Туристские возможности района
В соответствии с перечнем «Туристских спортивных маршрутов», по Камчатке можно проводить пешеходные и лыжные маршруты до 6 к.с. включительно и водные маршруты до 4 к.с. включительно.
В настоящее время известно 250-300 перевалов, большинство из которых имеет сложность н\к, а наиболее сложные – 2А (Русаковский, Гребневой, 50 лет Судоверфи и др.). Туристы совершили спортивные восхождения на многие вулканы: Ключевской 2А к.тр., Корякский 1Б к.тр., Жупановский 2А к. тр., Безымянный 1А к.тр., Авачинский 1А к. тр. и др. Перечень перевалов и обзорных вершин Камчатки, подготовленный к печати Громовым В.В. в начале 90-х годов, к сожалению, так и не увидел свет. Доработка и издание подобного перечня в современных условиях является актуальной задачей.
Отметим, что федерацией альпинизма России утвержден перечень альпинистских маршрутов Камчатки. В него входят 12 маршрутов, категорированных от 1Б до 5А к.тр.
Водные маршруты по рекам Камчатки категорируются от 1 до 4 к.с. включительно. В качестве примера можно отметить, что первой категории сложности соответствует сплав по реке Камчатка от пос. Мильково до пос. Атласово. Сплав по рекам Быстрая или Опала оценивается 2 к.с. К 3 к.с. можно отнести сплав по рекам Вершинская, Левая Авача и Авача. Маршрут по реке Щапина соответствует 4 к.с. (включён в перечень эталонных маршрутов).
Большую часть маршрутов по рекам Камчатки отличает труднодоступность. Большой популярностью пользуется сплав по реке Быстрая (Малкинская). Здесь часто проводят коммерческие сплавы. Популярность реки объясняется удобством автомобильного подъезда-выезда. Удобным подъездом выделяются реки Камчатка и Быстрая (Эссовская).
Кроме порогов в верхнем и среднем течении, в низовьях рек часто можно встретить участки разбоев, завалы или заломы по берегам.
Для планирования пеших и водных маршрутов необходимо учесть, что световой день летом длится с 6 до 23 часов в июле и с 7 до 22 часов в августе. Ненастные и дождливые дни - это норма. В течение летнего месяца их может быть и 15 и 20 дней. Удобных троп очень мало, а движение без тропы очень трудоёмко, а иногда и невозможно из-за густой растительности.
На любом участке любого маршрута возможна встреча с медведем. Памятка туристам от Дирекции Природных парков рекомендует следующее:
- Держитесь в группе. Чем больше группа, тем меньше риск нападения медведя.
- Будьте осторожны и наблюдательны. Обращайте внимание на свежие следы, помёт, явные места отдыха медведей.
- Сжигайте или уносите отходы пищи.
- Не приближайтесь к медведям. Ваше приближение можно расценить как агрессивное поведение – и медведь вынужден реагировать. Если вы случайно приблизились к медведю и он не замечает вашего присутствия, медленно отойдите.
- Уходите с дороги, глядя в сторону медведя (лучше не в глаза), скрывайтесь за складку местности или залезьте на надёжное дерево.
- Не бегите. Убежать от догоняющего медведя невозможно, он развивает скорость до 50-70 км в час.
- К зверю нельзя поворачиваться спиной.
- Медведь может приближаться к вам по ряду причин. Они могут быть любопытны. Медведь может претендовать на ваши съестные запасы или пищевые отходы. Самка может воспринимать вас как угрозу для медвежат.
- Стоящий на задних лапах медведь не настроен агрессивно. Он старается лучше разглядеть вас, или унюхать то, что заинтересовало его.
За время похода у нас было 6-7 встреч с медведем. Во всех случаях медведь сам проявлял осторожность и отходил в сторону, как только замечал людей. В течение всего путешествия мы старались выполнять требования памятки, предупреждающей о поведении при встрече с медведем.
Желаем всем интересных маршрутов и новых впечатлений!
Варианты подъезда и выезда с маршрута.
На полуостров Камчатка со стороны материка нет ни сухопутных дорог, ни автомобильных, ни железных. Поэтому добраться сюда можно только морским транспортом или самолётом. В настоящее время пассажирские перевозки морским транспортом со стороны материка практически не осуществляются. Основной вид транспорта для пассажиров – самолёт.
