С точки зрения их внутреннего устройства

1) партии с сильной структурой - ведут строгий учёт численности, контролируют деятельность своих членов, устанавливают жёсткую партийную дисциплину, 2) партии со слабой структурой- не заботятся об учёте своих членов и не требуют строгого соблюдения партийных директив.

Существует множество других классификаций. Любую партию можно отнести сразу к нескольким типам. Любая классификация несёт в себе достаточно много информации. Классифицируя партии, можно лучше понять, почему она действует так и не иначе, на что направлена её деятельность.

23. Партийная система и ее типология.

Партийная система -определённые отношения в которые партии вступают между собой в процессе своей деятельности. Участники партийной системы – все партии, в том числе легальные и полулегальные, партии с высоким и низким уровнем влияния на политическую жизнь страны. Партийная система – это совокупность всех существующих и действующих в стране политических партий, а также принципы взаимоотношений между ними.

Типология партийных систем, основанная на чисто количественном критерии, - на числе партий, борющихся за власть. Все партийные системы делятся на одно-, двух- и многопартийные.

Однопартийные системыхарактеризуются наличием в обществе одной партии, монополизирующей всю политическую власть (например, КПСС в бывшем СССР).В таком обществеустанавливается авторитарный или тоталитарный режим. Партия постепенно сливается с государством. Бывает и так, что партия и государство формально разделены, но фактически все рычаги гос. управления находятся в руках партийных лидеров. В однопартийной системе нет политической конкуренции. К последствиям такого положения можно отнести: 1.отчуждение народа от власти и от политики вообще; 2. устранение легальных каналов для любых политических новшеств; 3.отсутствие обратной связи между властью и народом;

Двухпартийные системы - существование двух сильных партий, способных конкурировать между собой. Каждая из них в состоянии самостоятельно завоевать большинство в парламенте, создать своё правительство и стать правящей партией. Проигравшая партия на этот период становится оппозиционной. Напр., США и Великобритания.

Многопартийные системы- шанс завоевания гос. власти имеет более 2 партий. Обычно создаётся коалиционное правительство, в котором партии договариваются о распределении мест между собой. Партнёрам по коалиции бывает сложно достичь согласия. Серьёзные разногласия приводят к правительственному кризису и распаду кабинета. Многопартийные системы свойственны Италии, Бельгии, Голландии. Суть многопартийной системы не столько в количестве партий, а в отсутствии монополии на власть и существовании реальной политической конкуренции.

Система кооперирования партий - конкурирование партий между собой ведётся только в период подготовки и проведения выборов, а затем сменяется сотрудничеством подготовки и проведения выборов, а затем сменяется сотрудничеством.

Система доминации- наличие партии, занимающей особое место в политической жизни общества, т.е. когда одна партия осуществляет власть непрерывно и относительно долго. Такое возможно при слабости оппозиции со стороны других политических партий. Системы доминации действуют в Индии, Швеции, Японии. Партийные системы складываются в обществе постепенно. Примером может служить преобразование партийных систем в бывших странах социалистического содружества и СНГ. Сложно и многотрудно формируется современная партийная система Республики Беларусь.

24. Формирование многопартийности в Республике Беларусь.

Многопартийность – мощное средство общественного прогресса, даёт народу свободу выбора общественных партий и лидеров, способных реализовать намеченные задачи.

Многопартийная система в Беларуси сложилась ещё в начале XX в. Наиболее известными были: Белорусская социалистическая громада, БУНД, РСДРП (б). Но советская многопартийность не выдержала испытание временем и завершила своё существование в июле 1918 г. Была установлена монополия на власть партии большевиков.

Современный период становления многопартийности в РБ имеет свои особенности: сложный характер перехода от тоталитарного режима к демократическому, экономический и политический кризис, начавшийся после распада СССР, недоверие народа к полезности деятельности политических партий и др.

В . 80–х - н.90–х г.г. началось возрождение многопартийности в Беларуси. С 1991 года Министерством юстиции Беларуси началась регистрация новых партий и движений. Первой была зарегистрирована Объединённая демократическая партия Беларуси, образованная в 1990 г. на базе организаций демократической направленности, стоявшая на позициях либерализма. Второй зарегистрирована Белорусская крестьянская партия, лидеры которой выступили против сохранения колхозно-совхозного строя в сельском хозяйстве. Третьей стала Белорусская социал-демократическая громада, созданная представителями творческой интеллигенции.

