Устройства для пешеходов с дефектами зрения
2.19. Пешеходный путь инвалидов с дефектами зрения (ДЗ) рекомендуется организовывать с помощью «направляющей (ведущей) линии», которая создается хорошо воспринимаемыми инвалидами с ДЗ тактильными (осязательными) средствами, а также звуковой или визуальной (для слабовидящих) информацией. Знаки, определяющие движение, могут располагаться на стенах домов, на специальных столбах; тактильная информация размещается преимущественно на тротуарах, она воспринимается тростью или непосредственным прикосновением ног идущего (рис. 6). Если при реконструкции улицы необходимо разместить на тротуаре какие-либо устройства, являющиеся препятствием для инвалидов с ДЗ, — торговые автоматы, ограждения деревьев и т.п., — то их следует размещать по возможности в одну линию. Необходимо устройство ограждений.
Рис. 6. Параметры элементов пути пешеходов с дефектами зрения
А—параметры деревьев, выезженных на тротуаре; Б—элементы, формирующие «ведущую линию» (a); b — расстояние до препятствий; с — высота ограждающих и направляющих движение столбиков; d — высота цокольной части забора; f — расстояние до нижних ветвей деревьев
2.20. Покрытие тротуаров и пешеходных дорожек должно отличаться по цвету и материалу от окружающих поверхностей. Края (обочины) тротуара или дорожки должны служить указателем направления движения. Они могут выполняться из бордюрного камня, выступающего на 100 мм над уровнем тротуара, а также в виде ограждений или другим способом с применением материала, контрастного по цвету, акустическим и тактильным (осязательным) характеристикам по отношению к тротуару (дорожке) и к окружающим поверхностям.
2.21. Направляющие (ведущие) линии на пешеходных путях создаются с помощью лент или плит с выраженным изменением поверхности (рис. 7).
Рис. 7. Рельефные информационные плиты, формирующие направляющие линии (размеры в мм)
1 — движение прямо; 2 — внимание, поворот; 3 — внимание, перекресток пешеходного пути; 4 — внимание, изменение ситуации: вход в здание, переход через улицу и др.;
5 — внимание, лестница
2.22. Наземные переходы через улицы с относительно интенсивным движением транспорта следует оборудовать устройствами для подачи звуковых сигналов, синхронно связанными с системой сигналов светофора.
2.23. Информация о приближении перехода, поворота, о границах островка безопасности на переходе или иного изменения на пути движения должна обеспечиваться изменением фактуры тротуаров или дорожек за 0,9-0,6 м от начала изменения пути (рис. 8).
Рис. 8. Конструкции пешеходных дорожек для слепых (размеры в мм)
А — желтая резиновая лента; Б — поперечное сечение окрашенной ленты, выполненной из термопластика; В — продольное сечение ребристого покрытия
2.24. Для слабовидящих и полностью слепых пешеходов рекомендуется применять дугообразный поперечный профиль пешеходных дорожек и тротуаров с повышением в средней части на 50 — 100 мм (в зависимости от ширины дорожки).
2.25. Для информации пешеходов, с дефектами зрения о приближающемся изменении в пути (вход в здание, поворот к пешеходному переходу, размещение почтового ящика, телефона-автомата и т.п.) рекомендуется мягкое изменение продольного профиля тротуара (рис. 9А).
Рис. 9. Решение пешеходных путей с учетом потребностей людей с дефектами зрения
А — изменение продольного профиля тротуара и его поверхности, информирующее о входе в здание; Б — освещение пути без образования теневых зон между фонарями; 1 — изменение уклона тротуара; 2 — изменение фактуры поверхности тротуара путем применения специальной плитки
ЛЕСТНИЦЫ, ПАНДУСЫ
2.26. На всем протяжении пешеходного пути лестницы должны быть продублированы пандусами. Требования к проектированию пандусов:
при уклоне 5 % и менее его длина не ограничена, промежуточные площадки для отдыха не требуются;
при уклоне от 6 до 8 % (в исключительных случаях до 10 %) требуется устройство промежуточных площадок через каждые 6 м, длина площадки не менее 1,4 м, по обе стороны пандуса делают непрерывные перила;
уклоны более 10 % на пандусах не допускается.
По внешним боковым краям пандуса и площадок следует предусматривать бортики высотой не менее 5 см.
2.27. В зависимости от местных природно-климатических условий рекомендуется предусматривать подогрев пандусов, ведущих к общественным зданиям, если над пандусами и входами нет навеса. В обязательном порядке обогревающими устройствами следует оборудовать пандусы зданий и сооружений, расположенных в IА, IБ, IВ и IГ климатических подрайонах.
2.28. Ступени лестниц на путях движения инвалидов рекомендуется делать сплошными, ровными с нескользкой поверхностью. Ребро ступени должно иметь закругление радиусом не более 5 см. По боковым краям лестничного марша, не примыкающим к стенам, ступени должны иметь бортики высотой не менее 2 см.
2.29. У наружных лестниц ширина проступей должна быть не менее 0,4 м, высота подъемов ступенек — не более 0,12м.
2.30. Лестничные марши, а также любые спуски и подъемы оборудуются поручнями с двух сторон. Поручни располагаются на высоте 0,9 м от поверхности проступи, а для детей — на высоте 0,7 м. Поручни должны продолжаться над площадками на длину не менее 0,3 м.
2.31. Для слепых и слабовидящих лестничные марши вверху и внизу, а также участки поручней, соответствующие первой и последней ступеням марша, должны обозначаться участками поверхности с выраженным рифлением (тактильная полоса) и контрастной окраской. Рекомендуется контрастная окраска ступеней — светлые проступи и темные подступенки. Марш лестницы должен иметь не менее трех ступеней.
2.32. С учетом потребностей инвалидов по зрению количество ступеней в лестничных маршах на пути следования должно быть одинаковым.
3. Транспорт, автостоянки, остановки