Свойства графического изображения

Стиль изображения— неотъемлемое качество, отражающее сложный комп­лекс взглядов, вкусов и настроений, ха­рактерный для определенного времени.

В каждый исторический период творче­ства графиков, живописцев, дизайнеров, архитекторов вырабатывается некий об­щий стереотип оформления изобрази­тельной информации. В архитектурной профессии эта «схожесть» чертежей, ри­сунков, эскизов объясняется общностью умонастроении людей, причастных к ар­хитектурной профессии, отражением на­правления архитектурной мысли, тради­ций, условий художественной культуры. Результатом такого процесса является определенный характер графического языка, своеобразный «стиль» профессионального изобразительного лексикона. «Стиль^ — понятие широкое, отражаю­щее самые характерные черты архитек­турной графики в проектной практике, а также идеи, бытующие в прогрессив­ных архитектурных школах. Стиль ар­хитектурной графики, свойственный оп Свойства графического изображения - student2.ru ределенному времени, не способствует нивелировке индивидуального почерка каждого мастера-современника. Инди­видуальная манера специалиста есте­ственна, ибо одним из признаков про­фессионала высокого класса является творческая индивидуальность, неповто­римость личной точки зрения на аспек­ты профессионального творчества. По этим причинам в архитектурной школе необходимо поощрять индивидуаль­ность каждого учащегося. В процессе обучения архитектурная графика неми­нуемо следует определенным традици­онным правилам, подчиняется конкрет­ным стандартам. Соблюдение этих пра­вил не должно лишать учащегося воз­можности вырабатывать свой личный стиль проектной и графической работы (см. рис. 6, 110, 111).

Специфические качества архитек­турного объекта заставляют специалис­та целенаправленно конструировать изображение. Культура изображения подразумевает осознанность усилий, приводящих к определенным требуемым результатам. Для архитектора-профес­сионала работа над изображением про­текает почти бессознательно, интуитив­но, ибо цель такой работы давно осозна­на, практические навыки отшлифованы и совершенны. В этом процессе у архи­тектора-профессионала особо важную роль играет подсознание. Для учащего­ся архитектурной школы такая работа требует больших усилий, должна на­правляться педагогами, подчиняться оп­ределенным правилам. В этом процессе большую роль играет знание, трезвая оценка особенностей архитектурной гра­фики, понимание, почему и зачем про­цесс профессионального изображения приводит к определенным результатам. Учащийся архитектурной школы осоз­нает, что архитектурная графика являет­ся языком, выражающим замыслы архи­тектора. Полнота и информативность этого языка зависят от его специфичес­ких свойств — стиля, условности, лако­низма изображения.

Условность — свойство изображе­ния, выявляющее самые существенные черты объекта, идею его содержания. Стремление к условности —преднаме­ренное обобщение изобразительной ин­формации. Условность подразумевает отображение самого главного, суще­ственного и одновременно вызывает не­обходимость отбраковки второстепен­ных, несущественных черт объекта. Чем больше обобщено изображение по степе­ни передаваемой информации, тем в большей степени оно условно. По этим причинам качество профессиональной графики находится в прямом соответ­ствии с ее условностью.

Емкость передаваемой в условной графике информации должна соответ­ствовать целям изображения. Любая словесная информация, любой содер­жательности текст не скажут професси­оналу так точно и в таком необходимом объеме то, что можно передать в услов­ном изображении. Эта направленная способность к отображению самых ха­рактерных свойств объекта в макси­мально простой изобразительной фор­ме носит название ОСОЗНАННОЙ ус­ловности. В противоположность ей НЕОСОЗННАЯ условность — интуи­тивное стремление любого человека к изображению предмета наипростейшим способом. Так, ребенок хочет изобра­зить «дом» и в меру своих сил рисует его (рис. 6, /). На любых этапах обуче­ния, требующих графической расшиф­ровки, необходимо развивать способ­ность к осознанной условности. Особой концентрации это качество достигается при требовательном отношении к ис­полнению любых видов АГ. Перегрузка любого графического произведения лишними, несущественными деталями приводит к изобразительному много­словию, лишает изображение информа­тивной четкости. Развитие способнос­тей осознанной условности зависит от грамотной педагогической ориентации любого графического действия, от стро­гой оценки любого эскиза, рисунка чертежа с позиций их условности (рис. 6, 2-4).