К концу 1997 года в Беларуси было зарегистрировано 43 политические партии. В соответствии с декретом Президента РБ от 26 января 1999 г. проведена перерегистрация политических партий и общественных организаций. Для создания и деятельности партии необходимо не менее одной тысячи членов от большинства областей РБ и Минска.

Было перерегистрировано 17 партий. Уменьшение числа политических партий произошло по ряду причин. 1) некоторые партии не вели никакой работы и не имели организационных звеньев на местах, 2) по причине участия в несанкционированных митингах (например, Белорусская пария любителей пива). 3) мелкие партии слились,в более крупные.

3 группы политических партий РБ:

1. партии правого толка – в основном неолиберальной, антикоммунистической направленности (целью ставят форсирование капитализации Беларуси по западноевропейскому образцу БНФ, ЛДПБ);

2. демократические партии центристского характера (выступают за социально ориентированную экономику, проведение реформ при сильной социальной защите населения со стороны государства (БСДП «Народная громада», БСДГ).;

3. партии левого крыла политических сил – коммунистической и социалистической ориентации.(КПБ)

В целом партийная система нашей республики, находясь в стадии формирования, отличается повышенной нестабильностью и имеет переходный характер.Причины слабости белорусских партий:

1. Не сформирована социальная база, 2. Общество не осознало ценность партий.3. Мажоритарная избирательная система не способствует развитию многопартийной системы.4. В некоторых случаях политика властей.

В целом партийная система нашей республики, находясь в стадии формирования, отличается повышенной нестабильностью и имеет переходный характер. Это подрывает устойчивость политической и неполитической среды, а также государственности, национального согласия.

25. Избирательное право: принципы и виды.

Термин избирательное право рассматривается в двух значениях: в объективном и субъективном смысле.

Объективное избирательное право – это совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации и проведения выборов органов публичной власти.

Субъективное избирательное право выступает в качестве одного из важнейших политических прав граждан на участие в выборах. В этом значении избирательное право граждан подразделяется на активное (право избирать, право голоса, дающее возможность участвовать в выборах и референдумах) и пассивное (быть избранным).

Принципы:

1) Всеобщее избирательное право: право избирать, имеют граждане РБ, достигшие 18 лет. В выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы, лица, в отношении которых избрана мера пресечения – содержание под стражей; 2) Свободные выборы: избиратель лично решает, участвовать ли ему в выборах, за кого голосовать на выборах. 3) Равное избирательное право: каждый избиратель имеет один голос. Выборы членов Совета Республики являются равными: каждый депутат местного Совета депутатов базового уровня имеет один голос.Кандидаты, избираемые на государственные должности, участвуют в выборах на равных основаниях. 4) Прямое избирательное право: выборы Президента Республики Беларусь, депутатов ПП, депутатов местных Советов депутатов являются прямыми. Президент избирается непосредственно народом РБ. Депутаты избираются гражданами непосредственно. 5) Косвенное избирательное право Выборы членов СР являются косвенными: члены СР избираются на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и депутатов Минского городского Совета депутатов. 6) Тайное голосование: голосование на выборах является тайным: контроль за волеизъявлением избирателей в ходе голосования запрещается.

26. Избирательные системы: их типы и особенности.

Избирательная система – это порядок организации и проведения выборов, закреплённый в юридических нормах, способы определения результатов голосования и порядок распределения депутатских мандатов.

Распространёнными типами избирательных систем являются мажоритарная и пропорциональная. В современных условиях сформированна смешанная избирательная система.

В основу мажоритарной системы положен принцип большинства. Избранным по избирательному округу считается кандидат, набравший установленное законом большинство голосов. Большинство бывает относительным, абсолютным и квалифицированным.

При относительном большинстве победившим считается кандидат, получивший больше голосов, чем каждый из его соперников. При такой системе, не устанавливается обязательный минимум участия избирателей в голосовании.

