IV. Изучение нового материала. II. Актуализация опорных знаний

Ход урока

I. Организация класса

II. Актуализация опорных знаний

1. Повторение изученных букв.

— С какой буквой мы познакомились на прошлом уроке?

— Какой звук она обозначает?

— На что указывает буква Е в слогах после буквы согласного звука?

— Какие еще буквы обозначают гласный звук и мягкость согласного звука?

— Прочитайте слоги. Составьте из них слова.

МЕ ДЕ ТЕ НЕ РЕ КЕ

МИ ДИ ТИ НИ РИ КИ

(Дети, тени, реки)

1. Знакомство с буквой Е, ее функцией в прямом слоге.

— Послушайте скороговорку. О чем она?

Носит Сеня сено в сени,

Спать на сене будет Сеня.

Учащиеся строят звуковую схему слова СЕНЯ.

— Теперь напишем под звуковой схемой имя мальчика буквами.

— Назовите звуки первого слога. Какой буквой мы обозначим мягкий согласный звук [с']?

— Какой гласный звук слышится в этом слоге? (Дети проговаривают протяжно: се-э-э-э.)

— Нужно запомнить, что в русском языке звук [э] после мягкого соглас­ного обозначается буквой Е.

Учитель подписывает в слоге букву Е.

— Какой звук обозначает буква Е в слоге СЕ? Какую еще работу выпол­няет буква Е? (Указывает, что перед ней нужно произносить мягкий согласный звук.)

Второй слог дети анализируют самостоятельно.

IV. Изучение нового материала. II. Актуализация опорных знаний - student2.ru

— Сравните «работу» буквы Е и Я в этом слове. Учитель выставляет на наборное полотно буквы Ее.

— Итак, буква Е обозначает гласный звук [э] и мягкость согласного звука.

— Рассмотрите большую и маленькую буквы. Сравните их.

— Сравните заглавные буквы Е и В, Е и К, Е и Н.

— Чем похожи малые буквы е и о, е и с?

— На что похожа заглавная буква Е? (Буква похожа на лесенку или грабли.)

IV. Изучение нового материала. II. Актуализация опорных знаний - student2.ru На дворе — такая жалость! —

Наша лесенка сломалась.

Наша лесенка сломалась,

Буква Е зато осталась.

(Е. Тарлапан)

Дети печатают буквы Ее в тетрадях.

2. Чтение прямых слогов с буквой Ее.

— Прочитайте слоги по лесенке.

IV. Изучение нового материала. II. Актуализация опорных знаний - student2.ru

ПI. Сообщение темы и целей урока

Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одной особенностью буквы Е, научимся читать слова, в которых она стоит в начале слога.

IV. Изучение нового материала

1. Вычленение звукосочетания [йэ] в словах. Обозначение его буквой Е.

— Послушайте скороговорку. О ком она?

Еле-еле Ева ела,

Есть пельмени не хотела.

— Как девочка ела? Как вы понимаете выражение еле-еле? (Медленно, мало, без удовольствия, без аппетита.)

Учитель предлагает сделать звуковой анализ имени девочки. На доске и в тетради дети заполняют схему слова.

IV. Изучение нового материала. II. Актуализация опорных знаний - student2.ru

— Слияние звуков [й] и [э], которое является целым слогом или стоит

в начале слога, обозначается буквой Е. Дети подписывают буквы под звуковой схемой слова.

2. Чтение слогов с буквой Е в начале.

IV. Изучение нового материала. II. Актуализация опорных знаний - student2.ru — Посмотрите, какие красивые ели растут в лесу, А на шишках у них буквы. Назовите их.

- Чем буквы первого дерева отличаются от букв второго дерева?

— А вот прилетела птица, которая очень любит клевать еловые семеч­ки, доставать их из шишек. Это клест. У него даже клюв устроен так, чтобы раскрывать им шишки.

Учитель показывает, как клест, на котором написана буква Е, подлета­ет к шишкам, а дети читают слоги, получившиеся из букв.

3. Физкультминутка.

4. Чтение слогов и слов с буквой Ее по букварю.

— Откройте букварь на с. 88-89. Давайте прочтем слоги и слова в столбиках.

— А теперь ответим на вопрос КАКИЕ МЫ? Подберем антонимы( слова, противоположные по смыслу)

3. Физкультминутка.

4. Чтение слогов и слов с буквой Е в начале слога.

Давайте напечатаем в тетрадисхемы к словам ежи ехал поезд океан

5. Орфоэпическое чтение слов в стихотворении.

Учитель напоминает, что в предударном слоге буква Е обозначает глас­ный звук [и]

6.Чтение и продолжение предложений.

— Рассмотрите рисунок на с. 88 справа. Кого вы видите? Дополните предложения, опираясь на рисунки.

Учащиеся работают в парах. Они дополняют предложения, а затем зачитывают их перед классом.

7. Чтение текста "Девочка на шаре" учителем и сильными учащимися.

Краткий пересказ текста.

I. Итог урока

— Какую букву мы изучали сегодня на уроке?

— Какой гласный звук обозначает буква Е в слогах РЕ, СЕ, ЛЕ? Какую еще «работу» она выполняет?

— Какое звукосочетание обозначает буква Е в начале слога? ([йэ].)

— Какое звукосочетание обозначает буква Е в предударном слоге? ([йи].)

— Послушайте слова. Если узнаете звукосочетание [йэ], то хлопните в ладоши. Если, якорь, ела, ест, яблоня, ели, ястреб, приеду.

Наши рекомендации