Понятие, юридическая природа и сущность международно-правовой унификации правил международных воздушных перевозок
Есть все основания считать, что в функции международного публичного воздушного права входит содействие развитию международного частного воздушного права. Обычно в доктрине международного права это утверждение опровергается, но факты свидетельствуют о неизменном участии международного публичного воздушного права в процессе унификации правил международных воздушных перевозок. По мнению многих ученых, это противоречит устоявшимся представлениям о сущности и юридической природе международного публичного права. Тем не менее, полагаем, вовлечение международного права в процесс унификации закономерно, так как позволяет международному публичному праву проявить свои огромные возможности при регулировании не только публично-правовых, но и гражданско-правовых вопросов, которых в международных отношениях возникает великое множество. Сейчас, в эпоху глобализации, международное публичное право активно используется для решения различных хозяйственных задач, которые ставят мировая экономика и торговля. Может быть, со временем сформируется международное хозяйственное право. Пока же в международном публичном праве наблюдается мощный поворот в сторону многостороннего и двустороннего регулирования международных хозяйственных отношений, особую роль в этом играет процесс унификации, что вполне понятно и объяснимо.
В международных отношениях государство реализует свою публичную власть и выступает как публично-правовая и гражданско-правовая личность, имеющая четкие международные публичные и экономические интересы. Яркий тому пример представляют выполняемые в рамках международных воздушных сообщений международные воздушные перевозки и международные полеты, между которыми существует явная экономическая взаимозависимость. Международные полеты целесообразны тогда, когда они осуществляются в целях международных перевозок. Экономическая взаимозависимость порождает юридическую взаимозависимость. В этом случае государство выступает как публично-правовая и гражданско-правовая личность. Возникающие при международной воздушной перевозке отношения имеют преимущественно гражданско-правовой характер. Весь цикл международной авиаперевозки связан с решением частно-правовых вопросов между авиаперевозчиком и пассажиром в рамках договора международной воздушной перевозки. Часть соответствующих правил унифицирована государствами на основе договора международного права (это упомянутая Варшавская конвенция и призванная заменить ее Монреальская конвенция [2] (1999 г.)).
Таким образом, в международном воздушном праве государство как публично-правовая и гражданско-правовая личность в сфере международных полетов и международных авиаперевозок имеет четкие публично-правовые и гражданско-правовые интересы. В эти интересы входит правовое содействие деятельности назначенных перевозчиков, осуществляющих регулярные международные авиаперевозки. Правовым инструментом такого содействия служит международное публичное воздушное право. Непосредственно это содействие оказывается путем унификации. Следует учитывать, что унификация осуществляется в рамках права международных договоров, это обстоятельство говорит о международно-правовой природе процесса унификации. С этой точки зрения уместно говорить о «международно-правовой унификации» в международном воздушном праве, под которой следует понимать участие международного публичного воздушного права в процессе унификации в целях создания единообразных правил, упрощающих осуществление международных воздушных перевозок при международных воздушных сообщениях. (Представляется, что использование понятия «международно-правовая унификация» укрепит позиции международного публичного воздушного права, тогда как при употреблении понятия «унификация» создается впечатление, что международное публичное воздушное право здесь ни при чем.) Такие унифицированные правила создают государства и закрепляют их в международном договоре в соответствии с требованиями Венской конвенции о праве международных договоров [3]. Предметом договора является часть суверенных прав в отношении международных воздушных перевозок, которые государства согласились ограничить в пользу унификации, т. е. подчинить регулирование части национальных международных воздушных перевозок не своему индивидуальному и суверенному законодательному усмотрению, а установленным международным договором унифицированным, единообразным правилам.
Возникновению и развитию унификации части правил международных воздушных перевозок способствовали следующие факторы:
– широкое развитие многостороннего и двустороннего сотрудничества между государствами в области международных воздушных связей, установление всемирной сети международных воздушных сообщений;
– необходимость устранения противоречий между потребностями в установлении единообразных условий международных воздушных перевозок и множественностью внутригосударственных способов регулирования международных авиаперевозок;
– содействие единообразному применению правил международных воздушных перевозок перевозчиками и судебными органами разных государств при разрешении споров между авиаперевозчиками и пассажирами;
– неэффективность разрешения сложных вопросов, касающихся авиаперевозок, коллизионным методом;
– потребность в общем, а не мультинациональном режиме международных воздушных перевозок;
– необходимость обеспечения имущественных прав и интересов пассажиров и возмещения вреда, причиненного их жизни и здоровью и багажу при осуществлении международных воздушных перевозок.
Обобщая изложенное, следует констатировать, что международно-правовая унификация является одной из важнейших функций международного воздушного права. Главной целью унификации в международном воздушном праве следует считать упрощение правил международных воздушных перевозок, осуществляемых в рамках международных воздушных сообщений. В процессе унификации подводится общий правовой знаменатель под многочисленные отличающиеся друг от друга национальные правила, предметом которых являются вопросы международных воздушных перевозок. Правовым инструментом, используемым для достижения этой цели, является международное публичное воздушное право. С его помощью и на основе права международных договоров и проводится вся унификация. Но в этом случае, с нашей точки зрения, речь идет уже о международно-правовой унификации, которая значительно объемнее по содержанию, чем просто унификация. Во-первых, оно указывает, что процесс унификации происходит в рамках международного публичного права. Во-вторых, цель унификации определяют государства, которые в данном случае выступают как гражданско-правовые личности, имеющие четкие экономические и коммерческие интересы в сфере международных воздушных перевозок.
В результате международно-правовой унификации принимаются унифицированные нормы, возлагающие на перевозчиков обязательство следовать не нормам своего национального законодательства, а требованиям, закрепленным в международном договоре в отношении ответственности перевозчика за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира и его багажу, и др. Обязанность применять унифицированные нормы наступает после их внедрения в национальное законодательство, и перевозчики как резиденты государства, в котором они зарегистрированы, обязаны их соблюдать. Только на этом этапе унифицированные правила выступают в качестве норм международного частного воздушного права. Другими словами, унифицированные нормы приобретают юридическую силу в зоне действия национального законодательства, и тогда ссылки на национальный закон, в противовес унифицированным нормам, являются юридически недействительными. Создание юридических преград на пути применения части национальных правил в области международных воздушных перевозок относится к числу задач, решаемых в международном воздушном праве с помощью унификации. Таким образом, унификация накладывает своеобразное вето на применение определенной части национальных правил международных воздушных перевозок при осуществлении международных воздушных сообщений. Требования к билету, установление ответственности перевозчика за вред, причиненный жизни и здоровью пассажиров, принципы материальной компенсации за вред, причиненный в период международной воздушной перевозки, выбор судебной юрисдикции – эти и другие вопросы стали предметом унификации, выведены из ведения государств с их согласия и отданы международному праву для соответствующего урегулирования.