Абсолютного большинства - избранным становится кандидат, набравший свыше 50% голосов. При такой системе обычно устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании. Поскольку на практике достижение абсолютного большинства труднодостижимо, проводится второй тур голосования. К участию в нём допускаются два кандидата, набравшие наибольшее число голосов в первом туре. Для победы кандидату достаточно набрать относительное большинство голосов.

Квалифицированного большинства - избранным считается кандидат, получивший квалифицированное большинство голосов (2/3, ¾ от общего числа поданных голосов), которое устанавливается законодательством страны. Эта система применяется редко, как наименее результативная.

Пропорциональная избирательная система -порядок определения результатов голосования, при котором распределение мандатов между партиями, выставившими свои кандидатов в представительный орган, производится в соответствии с полученным ими количеством голосов.

Проводимые на этой основе выборы являются строго партийными. Избиратели голосуют не за конкретного кандидата, а за список кандидатов той или иной партии, то есть за её программу. Если в списке от партии 7 кандидатур, а партия выиграла 3 места, то депутатами станут 3 первых кандидата списка. Для определения результата голосования устанавливается квота – т.е. минимум голосов, необходимый для избрания одного кандидата. Для этого общее число поданных голосов делится на число депутатских мест. Места между партиями определяются делением полученных голосов на квоту. Главное отличие пропорциональной системы от мажоритарной в том, что она строится не на принципе большинства, а на принципе пропорциональности между полученными голосами и полученными мандатами.

Для преодоления недостатков и использования достоинств мажоритарной и пропорциональной избирательных систем началось формирование смешанной избирательной системы.Суть в том, что одна часть депутатских мандатов распределяется на основе принципов мажоритарной системы, а другая – в соответствии с принципами пропорциональной. Указанная система применяется в Болгарии, Германии, Грузии, Литве Напр., в России в ГД избирается 450 депутатов, из них 225 – по одномандатным округам (избирается по одному депутату от каждого округа по мажоритарной системе относительного большинства) и 225 – по федеральному округу на основе пропорциональной системы. При этом избиратель получает два голоса: одним он голосует за конкретного кандидата, а другим – за политическую партию.

27. Избирательная система Республики Беларусь.

Избирательная система является важнейшим и обязательным элементом демократического политического режима. Избирательная система – это совокупность конституционных принципов организации и проведении выборов, установление принципиальных отношений между избирателями и избранными.

В РБ при проведении президентских выборов и выборов в ПП действует мажоритарная избирательная система абсолютного большинства. Президентские выборы считаются состоявшимися, если в них участвовало более 50% граждан, включённых в списки избирателей. Победителем считается кандидат, за которого проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании. Если в первом туре ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов, то в двухнедельный срок проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. Избранным считается кандидат в президенты, получивший при повторном голосовании больше половины голосов выборщиков, принявших участие в голосовании. Выборы в ПП п признаются состоявшимися, если в них приняло участие не менее 25% граждан, включённых в списки избирателей. Избранным считается кандидат, набравший 25%+1 голос избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни один кандидат не получает требуемого числа голосов, назначается второй тур выборов.

В нём принимают участие два кандидата, набравших наибольшее количество голосов в первом туре. Победителем во втором туре становится кандидат, завоевавший 25% +1 голос всех участвовавших в голосовании избирателей.

При проведении выборов в местные Советы в Республике Беларусь действует мажоритарная избирательная система относительного большинства.

Граждане Республики Беларусь обладают избирательным правом, т.е. правом избирать и быть избранным в представительный орган власти. Избирательное право гарантируется государством. Выборы депутатов Национального собрания и других лиц, избираемых в Беларуси на государственные должности народом, регулируются Конституцией и Избирательным кодексом.

Правом выдвижения кандидатов обладают общественные объединения, политические партии, трудовые коллективы и рядовые граждане в соответствии с зак-вом РБ. Выдвижение кандидатов может происходить также путем сбора подписей избирателей. Этим занимаются ини­циативные группы.

28. Политическое сознание, его структура и функции.

Политическое сознание представляет собой одну из основных форм общественного сознания, возникая вместе с появлением политической власти и государственности. Политическое сознание - это совокупность всех существующих в данную эпоху политических представлений и установок.

