Учет расчетов с поставщиками
Учет расчетов с поставщиками за полученные товарно-материальные ценности (включая и расчеты за электроэнергию, газ, пар, воду и т.п.). а также по доставке или переработке материальных ценностей, расчетные документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк, ведется на счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". На этом счете также учитываются расчеты генеральных подрядных строительных организаций со своими субподрядными организациями при выполнении ими строительно-монтажных, научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ и полученные услуги по перевозкам, в том числе расчеты по недоборам и переборам тарифа (фрахта), а также за все виды услуг связи и другие.
На счете 60 учитываются авансы под поставку материальных ценностей либо выполнение работ, а также по оплате продукции и работ, принятых от заказчиков по частичной готовности.
Операции, связанные с расчетами за приобретенные материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги, проводятся по счету 60 независимо от времени оплаты предъявленного счета.
Этот счет активно-пассивный. По кредиту этого счета отражается фактическая стоимость поступивших материальных ценностей, принятых работ, потребленных услуг вместе с налогом на добавленную стоимость, т.е. задолженность поставщикам и подрядчикам, а по дебету — уменьшение этой задолженности.
При ведении учета по полной журнально-ордерной форме расчеты с поставщиками отражаются в журнале-орд ере № 6 (см. табл. 5.16). Записи в журнале-ордере № 6 производятся на основании счетов поставщиков и других организаций за поступившие на склады организации или находящиеся в пути материальные ценности и за оказанные услуги, а также на основании приходных документов (приходные ордера, приемные акты и др.) на поступившие в текущем месяце материальные ценности, по которым счета поставщиков в организацию не поступили. Журнал-ордер № 6 представляет собой комбинированный регистр, в котором аналитический учет совмещен с синтетическим. Аналитический учет по счету 60 ведется по каждому предъявленному счету. При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения необходимых данных по: поставщикам по акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; поставщикам по не оплаченным в срок расчетным документам; поставщикам по неотфактурованным поставкам; поставщикам по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил, и др. Учет операций ведется в хронологическом порядке по мере поступления счетов поставщиков и других организаций.
В журнале-ордере № 6 применяется линейно-позиционный способ бухгалтерских записей, который означает, что по одной строке записывается сумма, причитающаяся к оплате поставщикам по каждому счету, и одновременно по этой же строке записывается оплаченная сумма. В журнале-ордере № 6 записи операций по кредиту счета 60 ведутся в течение текущего месяца, а по дебету этого счета — в течение одного или двух месяцев. Если журнал-ордер № 6 ведется по дебету в течение двух месяцев, в этом случае неоплаченные счета переносятся в журнал-ордер, который открывается в третьем месяце.
Например, счета, отраженные в журнале-ордере за май и не оплаченные в мае и июне, переносятся в журнал-ордер за июль. Такой порядок учета удобен в организациях, у которых счета ежемесячно оплачиваются неравномерно. Е организациях, у которых ежемесячное количество неоплаченных счетов незначительно, учет в журнале-ордере № 6 как по кредиту, так и по дебету ведется за один месяц.
Записи в журнале-ордере Мб производятся следующим образом. Сначала записываются счета, оставшиеся неоплаченными на начало текущего месяца, материалы в пути, неотфактурованные поставки. Каждый счет поставщика записывается отдельной строчкой по данным журнала-ордера №6 за прошлый месяц. Затем в журнал записываются операции текущего месяца.
При расчетах с поставщиками имеют место случаи, когда счета поставщиков оплачены, а материальные ценности к концу месяца не поступили на склады организации. Такие ценности называют материалами в пути. К учету принимаются акцептованные платежные документы, оплаченные банком. Учет таких ценностей ведется в ведомости № 6-ас учета материалов в пути (см. табл. 5.17).
В журнале-ордере № 6 платежные документы в конце месяца на основании ведомости № б-ас записывают в графе "За неприбывший груз (оставшийся в пути на складе поставщика)" и в графе "Сумма по счету в пределах акцента, сумма за неотфактурованные поставки или задолженность на начало месяца". В графе "Стоимость поступивших материальных ценностей по учетным ценам" записи не производят, так как материальные ценности не поступили на склады.
По мере поступления материальных ценностей на склады организации на них оформляют приходные документы, которые после сверки с ранее оплаченными счетами таксируют по учетным ценам. В ведомости № 6-ас делаются отметки о сторнировании стоимости поступивших материальных ценностей. В ведомость № 6-ас записывают номер склада или номер приходного ордера, дату и номер записи и сторнируемую сумму в графе отчетного месяца, в котором поступили материальные ценности. В журнале-ордере № 6 па эту сумму делают запись "сторно" в графе "За неприбывший груз (оставшийся в пути на складе поставщика)"И по графе "Стоимость поступивших материальных ценностей по учетным ценам".
