Безопасность на железнодорожном транспорте

Ведущим видом транспорта в нашей стране является железная дорога.

На долю железных дорог России и стран СНГ приходится более 50 % мирового грузо­оборота и 47 % — пассажирских перевозок. Общая протяженность наших железнодорож­ных линий составляет 11 % от протяженности мировых железнодорожных путей. Средняя грузонагруженность железных дорог СНГ в 5 раз больше, чем в США, и в 8-15 раз больше, чем в других странах. Товарные составы ежедневно перевозят большое количество легковос­пламеняющихся, горючих, химических и других веществ, представляющих в случае аварии значительную угрозу жизни и здоровью населения, проживающего вблизи железнодорожной магистрали.

Производственные аварии и катастрофы на железнодорожном транспорте быва­ют двух видов: аварии (катастрофы), происходящие на производственных объектах, непосредственно не связанных с движением поездов (аварии на заводах, в депо, на станциях и др.), и аварии поездов во время движения.

Первый вид аварий (катастроф) для объектов железнодорожного транспорта но­сит общий характер, второй — имеет специфический .

Железнодорожная авария— опасное происшествие на железной дороге, при­ведшее к повреждению одной или нескольких единиц подвижного состава до сте­пени капитального ремонта и (или) гибели одного или нескольких человек, при­чинению пострадавшим телесных повреждений разной тяжести либо к полному перерыву движения на аварийном участке, превышающему нормативное время. При катастрофах последствия намного тяжелее.

Основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте являются неисправности пути, подвижного состава, средств сигнализации, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов. Чаще всего происходят сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на пере­ездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах.

Стихийные бедствия (наводнения, обвалы, ураганы, пожары и т.п.) могут вы­звать аварии (катастрофы) обоих видов, стать причиной человеческих жертв на объ­ектах железнодорожного транспорта. В районе землетрясений железнодорожные объекты подвергаются разрушениям, повреждениям и обвалам. Для защиты желез­нодорожных путей от природных стихий используют соответствующие инженерные сооружения: специальные галереи и подпорные стенки, водоотводные и берегоукре­пительные сооружения (канавы, дамбы, траверсы и др.).

Правила безопасного поведения на территории действия железнодорожного транспорта. Всем людям, оказавшимся на территории действия железнодорожно­го транспорта, следует учитывать, что они находятся в зоне повышенной опасности и должны соблюдать правила безопасного поведения:

· при движении вдоль железнодорожных путей не подходить ближе чем на 5 м к крайнему рельсу;

· не ходить по рельсам и шпалам;

· не появляться около железнодорожного полотна в нетрезвом виде;

· на электрифицированных участках не подниматься на опоры, не прикасаться к ним и к спускам, идущим от опоры к рельсу, а также к лежащим на земле про­водам;

· переходить железнодорожные пути сле­дует только в установленных местах, где есть пешеходные мосты, тоннели, переходы. При их отсутствии переходить пути по настилам и в местах, где устанолены указатели «Переход через пути»;

· не подлезать под вагоны и не перелезать через автосцепки;

· в ожидании поезда не устраивать на перроне подвижные игры;

· не бегать рядом с вагоном идущего поезда, подходить к нужному вагону толью после полной остановки состава;

· садиться в вагон и выходить из него только со стороны перрона или остановоч­ной платформы;

· не выходить из вагона, если время стоянки ограничено 1-3 минутами;

· не стоять ближе 2 м от края платформы, если поезд идет транзитом.

Правила поведения в поезде. Всем, кто отправляется в поездку на железнодо­рожном транспорте, нужно знать, что самые безопасные места в вагоне — это полки купе, расположенные в сторону движения. В этом случае при экстренном торможе­нии или столкновении поездов вас только прижмет к стенке, в то время как пассажи­ры с противоположных полок слетят на пол.

На боковых полках лучше лежать ногами в сторону движения. Тогда при резком торможении или столкновении вы упретесь в перегородку ногами, а не головой и избежите травмы шейных позвонков.

Наибольшую угрозу для пассажиров представляют первый и последний вагоны поезда.

В целях безопасности, находясь в поезде, нужно:

· укладывать детей в вагоне на самые безопасные места — на нижние полки, в сторону движения поезда;

· убрать с пола и столика острые и опасные вещи;

· полностью до фиксации закрывать или открывать двери купе, чтобы они при резкой остановке не травмировали попавшие в проем руки и ноги;

· передвигаясь по вагонам и между ними, придерживаться за поручни, так как всегда возможно экстренное торможение.

НЕЛЬЗЯ:

· перегружать верхние багажные полки;

· загромождать тамбуры и проходы вагонов различными предметами, вещами и багажом;

· срывать стоп-кран, даже при пожаре, если поезд находится на мосту, в тоннеле и в других местах, где осложнится эвакуация пассажиров.

В момент аварии нужно:

· ухватиться за выступающие детали полок;

· в момент падения сгруппироваться, закрыть голову руками;

· после аварии немедленно покинуть вагон, взяв с собой теплые вещи, одеяло, документы;

· оказать первую помощь нуждающимся.

НЕЛЬЗЯ:

· выпрыгивать из поезда до его полной остановки;

· выходить в сторону, где располагается встречный путь;

· уходить после аварии далеко от поезда.

На месте крушения надо соблюдать крайнюю осторожность! Передвигаться не спеша, внимательно осматривать дорогу пред собой. Любые свисающие или лежащие на земле контактные провода обходить, помня, что оборванные провода могут оставаться под напряжением и представлять смертельную опасность! К проводам, лежащим на земле, не подходить ближе 30-50 м, чтобы не попасть под шаговое на­пряжение (см. главу 4). В случае попадания в зону напряжения необходимо скорее покинуть ее. Передвигаться надо мелкими шажками или прыжками, отрывая одно­временно обе ступни от земли и приземляясь одновременно двумя ногами.

Пожар в поезде страшен в первую очередь ядовитыми продуктами горения син­тетических отделочных материалов. Отравление происходит в считанные минуты, а при интенсивном сгорании — секунды.

Если вы почувствуете запах горелой резины или увидите очаг возгорания, не­медленно сообщите об этом проводнику, одновременно пытаясь затушить очаг. При задымлении вагона закройте дыхательные пути смоченной в воде тряпкой — по­лотенцем, наволочкой, простыней, куском разорванной одежды. Предупредите об опасности пассажиров соседних купе. Если возгорание в вагоне не удалось зату­шить и оно переросло в пожар, надо закрыть окна, чтобы ветер не раздувал пламя и приток свежего воздуха не усилил горение. Уходить следует в передние вагоны, а если это невозможно, надо идти в конец поезда, плотно закрывая за собой все двери; а в остановившемся поезде — на улицу, по возможности в полевую сторону (где нет железнодорожных путей). В полупустых вагонах можно передвигаться на коленях, так как внизу (у пола) дыма бывает меньше.

Если пожар начался ночью, то необходимо разбудить спящих пассажиров.

В целях противопожарной безопасности в поездах нельзя перевозить легковос­пламеняющиеся и взрывчатые вещества, курить разрешается только в тамбуре, не включать кипятильники в бритвенные розетки. При малейшем запахе дыма вызы­вайте проводника.

Тем не менее ехать в поезде примерно в 3 раза безопаснее, чем летать на само­летах, и в 10 раз безопаснее, чем ехать на автомобиле.

Наши рекомендации