Выбор вспомогательных механизмов, оборудования
И устройств систем СЭУ
Выбор СЭС
Механизмы и оборудование, устанавливаемые на судне, за исключением палубных и производственных, входят в состав вспомогательной установки, систем энергетической установки и общесудовых систем. Энергия, потребляемая этими механизмами, как правило, электрическая, привод – гидравлический или электрический.
Согласно Правилам РРР и РМРС выбирают род тока и величину его напряжения для всех групп потребителей, т.е. механизмов, обслуживающих ЭУ, общесудовые системы палубных механизмов и прочих потребителей. Род тока и его напряжение могут быть едиными для всех потребителей, но могут быть и различными для отдельных групп, (например, напряжение в сети освещения может отличаться от напряжения в силовой сети).
В настоящее время на судах применяется, в основном, переменный ток. Постоянный ток используется лишь на специальных судах технического флота, судах малой мощности, где устанавливаются навешенные на главный двигатель генераторы и аккумуляторные батареи.
Величина напряжения тока регламентирована Правилами Регистра, которые разрешают применять на судах генераторы с номинальным напряжением при постоянном токе – 27, 115, 230В, при переменном трёхфазном токе – 133, 230, 400В. Выбор рода тока и напряжений должен быть обоснован в пояснительной записке. С учетом принятых параметров тока производят выбор вспомогательных механизмов с соответствующим приводом. Эти данные послужат в дальнейшем основой для расчета и комплектации судовой электростанции (СЭС). Первичные двигатели генераторов обычно определяются типом СЭУ. На судах с ДУ, ГТУ и комбинированными установками для привода генератора обычно применяют ВОД, на судах с ПТУ- вспомогательные паровые турбины.
В качестве аварийных источников электроэнергии применяются дизель-генераторы и аккумуляторные батареи.
Необходимая мощность СЭС определяется на основе энергетического баланса путем составления таблицы нагрузки всех установленных потребителей на основных режимах работы проектируемого судна или по приближенным зависимостям, полученным на основании опыта эксплуатации судов, подобных проектируемому.
Табличный способ заключается в составлении таблицы нагрузок генераторов на различных режимах работы судна: ходовой режим (в грузу и в балласте); съемка с якоря; стоянка с грузовыми операциями (для пассажирских судов – с пассажирами на борту); стоянка без грузовых операций (для пассажирских судов – без пассажиров); маневренные режимы; аварийные режимы и др. Для судов специального назначения учитывают также режимы, определяемые их назначением и спецификой, например, на буксирах - ход с возом, на рыболовных судах ход с тралом и т.п.
Примерный вид таблицы нагрузок судовой электростанции на переменном токе приведен в [3,4].
Выбор мощности и числа генераторов осуществляется в зависимости от средневзвешенного коэффициента мощности . Если генератора, то мощность и число генераторов выбирают по суммарной активной мощности , если , то их выбирают по
Судовая электростанция должна удовлетворять следующим требованиям:
- загрузка работающих генераторов должна составлять не менее 60…70% их номинальной мощности;
- число установленных генераторов и их тип должно быть минимальным, они должны по возможности быть однотипными;
- на каждом режиме (кроме аварийного) в резерве должно быть не менее одного генератора, способного заменить наибольший по мощности из работающих.
Как правило, судовая электростанция комплектуется из 2…3 генераторов. Применение более трёх целесообразно в том случае, если мощность, потребляемая на режиме стоянки, составляет не более 30% мощности одного ДГ.
На судах с мощностью главных двигателей > 1430 кВт надо предусматривать установку турбогенераторов, работающих от пара утилизационных котлов.
На основании таблицы нагрузок выбирают аварийную электростанцию. Перечень потребителей, которые должны получать питание от аварийной электростанции, устанавливается Правилами Речного и Морского Регистров.
При выходе из строя аварийного дизель-генератора, в качестве аварийных источников тока используют аккумуляторные батареи. Тогда расчётную ёмкость батарей, необходимую для питания потребителей, определяют по формуле
где - мощность i-го потребителя, Вт; - время работы i-го потребителя, ч; n – число потребителей, мощность которых учитывается; V - напряжение батарей, В; – ток j-го потребителя, A; - время работы- j-гo потребителя, ч; m- число потребителей, ток которых учитывается; - коэффициент, учитывающий саморазряд, принимаемый равным 0,9; - коэффициент, учитывающий снижение ёмкости за время кратковременных разрядов и принимаемый равным 0,8…0,85.
