Построение инфологической модели
Описание предметной области
Автотранспортное предприятие владеет парком автомашин, которыми осуществляет пассажирские перевозки по городу (такси). За каждой автомашиной закреплен один или несколько водителей; в последнем случае водители работают посменно. Каждый водитель закреплен за определенной машиной, но в экстренных случаях (болезнь одного из водителей, авария и т. п.) водитель может совершать рейсы и на «чужой» машине.
При выезде машины из парка на смену оформляется путевой лист, в который заносятся данные о времени выезда, показаниях спидометра, водителе. По возвращении в таксопарк водитель вносит в путевой лист итоговые показатели и сдает его в диспетчерскую; в число итоговых показателей входит время возвращения, показания спидометра при возвращении в таксопарк, расход топлива за поездку и объем выручки.
Автомобильный парк представлен машинами нескольких марок. Каждая марка характеризуется количеством пассажирских мест в салоне и грузоподъемностью, типом кузова (седан, фургон, и т. д.), нормативным расходом топлива на 100 км и периодичностью техосмотров, то есть количеством дней между техосмотрами для машин данной марки (разные машины могут требовать различной частоты техосмотров, хотя обычно техосмотры проводятся раз в квартал).
Назначение информационной системы
Информационная система должна решать следующие задачи:
· вести учет автомобилей и их марок;
· вести учет водителей;
· вести учет путевых листов, отражающих работу водителей и автомобилей;
· автоматически формировать график очередных техосмотров автомобилей;
· подсчитывать среднюю выручку по водителям за смену и формировать рейтинг водителей по этому показателю;
· формировать статистические отчеты за заданный период времени: по водителям, по автомобилям и по маркам.
Характеристика документов и атрибутов предметной области
В таксопарке имеются автомобили нескольких марок. По каждой марке автомобиля хранятся технические (нормативные) характеристики в следующей форме:
Марка _______________________________
Количество мест в салоне ____________ Грузоподъемность __________ кг
Тип кузова _______________________
Расход топлива на 100 км (в городских условиях) _______________ л
Интервал между техосмотрами __________ дн.
На каждый автомобиль заводится учетная карта, в которую, кроме технических характеристик машины, вносятся данные о водителях, закрепленных за этой машиной:
Гос. рег. № __________ __ Марка ______________________________
Год выпуска ___________ Цвет _______________________________
Дата последнего кап. ремонта «____» ___________________ г.
Дата последнего техосмотра «____» ___________________ г.
Водители
Ф.И.О. | Категория | Стаж |
Данные о водителе фиксируются в карточке кадрового учета, имеющей следующий вид:
Ф. И. О. __________________________________________
Дата рождения | возраст | ||
Год начала стажа | стаж | ||
Автомобиль | Категория |
На каждый выезд водителя на работу оформляется путевой лист, имеющий следующую форму:
Путевой лист №____
Дата: «___» _______________ _______ г.
Водитель _______________________________________
Автомобиль № ______________
выезд | возвращение | |
Время | ||
Показания спидометра |
Расход топлива ________________
Сумма выручки за смену ____________
Периодически (обычно — раз в неделю) составляется график техосмотров:
График техосмотров
Гос. № | Марка | Год выпуска | Последний техосмотр | Следующий техосмотр |
Для анализа результативности работы водителей по требованию менеджмента составляется отчет по средней за смену выручке:
Средняя выручка по водителям
Водитель | Категория | Средняя выручка |
С целью анализа работы предприятия за заданный период (обычно — за текущий месяц) составляются статистические сводки:
Статистика по водителям
за период с «__» ___________ по «__» __________
Ф.И.О. | Рейсов | Километров | Расход топлива | Объем выручки |
Статистика по автомобилям
за период с «__» ___________ по «__» __________
Гос. № | Марка | Рейсов | Километров | Расход топлива | Нормативный расход | Перерасход |
Статистика по маркам
за период с «__» ___________ по «__» __________
Марка | Автомобилей | Расход топлива | Пробег за период | Фактический расход |
Проектирование информационной системы
Построение инфологической модели
В описании предметной области легко выделить следующие информационные объекты: Марка, Автомобиль, Водитель, Путевой лист. Отобразим эти объекты на диаграмме «сущность-связь», выявим и изобразим на диаграмме связи между объектами, а также атрибуты объектов. Атрибуты, уникальные в пределах данного информационного объекта, выделим подчеркиванием. Полученная диаграмма показана на рис. 1.
Рис. 1. Диаграмма «сущность–связь»
Возле линий, обозначающих связи между сущностями, указаны мощности этих связей в каждом из направлений. Как видим, все связи между информационными объектами относятся к типу «один ко многим»:
· каждый автомобиль относится к одной определенной марке, но одной марке может соответствовать множество автомобилей;
· каждый водитель закреплен за одним определенным автомобилем, хотя за каждым автомобилем может быть закреплено более одного водителя;
· в каждом путевом листе фигурирует ровно один водитель и ровно один автомобиль, хотя, разумеется, каждый водитель и каждый автомобиль будут встречаться во многих путевых листах.
Отметим, что объект «Путевой лист» связывается как с объектом Водитель, так и с объектом Автомобиль. Это необходимо, потому что хотя водитель всегда закрепляется за одним определенным автомобилем, но 1) он может со временем быть переведен на другой автомобиль; 2) он может даже без изменения закрепления выезжать в рейс на «чужом» автомобиле. Вследствие этого в путевом листе должна храниться информация об автомобиле, хотя, в обычной ситуации, водитель и будет выезжать в рейс на том автомобиле, за которым он закреплен.