IV. Изучение нового материала. II. Актуализация опорных знаний
Ход урока
I. Организация класса
II. Актуализация опорных знаний
1. Повторение изученных букв.
— Посмотрите на буквы, напечатанные на доске. Назовите их.
АОДТМКСН
— Составьте из этих букв слова по схеме:
— Какие слова у вас получились? (Дом, том, ком, сом, сок, нос, ток, дам, там, сам, нас, так.)
— Прочитайте пары слогов, напечатанные на доске.
МА — МЯ МЫ — МИ
НА — НЯ НЫ - НИ
СА — СЯ СЫ- СИ
ТА — ТЯ ТЫ - ТИ
ДА- ДЯ ДЫ - ДИ
— Составьте из этих слогов слова. (Дыня, сани, тина, мята, сама.)
III. Сообщение темы и цели урока
Сегодня на уроке мы повторим еще одну букву, будем читать с ней слоги и слова, познакомимся с новой орфограммой.
IV. Изучение нового материала
1. Вычленение согласных звуков [в], [в'].
— Отгадайте загадку.
В тихую погоду
Нет нас нигде,
А ветер подует
— Бежим по воде.
(Волны)
— Сколько слогов в слове ВОЛНЫ? Какой слог ударный?
— Назовите и охарактеризуйте последовательно звуки слова, начерти схему.
Откуда берутся волны на воде? Кто их поднимает? (Ветер.)
1. Сделайте слого-звуковой анализ слова ВЕТЕР.( Работа в тетради)
— Назовите первый звук этих слов. Как мы произносим звуки [в], [в']? Дети устанавливают, что это звуки согласные, твердый [в] и мягкий [в'].
2. Узнавание звуков [в], [в'] в речи.
— Что такое ветер? Откуда он берется?
Помашите перед лицом рукой. Вы сразу почувствуете, что воздух колеблется. Вы сделали ветер, то есть заставили воздух двигаться. Значит, ветер — это воздух, который приходит в движение.
— Послушайте стихотворение. О чем оно?
Осторожно ветер
Из калитки вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше;
Поиграл немного
Ветками черемух.
Пожурил за что-то
Воробьев знакомых.
(М. Исаковский)
— Каким вам представился ветер? Чем это стихотворение похоже на сказку?
— Как вы понимаете слова пожурил воробьев? Как сказать по-другому? (Ласково поругал их за что-то, взъерошив перья.)
— Послушайте стихотворение еще раз, запомните слова со звуками [в]> [в']
(вышел, в окошко, воробьйоф\; [в'] — ветер, ветками.)
3. Ознакомление с буквой Вв.
— Согласные звуки, твердый [в] и мягкий [в'], обозначаются буквой В. Учитель выставляет буквы Вв на наборное полотно.
— Рассмотрите буквы. Из каких элементов (деталей) они состоят?
— Сравните большую и маленькую буквы. Чем они отличаются? (Только размером.)
— Что общего у букв В и К, В и Я?
— На что похожа буква В? (Буква похожа на крендель, завитую булочку, на вздувшийся от ветра парус кораблика.)
Вот буква В
видна вдали
— Красивая, витая.
Как будто крендель испекли,
Приезжих поджидая.
(С.Маршак)
4. Работа в тетради
Учащиеся печатают буквы Вв в тетрадях.
5. Чтение слогов с буквой В.
— Посмотрите, какие волны поднял ветер. Давайте успокоим синее море. Прочитаем слоги на волнах.
— Теперь наш кораблик может плыть. Какие слоги написаны на его корме?
6. Чтение слогов и слов с буквой В по букварю
— Откройте букварь на с. 78. Что написано рядом с картинками?
— В каком слоге находится звук [в] в начале слова, в середине слова? (корова)
— Какие буквосочетания слов выделены в словах? Чем они отличаются при произношении?
Чтение слогов и слов в столбиках сопровождается частичным звуковым анализом, выборочным перечитыванием слов по заданиям учителя.
7. Физкультминутка.
8. Работа в тетради
— Прочитайте столбики слов. Правильно произносите слова с орфограммами.
Напечатайте 1-й и 2-й столбик, подчеркните орфограмму.
9. Работа с текстом.
— Посмотрите на рисунок. Что вы видите на нем?
—Прочитайте текст. О чем он? Что нарисовали дети? Что вышила Влада? А что сделал Слава?
Напечатайте 2 предложения текста + схемы
V. Итог урока
— Какую букву мы выучили сегодня на уроке?
— Какие звуки она обозначает?
— Что интересного вы узнали на уроке?