Краткие теоретические сведения. Для характеристики работы подвижного состава, определения потребности в материальных, денежных и трудовых ресурсах
Для характеристики работы подвижного состава, определения потребности в материальных, денежных и трудовых ресурсах, расчета потребных парков вагонов и локомотивов применяют объемные (количественные) и качественные показатели.
Качественные показатели использования локомотивов. Основными показателями, характеризующими использование локомотивов, являются:
- средний вес поезда брутто;
- средний вес поезда нетто;
- средний состав поезда в вагонах;
- скорость движения поезда:
ходовая,
техническая,
участковая,
маршрутная;
- эксплуатируемый парк поездных локомотивов;
- среднесуточный пробег;
- среднее время оборота локомотива;
- процент вспомогательного пробега локомотивов;
- суточная производительность локомотива.
Эти показатели отражают качество всей эксплуатационной работы.
Показателями объема работы подвижного состава являются: вагоно-километры, поездо-километры, секции-километры, тонно-километры брутто, локомотиво-километры.Наиболее точно их можно определить, если производить расчет по каждому включенному в расписание планового периода поезду. Для этих целей из расписания выписывают маршруты следования поездов, периодичность их обращения, состав поезда в вагонах и массу поезда брутто. Рассчитанные по каждому поезду показатели объема работы подвижного состава суммируют и получают их общую величину в границах дороги или региона. Планирование вспомогательного пробега локомотивов осуществляют по его удельному весу в общем пробеге отчетного года. К вспомогательному пробегу относят все виды работы локомотивов, кроме их пробега во главе поездов (одиночный пробег локомотивов, пробег в двойной тяге, маневровая работа поездных и специально маневровых локомотивов и прочий условный пробег). Для выполнения вспомогательного пробега требуются примерно такие же эксплуатационные расходы, как и во главе поездов, поэтому планирование каждого вида вспомогательного пробега целесообразно осуществлять отдельно.
Следует отметить, что качественные и количественные показатели использования подвижного состава образуют единую систему и могут быть рассчитаны и проверены с помощью формул и соотношений.
Исходные данные:
Схема обслуживаемого участка
Т |
Д |
К |
На станции Д находится основное депо ( станция не входит в рассматриваемый полигон дороги); на станции Т – оборотное депо; на станции К – пункт смены бригад.
Показатели | Вариант | |||||||||
Протяженность участка Д-Т, км | ||||||||||
Протяженность участка Т-К, км | ||||||||||
Размеры движения, пар поездов Д-Т | ||||||||||
Т-К | ||||||||||
На участке Д –Т обслуживаются двойной тягой | - | - | - | |||||||
Одиночно на участке Т- К проследует локомотивов | - | - | - | - | ||||||
Участковая скорость, км/ч Д-Т | ||||||||||
Т-К | ||||||||||
Простой поездов на станции Т, ч | 2,8 | 2,7 | 2,6 | 2,9 | 3,0 | 2,7 | 2,6 | 2,5 | 2,8 | 2,9 |
Простой поездов на станции К,ч | ||||||||||
Транзитные (без отцепки локомотива) | ||||||||||
четные | 0,6 | 0,5 | 0,6 | 0,5 | 0,7 | 0,6 | 0,5 | 0,7 | 0,5 | 0,7 |
нечетные | 0,6 | 0,7 | 0,6 | 0,5 | 0,5 | 0,7 | 0,6 | 0,5 | 0,6 | 0,5 |
Расформировываемые четные | 3,5 | 3,1 | 3,6 | 3,2 | 3,0 | 3,4 | 3,6 | 3,3 | 3,7 | 3,0 |
нечетные | 3,2 | 3,0 | 3,0 | 3,8 | 3,2 | 3,3 | 3,2 | 3,2 | 3,7 | 3,0 |
Число поездов по станции К | ||||||||||
Транзитные четные | ||||||||||
нечетные | ||||||||||
Расформировываемые четные | - | |||||||||
нечетные | ||||||||||
Работа локомотивов, млн.т-км брутто |
Порядок выполнения
1. Определить общий пробег локомотивов.
Общий пробег локомотивов определяется по формуле:
∑ΜL=∑NL+∑ΜS всп,
где ∑NL – пробег локомотива во главе поездов, лок-км;
∑ΜS – вспомогательный пробег локомотивов, лок-км.