Политическое сознание состоит политических норм, ценностей, убеждений. Это содержание группируется на следующих трех уровнях:

В зависимости от субъекта политики типами политического сознания выступают:

-индивидуальное (познание личностью политики и участие в ней)- выражает способность личности оценивать политику и характер установки на проявление активности в ней;

-групповое - политические партии и др. организации. Сознание представлено в виде программы деятельности этих организаций.;

-массовое (выражает общественное мнение, настроение и действие масс) - выражает характер знаний общества о политической действительности и представлено общественным мнением.

Функции:

1)регулятивная (дает ориентиры с помощью идей, представлений, убеждений и т.п. относительно политического участия);

2)оценочная (способствует выработке отношений к политической жизни, к конкретным политическим событиям);

3)интегрирующая (содействует объединению социальных групп общества на основе общих ценностей, идей, установок);

4)познавательная (помогает людям усвоить политическую информацию, анализировать окружающую политическую действительность);

5)прогностическая (создает основу для предвидения содержания и характера развития политического процесса, позволяет получить информацию о будущих политических отношениях);

6)мобилизующую (побуждает людей к политически ориентированному поведению, к участию в общественно-политической жизни ради отстаивания своих интересов, к объединению со своими единомышленниками в партии, движения, другие объединения).

29. Сущность и структура политической культуры.

Политическая культура прямо или косвенно влияет на поведение людей и деятельность их организаций, на восприятие внутренней политики. Сферой функционирования политической культуры является политическая жизнь общества, охватывающая виды деятельности связанные с осуществлением власти и управления. Она включает в себя культуру политического сознания, политического поведения отдельных лиц и социальных общностей.

Политическая культура – это совокупность типичных для данного общества или социальной группы укоренившихся образцов политических представлений, ценностных ориентаций, установок и политического поведения.

ПК не сводится лишь к знаниям и убеждениям, она содержит способы реализации этих знаний, образцов поведения политических субъектов.

Субъект – индивид с его установками, ценностями, предпочтениями, а также различные социальные группы (классы, нации). Объект – сама полит система и ее отдельные компоненты (полит режим, полит институты, партии)

Структура политической культуры:

– политические представления;

– политические ценности и ценностные ориентации;

– политические установки – отношение субъекта к политическим явлениям;

– политическое поведение;

– политические традиции – способ передачи образцов политического сознания и поведения народа.

Политическая культура влияет на поведение людей и деятельность различных организаций, на их воспитание, явления внутренней и международной политики, оценку политических лидеров, определение человеком своего места в политической жизни общества.

Характерные черты: 1) продукт исторического развития общества, результат коллективного политического творчества; 2) закрепляет устойчивые связи между элементами политического процесса; 3) координирует жизнедеятельность общества в целом, сочетает интересы различных социальных групп, классов, государства и личности и др.

30. Типология и функции политической культуры.

Функции политической культуры:

1) познавательная – формирует у граждан необходимые общественно-политические знания, взгляды, повышает политическую образованность;

2) коммуникативная – позволяет установить связь между участниками политического процесса, а также передавать элементы политической культуры от поколения к поколению и накапливать политический опыт;

3) интегративная – способствует достижению согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политического строя, объединяет усилия для достижения определенных социально значимых целей;

4) воспитательная – дает возможность сформировать гражданина, личность как полноценного субъекта политики, содействует политической социализации;

5) регулятивная – закрепляет в общественном сознании необходимые политические ценности, установки, мотивы, цели и нормы поведения.

Существует многочисленные классификации политической культуры. Особую известность получили классификации Алмонда и Вербы. 3 «чистых» типа политической культуры.

Патриархальный – характерно отсутствие интереса граждан к политической жизни, знание о политике, ожидания от политической жизни. Граждане ориентированны на местные ценности: природу, общину и т.д.

Подданнический – сильная ориентация на политические институты, невысокий уровень активности граждан. Человек связывает свои ожидания с политической системой, но опасается санкций, наказаний с ее стороны.

Активистский – характеризуется участием граждан в политической жизни, их включенностью в общественные дела: участие в выборах, в работе партий, граждане артикулируют свои интересы и влияют на систему, они законопослушны.

