Подробный обзор мотоцикла "Yamaha FZ-S".
Эта статья рассказывает о том:
- Для кого и для чего предназначен этот байк?
- Каковы главные качества этого мотоцикла?
- Чем отличается обновлённая модель 2014 года ?
Вместо предисловия
Уже несколько лет хочу рассказать о "FZ-S", но всё, как то не получается. Эта модель производится довольно давно, но, при этом, практически не известна широкому кругу наших мотолюбителей. Так, уж, сложилось, что, дискредитированная низкокачественными товарами из Китая, мало кубатурная техника, у нас не пользуется уважением, но это, вовсе не значит, что все мотоциклы с объёмом "движка" меньше литра представляют собой откровенный хлам.
" Yamaha FZ-S" это очень грамотно сконструированный и хорошо собранный мотоцикл. Он привлёк моё внимание своей конструкцией и техническими характеристиками, ещё до появления на нашем рынке и я решил познакомиться с этим байком при первой же возможности. Можно сказать, что мне повезло и очень скоро на таком мотоцикле я совершил пробег протяженностью почти в 1 000 километров. Но это было только началом нашего знакомства потому, что в последствии какое то время я использовал этот байк в качестве транспортного средства. Разумеется, что новый мотоцикл я не пытался испытывать, а относился к нему бережно и ездил аккуратно. Спустя какое то время я начал заниматься тестами новых мотоциклов и писать об этом статьи. Испытывая дорогие мощные байки, я часто вспоминал свой "FZ-S" пытаясь представить, как он себя поведёт в той или иной ситуации, в условиях настоящих бескомпромиссных и безжалостных тестов. Я очень хотел протестировать "FZ-S" по всем правилам и, когда такая возможность представилась, гонял его "по полной программе", воспринимая свои впечатления уже через призму приобретённого испытательского опыта. Мыслей по этому поводу было достаточно много, но в силу низкого интереса читателей к подобной технике, даже тогда я так ничего и не написал... Но теперь, когда в преддверии нового сезона у дилеров появилась обновлённая версия этого мотоцикла, а снятую с производства распродают со скидкой в 900$, думаю найдутся желающие узнать, что собой представляет "Yamaha FZ-S"?.
Для кого и для чего предназначен этот мотоцикл?
"Yamaha FZ-S" - повседневное транспортное средство для сложных дорожных условий и самого широкого круга пользователей, имеющих навыки управления мотоциклом базового уровня.
Для любой техники Индия представляет собой самый настоящий испытательный полигон и прежде всего это касается дорог. Хорошего асфальта в стране крайне мало. Зачастую он отвратительного качества, а большая часть дорог, и вовсе, лишена какого либо твёрдого покрытия. Не смотря на широкие масштабы дорожного строительства, большую часть дорог в Индии составляют грунтовые и гравийные. В сельскохозяйственных районах дорог нет вообще, во всяком случае, в европейском понимании этого слова.
Не лучше обстоит дело и с качеством горюче-смазочных материалов. За исключением сертифицированных заправок в крупных городах, единственным возможным видом топлива для мотоцикла является "просто бензин", который отличают от " просто солярки" по запаху и маслянистости, а об октановых числах речь не идёт в принципе. О мотосервисе в индийской глубинке можно даже не спрашивать. Во всяком случае, там не знают, что это такое и, скорее всего, просто не поймут, что Вы имеете в виду. Я, уж, не говорю о высокой влажности, перепадах температур и проливных дождях, превращающих дороги и направления в грязные мутные реки...
"Как может мотоцикл работать в таких условиях?"- спросите Вы и будете абсолютно правы. Однако, "Yamaha FZ-S" не просто работает - этот мотоцикл оказался на столько удачным, что установил новые стандарты конструирования бюджетной мототехники для тяжелых условий.
Каковы главные качества этого мотоцикла?
Основные качества "Yamaha FZ-S": экономичность, простота и удобство в эксплуатации.
