытых площадках транспортные пандусы и проезды должны иметь сквозной проезд или разворотные площадки для эвакуации транспортных средств.
8.8 К внутренним тамбурам (тамбур-шлюзам) рекомендуется предъявлять требования к входным тамбурам.
8.9 На путях движения маломобильных посетителей в здании следует предусматривать смежные с ними зоны отдыха и ожидания не реже чем через 25 м пути, в том числе хотя бы одну на каждый доступный для инвалидов и маломобильных лиц этаж. При размещении мест отдыха и ожидания в нишах рекомендуется их подсветка, выявление цветом и фактурой материала мест сидения маломобильных посетителей. При этом важно, чтобы поверхность мест сидения контрастировала с покрытием пола. Рекомендуется наличие и разметка на покрытии пола границ резервной зоны (места возможного размещения) кресла-коляски.
8.10В местах примыкания горизонтальных путей к открытым лестницам и пандусам рекомендуется предусматривать зоны, аналогичные по размерам поворотным площадкам лестниц и пандусов.
8.11 Подъемники для лиц с нарушением здоровья рекомендуется устраивать параллельно маршам сбоку, при этом допускается, при обосновании, размещать их в габаритах марша.
8.12 Декор полов и площадок, независимо оттого, какой материал применен, рекомендуется сочетать с рисунком, совмещающим в себе разметку путей движения, зон ожидания и декоративные свойства.
8.13В коммуникационных помещениях и пространствах для предупреждения о пересечениях путей рекомендуется использовать формы архитектурной пластики порталов, активную пластику декора пути.
8.14 Рекомендуется на путях движения, если это не противоречит концепции проекта, выделять отделкой полов и стен (предпочтительно тонами красного цвета) зоны риска или зоны, куда вход запрещен. Если по специфике учреждения не требуется иная окраска, то:
желтым цветом рекомендуется выделять зоны поворота дверей при открытии, места, занимаемые открытыми дверьми, ограничительные бортики, пересечение пути;
красным цветом, в частности, выделяются служебные входы, места проведения ремонтных работ, места с перепадами уровня пола;
зеленый цвет и его оттенки рекомендуется применять в местах, где ограничения отсутствуют.
Применение этих приемов не должно разрушать общее художественное решение интерьеров и фасадов.
ПОМЕЩЕНИЯ И ИХ ГРУППЫ
9.1 Помещения, доступные маломобильным посетителям и взаимосвязанные функциональным процессом, для удобства рекомендуется размещать компактно, на минимальном количестве уровней (желательна одноуровневая организация). При проектировании рекомендуется кроме раздела 4 СНиП 2.08.02-89* учитывать также требования, представленные в таблице 9.1.
9.2 При проектировании помещений и зон, предназначенных для обслуживания посетителей, в том числе маломобильных, следует учитывать специфику их функциональной организации, при этом коммуникационные зоны помещений обслуживания должны отвечать требованиям соответствующего раздела настоящего Свода правил.
При проектировании места обслуживания необходимо учитывать возможность размещения: маломобильного посетителя (обслуживаемого) с возможным сопровождением, персонала (при его наличии), функционального оборудования и мебели для осуществления обслуживания (самообслуживания), дополнительной зоны (с резервной площадью для временного хранения кресла-коляски, дополнительного оборудования и мебели, элементов декора, рекламы и т.п.). По предпроектному заданию место обслуживания может быть оборудовано универсальным ("А", для всех видов посетителей и с учетом различных дефектов здоровья) или специализированным ("Б", для посетителей с определенным дефектом здоровья).