Некоторые политологи выделяют 2 типа 1) тоталитарный – основывается на идеях одномерности социально-экономической и духовной жизни общества. Важная особенность: культ борьбы и нетерпимость к малейшему инакомыслию. 2) плюралистическая – проявляется в общенациональном согласии относительно принципов организации и функционирования политической жизни и государственной власти

31. Сущность конфликта и его основные элементы.

Политический конфликт– столкновение, противоборство различных социально-политических сил, субъектов политики в их стремлении реализовать свои интересы и цели, связанные прежде всего с борьбой за обретение власти, ее перераспределение, изменение своего политического статуса, с политическими перспективами развития общества. Конфликт как социально-политическое явление присущ любому обществу. Политический конфликт - одна из форм политического процесса, способ разрешения его противоречий.

Стороны: индивиды; малые и большие социальные группы; этнические группы: род, племя, народ, нация, цивилизация; социально-политические организации.

Основу политического конфликта составляют социально-экономические, политические противоречия, которые приобретают конфликтную форму разрешения. Структура полит. конфликта:

1) условия его возникновения и протекания; 2) участники конфликта, их действия по достижению своих целей; 3) средства и способы, используемые для создания конфликтной ситуации и ее разрешения; 4) характер конфликта; 5) пространственно-временные параметры; 6) интенсивность протекания; 7) последствия и результаты.

Стадии развития конфликта:

1) скрытая, или латентная, форма:

– понимание возникновения конфликтной ситуации;

– осознание хотя бы одним из субъектов своих интересов в этой ситуации;

– осознание препятствия для удовлетворения интереса;

– осознание своих интересов и препятствий другой стороной;

– отрицательный ответ на предпринятые одной из сторон конкретные действия;

2) открытая, или стадия противостояния:

– политические воззвания, угрозы;

– активное создание помех и причинение косвенного вреда;

– действия, направленные на захват и удержание спорного объекта;

– подчинение и захват субъекта (объекта);

– насилие или нанесение прямого физического ущерба;

3) послеконфликтная стадия: (тупик; применение насилия; мирное урегулирование).

Мирный способ урегулирования конфликта - убеждение, политическое и финансово-экономическое давление, применение закона. Немирный – характеризуется нарастанием напряжения, угрозами, открытыми столкновениями, физическим участием, локальными стычками и гражданской войной.

32. Типология и функции конфликта.

Политический конфликт – 1)форма полит. процесса, способ разрешения его противоречий. 2)столкновение субъектов политики в их стремлении реализовать свои интересы и цели, связанные прежде всего с борьбой за обретение власти, ее перераспределение, изменение своего политического статуса, с политическими перспективами развития общества.

Типы политических конфликтов:

1) по времени действия: затяжные или скоротечные;

2) по интенсивности: слабые или сильные;

3) по масштабам действия: локальные или региональные;

4) по формам проявления: мирные и немирные;

5) по уровню открытости и степени развития: латентные и открытые;

6) по количеству участников: многосубъектные, или мультиполярные, и двусторонние, или биполярные;

7) по степени и характеру нормативной регуляции: системные или несистемные, институциализированные или неинституциализированные;

8) по своим последствиям: позитивные или негативные, конструктивные или деструктивные;

9) по месту происхождения: эндогенные, обусловленные факторами внутреннего характера, и экзогенные – внешнего по отношению к данной системе характера;

10) по характеру противоречий, лежащих в их основе: антагонистические и неантагонистические;

11) в зависимости от их отношения к социальной системе: внутренние и внешние;

12) по сферам их проявления: экономическая сфера, политическая, духовная, сфера межнациональных отношений, внешнеполитическая сфера и т. д.

Выделяют конфликты в трансформирующихся обществах, для которых характерны значительная острота и скорость протекания, наличие существенных противоречий между регионами и центром, приоритеты национального и «местного» самосознания, опыта разрешения конфликтов.

Региональный, геостратегический конфликт заключается в острой и принципиальной борьбе между сторонниками различных социально-политических ориентаций в регионе. Специфика выражается в значительных масштабах жертв и разрушений.

