Следовательно, код ЕСР станции назначения для вагона №11 неверен.
Пример проверки контрольного знака станции назначения для вагона №20, когда Остаток равен 10.
код ЕСР станции | |||||||||||
множитель | |||||||||||
поразрядное произведение | |||||||||||
сумма чисел | 2+8+12+32=54 | 6+16+20+48=90 90/11 остаток 2 | |||||||||
остаток от деления на 11 равен 10 | пятый знак кода станции (2) | ||||||||||
Контрольный код ЕСР станции 24482 |
Следовательно, код ЕСР станции назначения для вагона №20 верен.
Практическое занятие № 2.
Тема: Логический и форматный контроль информации.
Цель Практического занятия № 2:
1. Изучить логические и форматные методы контроля и защиты информации железнодорожного транспорта при вводе в ЭВМ.
2. С помощью логического и форматного контроля научиться проверять достоверность информации, вводимой в ЭВМ.
3. Выявить ошибки №3 - №10 по исходным данным натурного листа поезда.
Ход выполнения Практического занятия № 2:
1. Проанализировать данные натурного листа поезда (Таблица №1) и выявить на основе логического и форматного контроля ошибки в показателях.
2. Привести перечень ошибок, указав их тип (логическая или форматная).
3. Составить таблицу выявленных ошибок с указанием их номера.
Указания к выполнению заданий: 1-40 (Таблица №1).
Пример решения Задания №3:
Задание №3: Для выявления Ошибки №3 в графе 3 (таблицы №1) -«Р»
Неверно указана цифра (4) в строке вагон №20. Допускается от 0 до 3.
Если в графе «Р» стоит число больше 3, то показатель неверен. Так как в строке вагон №20 указана цифра 4, следовательно показатель в графе неверен.
Задание №4: Для выявления Ошибки №4 при несоответствии полей в графе 4 - «ВЕС» и графе 9 - «ТАРА».
Для гружёного вагона масса тары не указывается.
В строке вагон №11 в графе 9 масса тары указана (22 тонны) и одновременно указана масса груза в графе 4 (50 тонн). Следовательно показатель в графе 9 неверен.
Задание №5: Для выявления Ошибки №5 при несоответствии полей в графе 5 - «ГРУЗ» и в графе 2 - «ВАГОН».
В определённый тип вагона можно грузить только определённый вид груза.
В строке вагон №11 в графе 5 - «ГРУЗ» в полувагоне указан груз - код -22103 «Мазут топочный» (Таблица №2), который можно перевозить только в цистерне. Следовательно, показатель в графе 5 неверен.Для своего варианта каждый студент аналогично пользуется данными Таблицы №2.
Таблица №2. Коды грузов и типы используемых вагонов для их
Перевозки.
Наименование груза | Код груза | Тип вагона | Первая цифра номера вагона |
Бумага газетная | 132 04 | Крытый | |
Велосипеды детские | 683 01 | Крытый | |
Галантерея текстильная | Крытый | ||
Мука пшеничная высшего сорта | 500 01 | Крытый | |
Мебель всякая | 686 17 | Крытый | |
Нефть сырая | 201 00 | Цистерна | |
Бензины всякие | 211 23 | Цистерна | |
Керосин тракторный | 212 06 | Цистерна | |
Мазут топочный | 221 03 | Цистерна | |
Спирт этиловый синтетический | 594 03 | Цистерна | |
Уголь каменный | 161 67 | Полувагон | |
Руда железная доменная | 141 13 | Полувагон | |
Руда апатитовая | 441 02 | Полувагон | |
Руда медная | Полувагон | ||
Руды неметаллические | 242 12 | Полувагон | |
Щебень всякий | 041 33 | Платформа | |
Туф известковый | 232 28 | Платформа | |
Слитки стальные блюминговые | 322 01 | Платформа | |
Песок строительный | 231 06 | Платформа | |
Кирпич глиняный пустотелый | 263 05 | Платформа |
Задание №6: Для выявления Ошибки №6 в графе 4 - «ВЕС»
Допускается не более 125 тонн, равный предельной грузоподъёмности
8ми осного вагона.
В строке вагон №10 в графе 4 указана масса груза 140 тонн, превышающая 125 тонн, Следовательно, показатель в графе 4 неверен.
Задание №7: Для выявления Ошибки №7 в графе 7 - «КЛНТ»
Допускается не более 4 цифр.
В строке вагон №10 в графе 7 указано 5 цифр. Следовательно, показатель в графе 7 - «КЛНТ» неверен.
Задание №8: Для выявления Ошибки №8 при несоответствии полей в графе 4 - «ВЕС» и графе 6 - «СТ.НАЗН.».
Если указана масса груза в вагоне, то должна быть указана и станция назначения.
В строке вагон №20, в графе №4 указана масса груза в вагоне 32 тонны, а в графе 6 станция назначения не указана. Следовательно, показатель в графе 6 неверен.
Задание №9: Для выявления Ошибки №9 при несоответствии полей в графе 4 - «ВЕС» и графе 7 - «КЛНТ».
Если указана масса груза, то должен быть указан и получатель.
В строке вагон №11 в графе 4 - «ВЕС» указана масса груза - 50 тонн, а в графе 7 - «КЛНТ» код клиента отсутствует. Следовательно показатель в графе 7 неверен.
Задание №10: Для выявления Ошибки №10 в графе 8 - «МАРШ.»
В графе 8 - «МАРШ.» допускается: 0 - вагон не входит в состав маршрутной группы; 1 - вагон входит в состав маршрутной группы.
В строке вагон №20 в графе 8 - «МАРШ.» указана цифра 2, следовательно показатель в графе 8 - «МАРШ.» неверен.
В заключение каждый студент составляет таблицу выявленных ошибок, указывая в соответствующих клетках номера найденных ошибок. Несоответствие полей указывается двойным обозначением (при Ошибках № 4,5,8,9).
Таблица выявленных ошибок
Пример (номер варианта) | вагон №10 | ошибка 6 | ошибка 7 | ||||||
вагон №11 | ошибка 1 ошибка5 | ошибка 4 ошибка 9 | ошибка 5 | ошибка 9 | ошибка 4 | ||||
вагон №20 | ошибка 3 | ошибка 8 | ошибка 8 | ошибка 10 |
Вывод: Для корректировки ошибок необходимо обратиться к первичным документам - вагонному листу и дорожной ведомости, чтобы внести необходимые исправления. В отдельных случаях уточнение информации для натурного листа поезда возможно только при обращении к грузоотправителю.
Рассмотренный способ защиты информации значительно снижает кол-во ошибок, которое при вводе в ЭВМ попадает в массивы информации.
Практическое занятие № 3.