Учитывая назначение мотоцикла, подобные приоритеты вполне закономерны. Повседневное транспортное средство, прежде всего, должно быть надёжным и удобным. Надёжным - потому, что от него зависит наша жизнь и успех в делах, а удобным - потому, что мы предполагаем проводить на нём много времени. Но для того, чтобы доступная техника была надёжной, её конструкция должна быть постой. Ведь, упрощение деталей и сокращение их количества снижает вероятность выхода из строя техники в целом, а так же упрощает и удешевляет её обслуживание и ремонт. Ну, и, конечно, экономичность - техника, которая много работает, должна иметь низкую себестоимость эксплуатации, чтобы не обременять своего владельца чрезмерными затратами. Чтобы обеспечить максимальный уровень комфорта для водителя и пассажира, мотоцикл имеет классическую "дорожную" геометрию с низким центром тяжести и умеренными ходами колёс, диаметр которых 17 дюймов, как на обычных дорожных байках. Подвеска работает очень мягко, прекрасно сглаживая любые неровности и обладает невероятной энергоёмкостью. На этом мотоцикле можно двигаться по очень разбитым дорогам сидя и абсолютно не напрягаясь - главное не перегибать палку со скоростью - иначе байк будет выбирать траекторию самостоятельно, поглощая энергию ударов изгибами рамы. Но даже в этом случае мотоцикл не начинает "брыкаться" и не пытается Вас сбросить, как мустанг на родэо.
"FZ-S" точно не мустанг и не арабский скакун -скорость и управляемость - не его конёк - он больше похож на низкорослых выносливых лошадей кочевых племён, которых не способны остановить ни жара, ни высокая нагрузка, ни самая тяжелая дорога. Стремление к удешевлению обусловило отказ от использования лёгких и прочных, но дорогих современных материалов - основательность конструкции обеспечивается увеличением размеров обычных стальных элементов. Даже при первом взгляде на этот мотоцикл бросается в глаза непривычно большой диаметр труб передней вилки и массивные диски колёс. Разумеется, что такие особенности, как и стальная хребтовая рама простой конструкции, которая "замкнута" через картер двигателя, не способствуют повышению ходовых качеств, но в данном случае они к приоритетам и не относятся. То же можно сказать и о двигателе - его производительность принесена в жертву простоте, надёжности и нетребовательности к качеству топлива.
А ещё этот силовой агрегат обладает выдающейся эластичностью и плавностью хода, которая характерна скорее для мотоциклов двойного назначения. Такие характеристики получены в результате применения уравновешивающего вала, низкой степени сжатия, системы газораспределения с "узкими" фазами и двумя клапанами, а так же "квадратного" двигателя, где ход поршня равен диаметру цилиндра. Кроме всего прочего цилиндр и головка этого мотора имеют сильно развитые "рёбра" охлаждения, что позволяет долго двигаться с невысокой скоростью не опасаясь перегрева. Передаточные отношения трансмиссии тоже подобраны с прицелом на работу в тяжелых условиях. Так максимальное значение крутящего момента на первой передаче достигается при скорости чуть выше 20 км/час, на второй - около 30, а на третьей - 40 км/час. Такая трансмиссия, в сочетании с эластичным и не боящимся перегрева мотором, даёт возможность двигаться по очень разбитой дороге даже в жару и на сильно на загруженном мотоцикле. Что касается экономичности, то этот раздел я бы начал даже не с расхода топлива, хотя он тоже не велик и находится в приделах 2,5 - 3,5 л/100км.
Гораздо более важной мне кажется способность этого двигателя работать на всём, что может гореть. Разумеется, на хорошем бензине мотор работает лучше, мотоцикл бежит веселее, а расход топлива обратно пропорционален его качеству (чем выше качество бензина, тем ниже его расход) Однако, работать этот двигатель будет и мотоцикл поедет, что бы Вы не залили в бак. Второй важной составляющей невысокой стоимости эксплуатации этого байка является его простота и независимость от авторизованного сервиса - всё в этом мотоцикле вполне можно заменить самостоятельно, запчасти стоят копейки и ломаться там особенно нечему.
