Безопасность на железнодорожном транспорте
Ведущим видом транспорта в нашей стране является железная дорога.
На долю железных дорог России и стран СНГ приходится более 50 % мирового грузооборота и 47 % — пассажирских перевозок. Общая протяженность наших железнодорожных линий составляет 11 % от протяженности мировых железнодорожных путей. Средняя грузонагруженность железных дорог СНГ в 5 раз больше, чем в США, и в 8-15 раз больше, чем в других странах. Товарные составы ежедневно перевозят большое количество легковоспламеняющихся, горючих, химических и других веществ, представляющих в случае аварии значительную угрозу жизни и здоровью населения, проживающего вблизи железнодорожной магистрали.
Производственные аварии и катастрофы на железнодорожном транспорте бывают двух видов: аварии (катастрофы), происходящие на производственных объектах, непосредственно не связанных с движением поездов (аварии на заводах, в депо, на станциях и др.), и аварии поездов во время движения.
Первый вид аварий (катастроф) для объектов железнодорожного транспорта носит общий характер, второй — имеет специфический .
Железнодорожная авария— опасное происшествие на железной дороге, приведшее к повреждению одной или нескольких единиц подвижного состава до степени капитального ремонта и (или) гибели одного или нескольких человек, причинению пострадавшим телесных повреждений разной тяжести либо к полному перерыву движения на аварийном участке, превышающему нормативное время. При катастрофах последствия намного тяжелее.
Основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте являются неисправности пути, подвижного состава, средств сигнализации, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов. Чаще всего происходят сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах.
Стихийные бедствия (наводнения, обвалы, ураганы, пожары и т.п.) могут вызвать аварии (катастрофы) обоих видов, стать причиной человеческих жертв на объектах железнодорожного транспорта. В районе землетрясений железнодорожные объекты подвергаются разрушениям, повреждениям и обвалам. Для защиты железнодорожных путей от природных стихий используют соответствующие инженерные сооружения: специальные галереи и подпорные стенки, водоотводные и берегоукрепительные сооружения (канавы, дамбы, траверсы и др.).
Правила безопасного поведения на территории действия железнодорожного транспорта. Всем людям, оказавшимся на территории действия железнодорожного транспорта, следует учитывать, что они находятся в зоне повышенной опасности и должны соблюдать правила безопасного поведения:
· при движении вдоль железнодорожных путей не подходить ближе чем на 5 м к крайнему рельсу;
· не ходить по рельсам и шпалам;
· не появляться около железнодорожного полотна в нетрезвом виде;
· на электрифицированных участках не подниматься на опоры, не прикасаться к ним и к спускам, идущим от опоры к рельсу, а также к лежащим на земле проводам;
· переходить железнодорожные пути следует только в установленных местах, где есть пешеходные мосты, тоннели, переходы. При их отсутствии переходить пути по настилам и в местах, где устанолены указатели «Переход через пути»;
· не подлезать под вагоны и не перелезать через автосцепки;
· в ожидании поезда не устраивать на перроне подвижные игры;
· не бегать рядом с вагоном идущего поезда, подходить к нужному вагону толью после полной остановки состава;
· садиться в вагон и выходить из него только со стороны перрона или остановочной платформы;
· не выходить из вагона, если время стоянки ограничено 1-3 минутами;
· не стоять ближе 2 м от края платформы, если поезд идет транзитом.
Правила поведения в поезде. Всем, кто отправляется в поездку на железнодорожном транспорте, нужно знать, что самые безопасные места в вагоне — это полки купе, расположенные в сторону движения. В этом случае при экстренном торможении или столкновении поездов вас только прижмет к стенке, в то время как пассажиры с противоположных полок слетят на пол.
На боковых полках лучше лежать ногами в сторону движения. Тогда при резком торможении или столкновении вы упретесь в перегородку ногами, а не головой и избежите травмы шейных позвонков.
Наибольшую угрозу для пассажиров представляют первый и последний вагоны поезда.
В целях безопасности, находясь в поезде, нужно:
· укладывать детей в вагоне на самые безопасные места — на нижние полки, в сторону движения поезда;
· убрать с пола и столика острые и опасные вещи;
· полностью до фиксации закрывать или открывать двери купе, чтобы они при резкой остановке не травмировали попавшие в проем руки и ноги;
· передвигаясь по вагонам и между ними, придерживаться за поручни, так как всегда возможно экстренное торможение.
НЕЛЬЗЯ:
· перегружать верхние багажные полки;
· загромождать тамбуры и проходы вагонов различными предметами, вещами и багажом;
· срывать стоп-кран, даже при пожаре, если поезд находится на мосту, в тоннеле и в других местах, где осложнится эвакуация пассажиров.
В момент аварии нужно:
· ухватиться за выступающие детали полок;
· в момент падения сгруппироваться, закрыть голову руками;
· после аварии немедленно покинуть вагон, взяв с собой теплые вещи, одеяло, документы;
· оказать первую помощь нуждающимся.
НЕЛЬЗЯ:
· выпрыгивать из поезда до его полной остановки;
· выходить в сторону, где располагается встречный путь;
· уходить после аварии далеко от поезда.
На месте крушения надо соблюдать крайнюю осторожность! Передвигаться не спеша, внимательно осматривать дорогу пред собой. Любые свисающие или лежащие на земле контактные провода обходить, помня, что оборванные провода могут оставаться под напряжением и представлять смертельную опасность! К проводам, лежащим на земле, не подходить ближе 30-50 м, чтобы не попасть под шаговое напряжение (см. главу 4). В случае попадания в зону напряжения необходимо скорее покинуть ее. Передвигаться надо мелкими шажками или прыжками, отрывая одновременно обе ступни от земли и приземляясь одновременно двумя ногами.
Пожар в поезде страшен в первую очередь ядовитыми продуктами горения синтетических отделочных материалов. Отравление происходит в считанные минуты, а при интенсивном сгорании — секунды.
Если вы почувствуете запах горелой резины или увидите очаг возгорания, немедленно сообщите об этом проводнику, одновременно пытаясь затушить очаг. При задымлении вагона закройте дыхательные пути смоченной в воде тряпкой — полотенцем, наволочкой, простыней, куском разорванной одежды. Предупредите об опасности пассажиров соседних купе. Если возгорание в вагоне не удалось затушить и оно переросло в пожар, надо закрыть окна, чтобы ветер не раздувал пламя и приток свежего воздуха не усилил горение. Уходить следует в передние вагоны, а если это невозможно, надо идти в конец поезда, плотно закрывая за собой все двери; а в остановившемся поезде — на улицу, по возможности в полевую сторону (где нет железнодорожных путей). В полупустых вагонах можно передвигаться на коленях, так как внизу (у пола) дыма бывает меньше.
Если пожар начался ночью, то необходимо разбудить спящих пассажиров.
В целях противопожарной безопасности в поездах нельзя перевозить легковоспламеняющиеся и взрывчатые вещества, курить разрешается только в тамбуре, не включать кипятильники в бритвенные розетки. При малейшем запахе дыма вызывайте проводника.
Тем не менее ехать в поезде примерно в 3 раза безопаснее, чем летать на самолетах, и в 10 раз безопаснее, чем ехать на автомобиле.