Следовательно, код ЕСР станции назначения для вагона №11 неверен.

Пример проверки контрольного знака станции назначения для вагона №20, когда Остаток равен 10.

код ЕСР станции    
множитель    
поразрядное произведение    
сумма чисел 2+8+12+32=54 6+16+20+48=90 90/11 остаток 2
остаток от деления на 11 равен 10 пятый знак кода станции (2)
  Контрольный код ЕСР станции 24482

Следовательно, код ЕСР станции назначения для вагона №20 верен.

Практическое занятие № 2.

Тема: Логический и форматный контроль информации.

Цель Практического занятия № 2:

1. Изучить логические и форматные методы контроля и защиты информации железнодорожного транспорта при вводе в ЭВМ.

2. С помощью логического и форматного контроля научиться проверять достоверность информации, вводимой в ЭВМ.

3. Выявить ошибки №3 - №10 по исходным данным натурного листа поезда.

Ход выполнения Практического занятия № 2:

1. Проанализировать данные натурного листа поезда (Таблица №1) и выявить на основе логического и форматного контроля ошибки в показателях.

2. Привести перечень ошибок, указав их тип (логическая или форматная).

3. Составить таблицу выявленных ошибок с указанием их номера.

Указания к выполнению заданий: 1-40 (Таблица №1).

Пример решения Задания №3:

Задание №3: Для выявления Ошибки №3 в графе 3 (таблицы №1) -«Р»

Неверно указана цифра (4) в строке вагон №20. Допускается от 0 до 3.

Если в графе «Р» стоит число больше 3, то показатель неверен. Так как в строке вагон №20 указана цифра 4, следовательно показатель в графе неверен.

Задание №4: Для выявления Ошибки №4 при несоответствии полей в графе 4 - «ВЕС» и графе 9 - «ТАРА».

Для гружёного вагона масса тары не указывается.

В строке вагон №11 в графе 9 масса тары указана (22 тонны) и одновременно указана масса груза в графе 4 (50 тонн). Следовательно показатель в графе 9 неверен.

Задание №5: Для выявления Ошибки №5 при несоответствии полей в графе 5 - «ГРУЗ» и в графе 2 - «ВАГОН».

В определённый тип вагона можно грузить только определённый вид груза.

В строке вагон №11 в графе 5 - «ГРУЗ» в полувагоне указан груз - код -22103 «Мазут топочный» (Таблица №2), который можно перевозить только в цистерне. Следовательно, показатель в графе 5 неверен.Для своего варианта каждый студент аналогично пользуется данными Таблицы №2.

Таблица №2. Коды грузов и типы используемых вагонов для их

Перевозки.

Наименование груза Код груза Тип вагона Первая цифра номера вагона
Бумага газетная   132 04 Крытый
Велосипеды детские   683 01 Крытый
Галантерея текстильная   Крытый
Мука пшеничная высшего сорта   500 01 Крытый
Мебель всякая   686 17 Крытый
Нефть сырая   201 00 Цистерна
Бензины всякие   211 23 Цистерна
Керосин тракторный   212 06 Цистерна
Мазут топочный   221 03 Цистерна
Спирт этиловый синтетический 594 03 Цистерна
Уголь каменный   161 67 Полувагон
Руда железная доменная 141 13 Полувагон
Руда апатитовая 441 02 Полувагон
Руда медная Полувагон
Руды неметаллические 242 12 Полувагон
Щебень всякий   041 33 Платформа
Туф известковый   232 28 Платформа
Слитки стальные блюминговые 322 01 Платформа
Песок строительный   231 06 Платформа
Кирпич глиняный пустотелый 263 05 Платформа

Задание №6: Для выявления Ошибки №6 в графе 4 - «ВЕС»

Допускается не более 125 тонн, равный предельной грузоподъёмности

8ми осного вагона.

В строке вагон №10 в графе 4 указана масса груза 140 тонн, превышающая 125 тонн, Следовательно, показатель в графе 4 неверен.

Задание №7: Для выявления Ошибки №7 в графе 7 - «КЛНТ»

Допускается не более 4 цифр.

В строке вагон №10 в графе 7 указано 5 цифр. Следовательно, показатель в графе 7 - «КЛНТ» неверен.

Задание №8: Для выявления Ошибки №8 при несоответствии полей в графе 4 - «ВЕС» и графе 6 - «СТ.НАЗН.».

Если указана масса груза в вагоне, то должна быть указана и станция назначения.

В строке вагон №20, в графе №4 указана масса груза в вагоне 32 тонны, а в графе 6 станция назначения не указана. Следовательно, показатель в графе 6 неверен.

Задание №9: Для выявления Ошибки №9 при несоответствии полей в графе 4 - «ВЕС» и графе 7 - «КЛНТ».

Если указана масса груза, то должен быть указан и получатель.

В строке вагон №11 в графе 4 - «ВЕС» указана масса груза - 50 тонн, а в графе 7 - «КЛНТ» код клиента отсутствует. Следовательно показатель в графе 7 неверен.

Задание №10: Для выявления Ошибки №10 в графе 8 - «МАРШ.»

В графе 8 - «МАРШ.» допускается: 0 - вагон не входит в состав маршрутной группы; 1 - вагон входит в состав маршрутной группы.

В строке вагон №20 в графе 8 - «МАРШ.» указана цифра 2, следовательно показатель в графе 8 - «МАРШ.» неверен.

В заключение каждый студент составляет таблицу выявленных ошибок, указывая в соответствующих клетках номера найденных ошибок. Несоответствие полей указывается двойным обозначением (при Ошибках № 4,5,8,9).

Таблица выявленных ошибок

Пример (номер варианта)     вагон №10     ошибка 6       ошибка 7    
  вагон №11 ошибка 1   ошибка5   ошибка 4   ошибка 9   ошибка 5   ошибка 9   ошибка 4
вагон №20   ошибка 3 ошибка 8     ошибка 8   ошибка 10  

Вывод: Для корректировки ошибок необходимо обратиться к первичным документам - вагонному листу и дорожной ведомости, чтобы внести необходимые исправления. В отдельных случаях уточнение информации для натурного листа поезда возможно только при обращении к грузоотправителю.

Рассмотренный способ защиты информации значительно снижает кол-во ошибок, которое при вводе в ЭВМ попадает в массивы информации.

Практическое занятие № 3.

Наши рекомендации