Пример. В феврале 200_г. с расчетного счета списаны денежные средства Кричевским цементным заводом за отгруженный цемент на сумму 1680000 руб., в платежном требовании значится:
Цемент М-300 60 т х 20000 руб. = 1200000 руб. Железнодорожный тариф = 200000 руб. НДС ставка 20% . Сумма НДС - 280000 руб.
R бухгалтерском учете будут сделаны следующие записи:
В феврале
Д-т счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей"
К-т счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" 1 «80000 руб.
В марте
а) Сторнировочная запись
Д-т счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей"
К-т счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" 1680000 руб.;
б) положительная запись
Д-т счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей"
К-т счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" — 1680000 руб.;
Б) Д-т счета 10 "Материалы" ~ 1200000 руб.
Д-т счета 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей" — 200000 руб.
Д-т счета 18 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам)", субсчет— "НДС по приобретенным товарно-материальным ценностям (работам, услугам)" 280000 руб.
К-т счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" - 1680000 руб.
Имеют место случаи, когда в организацию поступают материальные ценности, на которые в отчетном месяце поставщиками не предъявлены платежные документы (платежные требования, счета-фактуры). Такие поставки называются неотфактурованными. Аналитический учет этих поставок ведется в ведомости № 6-С "Аналитический учет по неотфактурованным поставкам (к счету 60)" (см. табл. 5.18). При отсутствии счетов поставщиков приходные документы, переданные материально ответственными лицами в бухгалтерию, хранятся до поступления счетов в текущем месяце. По окончании месяца, при отсутствии счетов, они таксируются по ценам, предусмотренным в договорах, или по условным ценам в связи с тем, что неизвестна их фактическая себестоимость, и каждый документ в отдельности записывается в ведомость № 6-С, Из ведомости № 6-С стоимость материальных ценностей по окончании месяца переносится общей суммой оборота за месяц в журнал-ордер № 6. В графе "Поставщик" указывается "Согласно ведомости № 6-С", и записи производятся в графе "Стоимость поступивших материальных ценностей по учетным ценам" и по графе "Сумма по счету в пределах акцепта".
При поступлении в последующие месяцы счетов поставщиков на них делаются надписи "Неотфактурованные поставки" и проставляются номера и даты приходных документов, по которым были оприходованы материальные ценности.
При записи счета в журнале-ордере № 6 в графе "Номер приходного документа (или за что)"указывается в знаменателе номер этого документа, а в числителе — прописная буква "н", которая означает, что этот счет относится к неотфактурованным поставкам. Записи производят в графе "По фактической себестоимости" и по графе "Сумма по счету в пределах акцепта". Одновременно в ведомости № 6-С делается отметка о поступлении счета, указывается сумма по приходному документу, подлежащая сторнированию. По окончании месяца в ведомости №6-С подсчитывается общая сумма по произведенным сторнировочным записям, которая переносится в журнал-ордер № 6.
Пример. В феврале 200_г. в строительную организацию от Оси-новичского картонно-рубероидного завода поступил рубероид 5000 м2. Платежные документы поставщика в данном месяце не поступили.
В марте 200_г. от Осиповичского картошю-рубероидного завод» поступило платежное требование. В нем .значится:
Рубероид 5000 м3 по цепе 500 руб. за м- - 2500000 руб. Железнодорожный тариф — 400000 руб. Ставка НДС 20%. Сумма НДС — 580000 руб. Итого с НДС — 3480000 руб. В учете будут сделаны следующие записи: В феврале:
1) Д-т счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей"
К-т счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" 2000000 руб. цена за м2 взята условная — 400 руб.;
2) Д-т счета 10 "Материалы"
К-т счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей"— 2000000 руб.
В марте: Сторнировочная запись
а) Д-т счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей"
К-т счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" 2000000 руб.;
б) Д-т счета 10 "Материалы"
Е-т счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей"— 2000000 руб.
Положительная запись
а) Д-т счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей"
К-т счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" 3480000 руб.;
б) Д-т счета 10 "Материалы" - 2500000 руб.
Д-т счета 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей" - '100000 руб.
Д-т счета 18 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным топорам (работам, услугам)", субсчет — "НДС по приобретенным товарно-материальным ценностям {работам, услугам)" -580000 руб.
К-т счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей"-- 3480000 руб.
На практике имеют место случаи, когда платежное требование было акцептовано и оплачено до поступления материальных ценностей, а при их поступлении и приемке выявлена недостача, арифметическая ошибка в подсчете или завышении цен.