Не очень боится он и падений - всё, что у других мотоциклов обычно отламывается, здесь только теряет внешний вид, сохраняя свою функциональность. К стати, минимизировать затраты от падений можно установив защитные дуги, правда, внешний вид это, конечно, подпортит - в этом случае утилитарность буквально "вылезет" из под маски стритфайтера. Что же касается удобства и лёгкости управления, то в этих дисциплинах"FZ-S" просто чемпион. Управлять мотоциклом очень легко и совершенно не утомительно даже несколько часов подряд. Эта лёгкость проявляется буквально во всём: передачи включаются мягко и чётко, а нейтраль всегда находится безошибочно, рулится мотоцикл буквально "силой мысли", а тормоза в штатных ситуациях работают вполне предсказуемо, останавливая байк в расчётной точке. Двигатель тоже вносит в удобство управления свою лепту выдающейся эластичностью, которая прекрасно дополняется информативностью ручки "газа". Ход ручки позволяет поворачивать её от упора до упора, не перехватываясь и оставаясь в зоне комфорта. Всё это в сочетании с прекрасно подобранными передаточными числами и невысокой мощностью мотора делает движение плавным, а управление лёгким и приятным. На этом мотоцикле можно часами кататься разгоняясь и замедляясь, отщелкивая последовательно вверх и вниз все 5 передач. Можно полностью остановиться, замереть на секунду, а затем тронуться, не снимая ног с подножек. Можно проходить повороты с наклоном в 30 %, распрямляя траекторию и поднимая байк плавным открытием "газа". Одним словом, мотоцикл демонстрирует поведение, которое достойно байка гораздо более высокой ценовой категории. В штатных режимах всё работает так приятно, что невольно задумываешься над ненужностью в мотоциклах таких вещей, как проскальзывающее сцепление, динамический контроль тяги, АБС и прочие "излишества", ведь, лишенный всех этих "примочек" мотоцикл, едет просто превосходно. Нужно отметить, что комфортно чувствует себя на нём не только водитель, но и пассажир. Это касается, как эргономики, так и работы подвески, при чём, это справедливо и для асфальта, и для грунтовки, и для тропинки в лесу. Однако, стоит перейти определённую грань скорости и динамики, как все преимущества этого мотоцикла превращаются в недостатки: мотор начинает казаться совсем "дохлым", передний тормоз так и норовит внезапно "куснуть" колесо, постоянно идущий "юзом" зад становится "нормой", а управляемость напоминает раздолбанный "кроссач" родом из 60-х с мягкой и коротко ходовой подвеской. А куда девалась информативность ручки "газа"? Чуть резче движения, чуть круче траектория и всё меняется кардинальным образом - мотоцикл буквально становится другим и, чтобы не попасть в неприятную ситуацию, приходится держать ухо востро! После трек дня на "KTM Duke 125", " Yamaha FZ-S" покажется не коротконогой лошадкой, а старым осликом с прескверным характером... Однажды мы обсуждали "FZ-S" с парнем, который брал этот мотоцикл напрокат во время поездки в Индию и умудрился его уронить. В то время "FZ-S" был моим транспортным средством и тема казалась более, чем актуальной. Своего собеседника, который откатал пару сезонов на спортивной шестисотке, я расспрашивал о впечатлениях от езды на "моём мотоцикле", пытаясь выяснить причину падения. Услышав, что "FZ-S" его спровоцировал, я даже засмеялся: "Значит в том, что ты упал виноват байк?" Конечно же нет - ответил он - просто мотоцикл вёл себя так уверенно и был на столько предсказуем, что я совершенно расслабился и потерял бдительность...
Подобные высказывания реальных пользователей и навели меня на мысль о необходимости проведения "жесткого теста", который расставит все на свои места. Действительно, поведение этого байка в штатных режимах легко может создать ощущение вседозволенности, но , если в погоне за адреналином, Вы попытаетесь искать пределы его возможностей, то совсем скоро поймёте, что у бюджетной техники они не велики. На ходу "FZ-S", действительно, воспринимается, как мотоцикл более высокого класса, чем есть на самом деле и это, скорее, хорошо потому, что заплатив меньше - Вы получаете больше. Просто потенциал байка нужно изучить и полностью осознавать до того, как запускать мотор, а не оценивать его на ходу, под воздействием эмоций.
Я не открою Америки, если скажу, что ходовые качества мотоцикла и его возможности определяется ценовой категорией и уровнем качества, а использовать технику нужно только по назначению с неукоснительным соблюдением эксплуатационных норм.
В заключение остаётся сказать, что в своей ценовой категории "Yamaha FZ-S" -отличный мотоцикл и с возложенными на него задачами он справляется превосходно.