Игры на закрепление графического изображения буквы.
Игры на выделение звука в слове и подбор слов на заданный звук.
Автор: Светлана Минина
Игра 1 «Магазин»
Цель:упражнять детей в подборе слов на заданный звук; развивать память, мышление.
Материал:не требуется.
Ход игры.Дети становятся в круг, взявшись за руки. В его центре водящий («покупатель»), он задаёт букву, на которую дети придумывают слова. Дети ведут хоровод со словами:
Дзынь-дзынь-дзынь,
Открываем магазин.
Заходите, заходите,
Покупайте, что хотите.
Покупатель говорит, например: «Хочу купить предметы на букву Р».
Дети говорят слова на заданный звук, рассказывая «покупателю» какой есть товар в магазине на заданный звук. Чей товар понравится «покупателю», тот занимает место «покупателя».
Игра 2 «Путешественники»
Цель:упражнять детей в выделении первого звука в слове; учить подбирать слова на заданный звук; развивать мыслительные операции.
Материал: *два нарисованных чемодана, на которых наклеены буквы – С и Ш;
*картинки с изображением одежды, в которых присутствуют данные
буквы (шорты, штаны, шуба, рубашка, шапка, костюм, сапоги, свитер,
носки, косынка, трусы).
Ход игры.
Взрослый говорит, что мальчики Саша и Шура отправляются в путешествие и просят нас помочь им собрать вещи. Саше в чемодан необходимо положить вещи, где есть звуки [с] и [с’], а Шуре, где есть звук [ш].
Дети берут со стола картинки, определяют, есть ли такой звук в слове, и раскладывают их по чемоданам.
Игра 3 «Где живёт буква?»
Цель :упражнять детей в нахождении заданного звука в словах и определении его местонахождения; развивать мыслительные операции, фонематический слух.
Материал:длинный дом, буквы.
Ход игры.Ведущий показывает детям (ребёнку) схему дома с окошками и говорит, что буква А может жить в любой части этого дома: в начале, середине или конце. Каждому из детей ведущий называет слово, а они определяют место буквы А в слове, подходят к дому, ставят букву на её окошко: если буква А в начале слова, то в первое окошко дома, в середине — в середину дома, если в конце — в конец. При произнесении слов ведущий выделяет голосом звук (АИСТ, РАК, АРБУЗ, РУКА, АВТОБУС, МУКА, МАК и др.)
Игры на закрепление графического изображения буквы.
Игра 1 «Волшебные точки»
Цель:развивать у детей зрительное и пространственное представление букв, память, внимание.
Материал:карточки с точками, соединяя которые по порядку, получается буква, простой карандаш.
Ход игры.Детям предлагаются карточки с пронумерованными точками и задание: соедини точки по порядку. Назови буквы, которые у тебя получились.
Игра 2 «Буквы из палочек»
Цель:развивать у детей зрительное и пространственное представление букв, память, воображение, внимание.
Материал: счётные палочки.
Ход игры. Взрослый просит сложить фигуру из семи палочек по образцу. А далее выполнить следующие команды:
*убери одну палочку так, чтобы получились буквы О, Б;
*убери две палочки так, чтобы получились буквы Е, П, Р, Н, Ь, У;
*убери три палочки так, чтобы получились буквы С, Ч;
*убери четыре палочки, чтобы получилась букваГ;
*переложи две палочки так, чтобы получилась буква Ы.
Игра 3 «Реклама буквы»
Цель:учить описывать букву по схеме, подбирать слова на заданную букву; развивать память, внимание, воображение.
Материал:медальоны с буквами, схема описания буквы.
Ход игры.Воспитатель предлагает детям прорекламировать свою любимую букву по следующей схеме:
— название буквы;
— из каких элементов состоит;
— на что похожа;
— какие слова с неё начинаются.
Например: «Это буква А, она состоит из трёх элементов: двух длинных палочек, наклонённых одна к другой, и одной короткой, связывающей их, как поясок. Буква А похожа на ракету, крышу дома, акулу. Она содержится в самых вкусных словах (арбуз, абрикос, ананас, айва); в самых быстрых (автомобиль, автобус) и в самых умных словах (азбука, алфавит...)».