Этнополитические конфликты – форма межгруппового политического действия, участники которого выступают как противоборствующие этнические общности. Функции: негативные – при отсутствии воли к сотрудничеству и мирному урегулированию могут привести к катастрофам, разрушению окружающей среды и т. д.; позитивные – способствуют четкому формулированию позиций участников, созданию союзов и коалиций; позволяют предотвратить процессы дестабилизации власти и дезинтеграции общества.

33. Политическая доктрина либерализма и либерального реформизма.

Либерализм – важное направление политической идеологии, отражающее принципы свободы и демократии в различных сферах жизнедеятельности общества – экономической, социальной, политической и духовной.

Либеральными являются политические течения имеющие приоритетом защиту и выражение прав личности.

Истоки либерализма относятся к XVII–XVIII вв.: они развивались в работах Дж. Локка, А. Смита, Ж.-Ж. Руссо, Ш.Л. Монтескье,

Основные положения, сформулированные этими мыслителями: о правах и свободах граждан, о необходимости разделения основных ветвей власти, о системе сдержек и противовесов в федеративном государстве, о народном суверенитете, о гражданском обществе, среднем классе, правовом государстве.

В XIX в. И. Бентам и Дж. С. Милль стремились обосновать необходимость демократизации политических и правовых институтов общества. Они утверждали, что свободное развитие новых, капиталистических отношений должно привести к постепенному сглаживанию социальных противоречий, процветанию общества. Для этого необходимо совершенствовать государственно-правовые институты, последовательно проводить принцип разделения властей, бороться с преступностью и произволом чиновников. Основные принципы либерализма:

– права человека на жизнь, свободу, собственность, равенство перед законом – неотъемлемые условия его существования; защита свободы индивида – важнейшая цель государства;

– разделение гос. власти на 3 ветви: законодательную, судебную, исполнительную;

– существование четких границ деятельности государства в обществе: оно не вмешивается в частную жизнь членов общества и в регуляцию их экономических отношений (гражданское общество);

– оптимальный регулятор экономических отношений – свободный рынок товаров, труда, услуг, капиталов;

– равенство людей рассматривается как равенство возможностей, прав, которые разными людьми реализуются по-разному.

С развитием промышленного капитализма в классическом либерализме в конце XIX – начале XX вв. наступил кризис. Остро встал вопрос о необходимости проведения реформ и пересмотр многих положений, норм и ценностей либерализма.

Появляется «новый либерализм» (неолиберализм), или «социальный либерализм», который более ориентировался на решение социальных проблем.

Его сторонники (Р. Даль, А. Лейпхарт, А. Мак-Эван, Дж. Роулс,) вносят коррективы в основополагающие принципы либерализма:

– ограниченные возможности имеет рынок, рассматриваемый ранее как единственный; регулятор экономических и общественных отношений;

– государство может выступать гарантом не только полит., но и соц. прав человека;

– необходимо расширить регулирующие функции гос. в об-ве.

34. Социально-политические идеи консерватизма и неоконсерватизма.

Консерватизм – идейно-политическое течение, характеризующееся приверженностью традициям и стабильности. Термин «консерватизм» ввел в 1818 г. французский писатель Ф. Шатобриан. Консерваторы проповедовали в своих трудах незыблемость дворянско-феодальных привилегий, отрицали буржуазную демократию.

Основные идеи консерватизма:

1) общество - сложный организм, требующий к себе бережного отношения;

2) зависимость человека от существующих отношений, смиренность, а не его активная социально-политическая деятельности;

3) большая роль обычаев, традиций в жизни общества, уважение к мудрости предков;

4) негативное отношение к радикальным, революционным преобразованиям;

5) отрицание договорной природы государства;

6) государство не может быть естественным и эффективным органом управления. Заменить его в этом могут религия, мораль, традиция, способные к более полному отражению социального многообразия;

7) социальная стабильность.

Неоконсерватизм возник в ХХ в. в результате слияния идей традиционного консерватизма, либерализма и технократизма. Неоконсерваторы более терпимо относятся к государству, признают необходимость его вмешательства в управление обществом.