Аналитический (статистический) метод определения мощности судовой электростанции основан на зависимостях, полученных в ходе обработки статистических данных по судам различных типов и назначений.
Для транспортных судов с ДВС необходимая мощность судовой электростанции в ходовом режиме Nх, кВт, подсчитывается по формуле
где Ne - мощность главной установки, кВт, Nб.п - расчетная мощность бытовых потребителей, кВт, ∆N - мощность наибольшего из эпизодически включаемых потребителей, кВт (вводится в формулу, если ∆Nх>Nб.п).
Для определения мощности бытовых потребителей используется зависимость:
где ∑Nплi - суммарная мощность камбузных плит, кВт; kв∑Nвi - расчётная мощность электромеханизмов судовой вентиляции, кВт; kкн∑Nкнi –расчётная мощность электромеханизмов системы кондиционирования, кВт; коэффициенты можно принимать kв = 0,4...0,8 и kкн=0,6…0,7.
Расчётная мощность судовой электростанции в режиме стоянки без грузовых операций кВт, подсчитывается по формуле
где D - дедвейт судна, т.
Для определения мощности на режиме стоянки с грузовыми операциями кВт, рекомендуется формула:
Nсг= +
где Nг - расчётная мощность грузовых устройств, кВт.
Для сухогрузных судов:
где z - число одновременно работающих лебедок и кранов номинальная грузоподъемность, т, и скорость выборки груза, м/мин, грузовыми средствами.
Для наливных судов:
- с электроприводными грузовыми насосами
- с паровыми грузовыми насосами
где kг = 0,8 – коэффициент загрузки; Nг.н - суммарная мощность, кВт, грузовых насосов; ∑Nн.о - суммарная мощность, кВт, вентиляторов насосного отделения и вспомогательных механизмов грузовой системы; ∑Nвк - мощность, кВт, механизмов вспомогательного оборудования котельной установки.
Расчётная мощность электростанции, кВт, для судов с паротурбинными установками в ходовом режиме определяется по формуле
Мощность электростанции судов с ПТУ для режимов стоянки без грузовых операций и с грузовыми операциями можно определить по тем формулам, что и для судов с ДВС.
Для электроходов мощность электростанции в ходовом режиме принимается большей, примерно на (0,015…0,02)∑Nгд, где ∑Nгд - суммарная мощность главных генераторов и гребных электродвигателей.
Для пассажирских судов рекомендуются зависимости:
где Z – число пассажирских мест на судне.
При отсутствии сведений по комплектующему электрооборудованию можно использовать зависимости линейного типа:
где Nхо - постоянная величина, зависящая от типа СЭУ и судна, кВт; а - безразмерный коэффициент, зависящий от типа СЭУ и судна; Ne –суммарная эффективная мощность ГД, кВт. Для ДУ транспортных судов Nхо=20…50 кВт, для судов с ПТУ = 80…100 кВт. Для некоторых типов судов (контейнеровозы, метановозы) Nхо=200…350 кВт. Значение а для большинства транспортных судов лежит в пределах 0,03... 0,055.
Для стояночных режимов среднюю нагрузку электростанции можно найти через водоизмещение или дедвейт D: где N - постоянная величина, кВт; b - размерный коэффициент пропорциональности, кВт/т. Значение Nсозависит от тех же параметров, что и Nхо, для транспортных судов она составляет 15...30 кВт. Значение b сильно зависит от типа судна и может изменяться в пределах от 0,002 для сухогрузных судов, до 0,015…0,02 для танкеров и 0,055 для контейнеров и метановозов.
На некоторых судах для обеспечения потребителей электроэнергией в ходовом режиме применяются валогенераторы. Это генераторы тока, приводимые в действие от валопровода через клиноремённую или зубчатую передачу. При наличии валогенераторов вспомогательные дизель-генераторы в ходовом режиме не работают, что позволяет экономить топливо. Валогенераторы устанавливают на буксирах-толкачах, на сухогрузных теплоходах и танкерах, где потребность в электроэнергии в ходовом режиме не превышает 40…50 кВт. При установке на судне валогенераторов необходимо иметь в виду, что в этом случае мощность, подведенная к движителям, снизится на величину мощности, потребляемой работающими валогенераторами.