Лаконизм — особенность изображе­ния, определяемая простотой изобрази­тельных приемов. Стремление к лако­низму — преднамеренная простота гра­фического языка, экономное использо­вание средств изображения. Условность графики обязательно предполагает лако­низм ее изобразительной реализации. Если условность является качественной характеристикой изображения, то лако­низм отображает его количественную сущность, рациональность его конструи­рования.

Оценка качественных особенностей содержания проектной графики зависит от того, какие графические средства ис­пользуются автором для выражения тех или иных профессиональных задач. От­ражение различных состояний архитек­турного объекта, выражение его образ­ных, тектонических, функциональных свойств специфично для каждого из средств изображения и вида АГ. Такие понятия как стиль, условность, лако­низм видоизменяются в зависимости от применения графика линейной, тональ­ной или цветной (рис. 7, 8). Неодинако­во по своему содержанию и восприятие чертежей и рисунков, выполненных с применением линии, гона или цвета. Специфика каждого из средств или ви­дов АГ глубоко своеобразна. Именно по этим причинам принципиальное разли­чие в приемах изображения архитектур­ных объектов отражено в отдельных главах.

2. Линия,линейная графика

Линияявляется самым распростра­ненным средством изображения. Значе­ние линии как изобразительного сред­ства состоит в особой природе челове­ческого зрения. Любой объект наблюде­ния воспринимается посредством дви­жения глаз, прослеживающих контур объекта (его наружную линию), грани­цы поверхностей объекта (в виде их ли­нейных очертаний). Опыт человеческо­го восприятия позволяет воспринимать контур не как самостоятельную линию, а как линейное образование, характери­зующее структурные качества предмета. Человеческое сознание воспринимает контур как часть конструкции любого объекта с учетом поправок на перспек­тивное искажение форм, индивидуаль­ные особенности конструктивной струк­туры предмета, условия его освещенно­сти и положения в пространстве. Линей­ное (контурное) восприятие предмета передает содержательную информацию о размере, массе, форме и ракурсе объекта. Основой построения «любого изображения, в том числе тонового и цветного, также является линия. Ли­ния— изобразительное средство самого распространенного вида графической техники — линейной графики.

Линейная графика— основная тех­ника исполнения чертежа, эскиза, ри­сунка, технической схемы. Главное сред­ство ее выразительности — контрастное Ч соотношение линий с поверхностью бу­маги. На контрастном соотношении по­верхности изображения и линии опреде­ленной толщины, наклона, кривизны и протяженности базируется плоскостное или пространственное восприятие изоб­ражения, его статичность или динамич­ность (рис. 7, 4, 5). Различная фактура линий, зависящая от материала, инстру­ментов и приемов исполнения, создает различное впечатление материальности изображаемой предметной формы, отра­жает активность или сдержанность в беспредметной композиции (рис. 7, 1— 3). Линейная графика — самый распро­страненный, наипростейший способ изображения архитектурной формы, де­талей предметной среды, и потому для архитектора очень важно овладеть этой техникой.

Линейная изобразительная форма выражения замыслов архитектора изве­стна со времен Древнего Египта, Мас­терство линейного изображения с помо­щью чертежных инструментов получило широкое распространение с начала XV в. Известны чертежи зданий, кораб­лей, орудий, выполненные в этот пери­од архитекторами и инженерами с помо­щью линейки, циркуля, и рейсфедера. Показательно, что эти чертежи столь же лаконичны и информативны, как и со­временная архитектурная и инженерная документация. Различие в стиле, харак­тере оформления чертежа начала XV в. и современного архитектурного и инже­нерного чертежа конечно есть, но суть их изобразительного языка та же. Язык линейной графики настолько скуп и ус­ловен, что для работы в этой технике, для ее полноценного восприятия, как в былые времена, так и сейчас, необходи­ма высокая профессиональная культура. В линейной графике возможна тональ­ная, цветная разработка формы, выявле­ние ее освещенности, массы, фактуры (рис. 8, 1, 2). В этом случае применяет­ся цветная линия, заливка, линейная имитация тона —штриховка (рис. 8, 3, 4). В современной архитектурной шко­ле освоение подавляющего большинства предметов основывается на линейной графике.

Инструменты и приспособления, применяемые в технике линейной гра­фики, можно разделить на три группы.

Наши рекомендации