Для современного консерватизма характерна высокая степень приспособляемости к новым историческим реалиям, приверженность культурным и религиозным традициям. Основная причина негативных явлений, лежит в отходе от традиционных ценностей. Современные консерваторы выступают за сильное государство, видя в нем подлинную опору порядка, законности и истинной морали. Основная задача – восстановить авторитет и престиж власти и правительства. Многие социально-экономические идеи в рамках неоконсервативной политики, например уменьшение государственной поддержки ряда социальных программ, увеличение числа собственников, повышение роли индивидуальной ответственности и другие, широко использовались правительствами США (при президенте Р. Рейгане), Великобритании (М. Тэтчер), Франции (Ж. Ширак). В таких странах, как США, Великобритания, ФРГ, Франция, консервативные партии на протяжении довольно длительного периода находились у власти.

35. Теория современной социал-демократии.

Социализм – обозначение учений, в которых в качестве цели и идеала выдвигается осуществление принципов социальной справедливости, свободы и равенства, а также общественного строя, воплощающего эти принципы.

Социалистическая идеология основывается на принципах гуманизма, социальной справедливости, равенства, важной роли общественной собственности, идеях самоуправления и др.

Созданная К. Марксом, Ф. Энгельсом и В.И. Лениным теория «научного социализма» (коммунизма) проповедовала, что коммунизм – это неизбежно следующая за капитализмом общественно-экономическая формация. Переход к ней возможен в результате социалистической революции, которая совершается под руководством рабочего класса и его политической партии – коммунистов.

После Октябрьской революции 1917 г., имевшей своей целью воплощение идей научного социализма, социализм развивался в двух руслах, на которые раскололось международное социалистическое движение, – коммунистическом и социал-демократическом. Социал-демократическое течение ориентировалось на реформирование капитализма и опиралось на идеи Э. Бернштейна. Именно на эволюционных, реформаторских принципах и стала развиваться международная социал-демократия с конца XIX – начала XX вв. В большинстве программ социал-демократии отсутствуют революционные положения, провозглашается ориентация на социальное государство, или государство благосостояния, допускается общественный контроль в экономике, но отклоняется идея «огосударствления». Претерпев значительную эволюцию, отказавшись от марксизма как единственной идейной основы, социал-демократия выработала современную концепцию демократического социализма.

Основные идеи социал-демократии:

– социализм может быть осуществлен в длительном процессе реформирования капитализма;

– утверждение политической, экономической и социальной демократии и ценностей свободы, справедливости, солидарности и равенства;

– демократизация отношений власти и собственности;

– рост уровня и качества жизни наемных работников;

– увеличение зависимости аппарата власти от населения;

– замещение классовой борьбы социальной солидарностью и т. д.;

– политическая реализация принципов социализма может быть результатом длительной эволюции, солидарных усилий всех социальных групп.

Социал-демократия оказалась более жизнеспособным политическим движением социалистической ориентации, так как свою цель видела не в радикальном переустройстве общества на коммунистических началах, а в обеспечении постепенной трансформации капиталистического общества в направлении подтверждения большей справедливости в распределении благ. Значительное достижение социал-демократии – социальная политика, практикуемая почти каждым государством: различные виды государственного регулирования экономики, многочисленные социальные программы, направленные на помощь малоимущим и нетрудоспособным гражданам, государственная помощь здравоохранению, культуре, образованию, науке и т. д.

36. Международные отношения: уровни, виды и принципы.

Международные отношения – это совокупность политических, экономических, социальных, дипломатических, правовых, военных связей и отношений между основными субъектами мирового сообщества.

Субъекты – 1) суверенные национальные государства. Каждое гос-во проводит собственную внешнюю политику, которая определяется множеством факторов. Это, уровень социально-эконом. и политического развития, географическое положение, традиции. 2) группы государств, всемирные и региональные организации. (ООН, Европейский Союз (ЕС), Организация Американских государств (ОАГ), Организация Африканского единства, ЮНЕСКО – организация ООН, НАТО).

3) личности и индивиды, оказывающие влияние на развитие международных отношений, в первую очередь государственные лидеры.

Все виды международных отношений могут существовать в различных формах:

- политические: дипломатия – официальная деятельность глав государств, правительств и специальных органов по осуществлению целей и задач внешней политики государств, а также по защите интересов государства за границей. Это наиболее распространённое и общепр

Наши рекомендации