При наличии недостачи бухгалтерией определяется ее фактическая себестоимость и предъявляется претензия поставщику. Сумма недостачи слагается из стоимости недостачи материалов по ценам поставщика, части подлежащего возмещению тарифа по их доставке (железнодорожного, воздушного, водного и др.). а также суммы налога на добавленную стоимость.
Пример. Гомельский стекольный завод предъявил к оплате платежное требование на отгруженное стекло оконное.
В нем значится:
1. Стекло оконное 1500 м2 по цене 2700 руб. за м2 —
4050000 руб.
Железнодорожный тариф — 500000 руб.
Ставка НДС 20%. Сумма НДС — 910000 руб.
Итого с НДС — 5460000 руб.
При приемке груза установлена недостача стекла оконного в количестве 200 м'2 на сумму 540000 руб.
Фактическая себестоимость недостачи определяется следующим образом: устанавливается процентное отношение тарифа, подлежащего возмещению, к стоимости материалов по це-
500000 руб
не поставщика, он составит —
100 = 12,3 %
4050000 руб
Затем определяется размер тарифа, подлежащего отнесению на стоимость недостачи. Он составит 66420 руб. ( 500000 -12,3%
(~ ~нкГ
Фактическая себестоимость недостачи стекла оконного с учетом железнодорожного тарифа будет равна 606420 руб, (540000 руб. + 66420 руб.).
Сумма НДС на фактическую недостачу (20%) будет равна '606420- 20 "1
121284 руб.
\ — - ,
Следовательно, сумма недостачи по приведенному платежному требованию будет равна 727704 руб. (606420 руб. + + 121284 руб.).
Если к моменту поступления груза счет поставщика оплачен, в учете делаются следующие записи:
1) Д-т счета 15 "Заготовление и приобретение материальных
ценностей"
К-т счета 60 "Расчеты с поставщиками и, подрядчиками"
5460000 руб.;
2) Д-т счета 10 "Материалы" — 3510000 руб. (4050000 руб. — 540000 руб.)
Д-т счета 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей" - 433580 руб. (500000 руб. — 66420 руб.)
Д-т счета 18 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам)", субсчет —• "НДС по приобретенным товарно-материальным ценностям (работам, услугам)" — 788716 руб. (910000 руб. — 121284 руб.)
Д-т счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчет - "Расчеты по претензиям" 727704 руб.
К-т счета 15 "'Заготопление и приобретение материальных ценностей" — 5460000 руб.
Если счет поставщика не оплачен, его надо акцептовать на сумму фактически поступившего груза:
1) Д-т счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей"
К-т счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" — 4732296 руб.;
2) Д-т счета 10 "Материалы" — 3510000 руб.
Д-т счета 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей" - 433580 руб.
Д-т счета 18 "Налог па добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам)", субсчет — - "НДС по приобретенным товарно-материальным ценностям (работам, услугам)" -788716 руб.
К-т счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" - 4732296 руб.
Поступившие на предприятие материальные ценности, приобретенные за иностранную валюту, в учете отражаются следующими записями:
Д-т счета 10 "Материалы"
Д-т счета 18 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам)", субсчет - "НДС по приобретенным товарно-материальным ценностям (работам, услугам)"
К-т счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" на стоимость, пересчитанную в денежной единице Республики Беларусь по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь на дату совершения операции.
При приобретении строительной организацией материальных ценностей за иностранную валюту за пределами Республики Беларусь при наличии таможенного контроля и таможенного оформления датой совершения операции, на которую производится пересчет таможенной стоимости ввозимых материальных ценностей, а также суммы таможенных платежей, указанных в грузовой таможенной декларации, считается дата таможенного оформления, указанная в грузовой таможенной декларации.
При приобретении организацией материальных ценностей за иностранную валюту за пределами Республики Беларусь при отсутствии таможенного контроля и таможенного оформления датой совершения операции, на которую производится пересчет стоимости приобретаемых материальных ценностей, указанных в товарно-транспортной (товарной) накладной, считается дата поступления этих ценностей, указанная в накладной.
В журнал-ордер № 6 в конце месяца записывают также итоги ведомости № 5-С "Расчеты с подрядчиками (субподрядчиками) и с заказчиками (генподрядчиками)", т.е. расчеты генпод-рядных организаций с субподрядными организациями. В бухгалтерском учете делают следующие записи:
Д-т счета 20 "Основное производство"
Д-т счета 18 "Налог ни добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам)"
К-т счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".
После завершения записей в журнале-ордере № 6 подсчитываются итоги за текущий месяц и производится сверка дан-HBIX поступивших материальных ценностей по учетным ценам с итоговыми данными ведомости № 10-С и с материальными отчетами формы № М-19.