Аэропорт, принимающий самолёты с «большой земли», расположен около города Елизово, в 25 км от Петропавловска-Камчатского. Сюда прилетают самолёты из пяти городов «большой земли»:
Населённый пункт | Количество рейсов | Дни недели |
Москва | два | ежедневно |
Владивосток | один | ежедневно |
Хабаровск | один | ежедневно |
Новосибирск | один | 2, 5 |
Магадан | один |
Наша группа вылетела из Москвы 3 августа 2005 г. рейсом № 117 авиакомпании TRANSAERO в 14.00 и через 9 часов полёта прибыла в аэропорт города Елизово. Фото 1. С учётом разницы во времени +9 часов, местное время - 8 часов, утра следующего дня. Обратно в Москву мы добирались рейсом №118 это же авиакомпании. Вылет в 19.00 (время местное), прилёт в 19.30 (время Московское). Обратный рейс почему-то на полчаса больше. Стоимость билета туда-обратно около 15 000 рублей.
Из аэропорта до города Елизово можно добраться автобусами 102 и 104. Ехать минут 10, билет до автостанции стоит 15 рублей. Этими же автобусами, только в другую сторону, можно доехать до Петропавловска-Камчатского. Ехать до автостанции 40 минут, билет стоит 20 рублей. Кроме этого, есть маршрутки по этим же маршрутам. Билет стоит на 5 рублей дороже, но едут маршрутки гораздо быстрее.
Имея громоздкий багаж (рюкзаки, катамараны), мы частным образом наняли автобус и доехали до Центра Детского Творчества (ЦДТ) в центре Елизова (684010 ул. Ленина, д. 22). Здесь мы разместились. Фото 2.
Найти транспорт для дальнейшего передвижения - в общем, не проблема. Например, на автостанции довольно много частных микроавтобусов, которые за хорошие деньги отвезут вас, куда надо. Так же все коммерческие фирмы, проводящие туры, могут предоставить любой нужный транспорт. Но цены здесь кусаются (до Авачинского приюта за вахтовку возьмут не менее 250 – 300 у.е.). Мы были заинтересованы найти транспорт подешевле, с нужными финансовыми документами и договориться о всех нужных нам разъездах в течение месяца.
Заняться нашим транспортным обслуживаем предложил директор Центра «Россия» (по работе с подростками) Беликов А.И. Его учреждение находится по адресу: ул. Географическая, д.11А. У них есть автобус ПАЗ.
После некоторых поисков мы пришли в строительно-транспортную организацию под названием ООО УМиАТ КАПС по адресу: 684010, ул. Мурманская д. 4. Они имеют разнообразную строительную технику и занимаются строительством. Для перевозки рабочих у них есть 3 вахтовки на базе «Уралов». Кроме того, они часто ведут строительство в отдалённых районах и поэтому водители неплохо знают местность. Например, они обслуживают строительство в районе Мутновки, что-то начали строить в верховьях реки Опалы (кажется, предприятие по добыче золота). В заезде на Опалу они сами заинтересованы, при первой возможности могут нас тоже отвезти. Но пока на Опалу проезда нет, недавно утонул в раскисшем снегу вездеход. Цены немного ниже, чем у коммерческих фирм.
Елизово – Авачинский приют – 5000 р.
Елизово – р. Быстрая – 10 000 р.
Елизово – пос. Пиначево – 2000 р.
Кроме того, при комплексном обслуживании возможны скидки. Все транспортные вопросы, в дальнейшем, мы решали с этим предприятием.
Дополнительно о транспорте региона можно сказать следующее. Из города Елизово (автостанция) ходят автобусы до посёлка Усть-Большерецк (на западном побережье) – 2 рейса ежедневно. До посёлка Мильково (на севере) – 4 рейса ежедневно, до посёлка Эссо – один рейс в ежедневно. До города Ключи (ещё севернее) – 2 рейса ежедневно, эти же рейсы имеют продолжение до Усть-Камчатска. (пассажиры в городе Ключи пересаживаются с автобусов на вахтовки). Есть автобусы до посёлка Термальный (на юге) – 6 рейсов в день.
Местные авиалинии в значительной степени сократили свои рейсы из-за отсутствия пассажиропотока. Летать стало дорого. Поэтому полёты совершаются в крупные посёлки, куда другим способом никак не добраться. Например, поселок Озерновский на западном побережье Камчатки. Рейсы совершаются по факту наполнения самолёта.
По той же причине (дорого) нет регулярных морских пассажирских рейсов.