Пробег локомотивов во главе поездов:
∑NL=N 1L1+N2L2+N3L3+… +N nL n,
Где ∑ N1, N2, … N n – размеры движения по участкам региона, поезд
∑L – L1, L 2 ……L n – протяженность участков региона, км.
2.Вспомогательный пробег:
∑ΜS всп= ∑ΜS дв +∑ΜS од,
Где ∑ΜS дв – пробег локомотива в двойной тяге, лок -км;
∑ΜS од –одиночный пробег локомотивов, лок -км.
Коэффициент вспомогательного пробега
β всп = всп
3. Определить эксплуатируемый парк локомотивов.
M э =k л (N +N дв)
K л- коэффициент потребности локомотивов на одну пару поездов.
Коэффициент потребности определяется:
K = ( + t осн+t об+t см) ,
Где V уч- участковая скорость движения, км/ч
t осн – простой локомотива на станции основного депо, ч;
t об – простой локомотива на станции оборотного депо, ч;
t –см – простой поездов на станции смены локомотивных бригад ,ч.
Простой на станции К определяется:
t =
Общий эксплуатируемый парк составит по полигону:
М э= М э Д- Т + Мэ Т-К
4. Определить среднесуточный пробег локомотива по формуле:
Ѕ л=
5. Определить производительность локомотива.
Ẅ л = ,
Где ∑ΡĹ бр- работа локомотива в тонно-километрах брутто, т-км брутто.
Пример.Исходные данные
Протяженность участка, км | Д-Т | |
Т-К | ||
Размеры движения, пар поездов | Д-Т | |
Т-К | ||
На участке Д-Т обслуживаются двойной тягой, пар поездов | - | |
Одиночно на участке Т-К проследуют локомотивов | ||
Участковая скорость, км/час | Д-Т | |
Т-К | ||
Простой поездов на станции Т, ч | 2,7 | |
Простой поездов на станции К, ч: | ||
Транзитные (без отцепки локомотива) | чет | 0,5 |
неч | 0,6 | |
Расформировываемые | чет | 3,1 |
нет | 3,0 | |
Число поездов на станции К: | ||
Транзитные | чет | |
неч | ||
Расформировываемые | чет | |
неч | ||
Работа локомотивов, млн.т-км брутто |
1.Определение общего пробега локомотивов.
∑ΜL=∑NL+∑ΜS всп,
где ∑NL – пробег локомотива во главе поездов, лок-км;
∑ΜS – вспомогательный пробег локомотивов, лок-км.
∑NL=75*2*425+52*2*230=87670 лок-км
Вспомогательный пробег определяется по формуле:
∑ΜSвсп = ∑ΜS дв +∑ΜS од,
где ∑ΜS дв – пробег локомотива в двойной тяге, лок -км;
∑ΜS од –одиночный пробег локомотивов, лок -км.
∑ΜSвсп =15*230=3450 лок-км.
∑ΜL=87670+3450=91120 лок-км.
2.Коэффициент вспомогательного пробега.
β всп= всп
β всп = =0,04
3. Определение эксплуатируемого парка локомотивов.
M э =k л (N +N дв)
K л- коэффициент потребности локомотивов на одну пару поездов.
Коэффициент потребности определяется:
K = ( + t осн+t об+t см) ,
где V уч- участковая скорость движения, км/ч
t осн – простой локомотива на станции основного депо, ч;
t об – простой локомотива на станции оборотного депо, ч
t –см – простой поездов на станции смены локомотивных бригад ,ч.
Простой на станции К определяется:
t к= =0,7 ч
Д-Т
К л = [ +2,7+0,7]=0,98
Т-К
К л = [ +2,7+0,7]=0,5
Д-Т
Мэ =0,98(75+0)=73,5 лок
Т-К
Мэ =0,5(52+0)=26 лок
Общий эксплуатируемый парк локомотивов определяется по формуле:
М э= М э Д- Т + Мэ Т-К
Мэ=73,5+26=99,5=100 лок
4. Определение среднесуточного пробега локомотива.
Ѕ л=
S л= =912 км/сут
5.Определение производительности локомотива.
Ẅ л = ,
где ∑ΡĹ бр- работа локомотива в тонно-километрах брутто, т-км брутто.
W л = =1500000 т-км брутто/лок
Контрольные вопросы:
1. Дать определение основному пробегу локомотива.
2. Что такое полный оборот локомотива?
3. Какие показатели эксплуатационной работы характеризуют работу
использования локомотивов?
Практическая работа № 10