Ii. актуализация опорных знаний учащихся
1. Беседа по материалам урока чтения.
— Какие буквы мы учили на уроке чтения?
— Какие звуки они обозначают? Охарактеризуйте их.
— Назовите слова со звуком [о] в начале, середине и на конце слова.
2. Слого-звуковой анализ слов.
Отгадайте, что это:
Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос.
(Морковь.)
Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели.
(Лук.)
Наши поросятки выросли на грядке,
К солнышку бочком, хвостики крючком.
Эти поросятки играют с нами в прятки.
(Огурцы.)
Сто одежек,
И все без застежек.
Как надела сто рубах,
Захрустела на зубах.
(Капуста.)
По мере отгадывания загадок учитель выставляет на наборное полотно предметные картинки и просит назвать их одним словом.
Дети анализируют слого - звуковой состав слова овощи.
— Сколько в слове слогов?
— Какой слог ударный?
— Назовите первый слог. Сколько в нем звуков?
— Какая буква понадобится нам первой для написания этого слова?
III. Сообщение темы и цели урока
— Найдите в записи лишнюю букву.
а а а о а а
Сегодня мы будем учиться писать букву о, соединять ее с другими буквами в слогах и словах. Ваше умение писать букву а, нам очень поможет.
IV. Изучение нового материала
1. Графический анализ прописной и строчной букв Оо.
Учащиеся устанавливают, что буквы состоят из одного элемента — овала. От печатных букв они отличаются наклоном. Между собой прописная и строчная буквы отличаются только размерами.
Буква О всегда стояла
Круглая, нормальная.
Спать легла — бока помяла
И теперь овальная.
— На что похожа буква о?Ответьте на этот вопрос рисунком на своих карточках.
Варианты образов
2. Объяснение написания строчной буквы о.
Строчная буква о — это овал, как у буквы а. Вспомните, как мы писали овалы.
Начинаем писать ниже верхней линии основной строки, ведем вверх до этой линии, закругляя влево, потом вниз, тоже закругляя. Около нижней линии основной строки закругляем вправо и ведем вверх. Заканчиваем писать там, где начинали.
Пишем букву о под счет «и-раз-и».
3. Пальчиковая гимнастика.
Осы
Осы любят сладкое,
к сладкому летят.
И ужалят осы, если захотят.
Выставить средний палец, зажать его между указательным и безымянным, подвигать им.
4. Письмо строчной и заглавной букв Оо.
После «письма» буквы в воздухе под счет дети самостоятельно выполняют задание.
Учитель еще раз напоминает, откуда следует начинать написание строчной и прописной букв.
1. Письмо заглавной и строчной букв Оо в соединении.
У буквы О нет готового соединительного элемента. Посмотрите, как нужно соединять прописную букву и со строчной.
Сначала пишем заглавную О, затем от ее нижнего закругления, почти от нижней строчной линии, ведем прогнутую соединительную до середины строки. После этого пишем строчную букву о так, чтобы левая часть ее овала коснулась соединительной линии на середине строки. Получается, что во время записи мы дважды отрываем ручку.
Дети выполняют задание по точечному контуру и самостоятельно.
Учитель продолжает объяснение.
Строчные буквы о соединяются между собой с отрывом. Пишем букву о и на месте соединения начала и конца написания овала останавливаемся. Не отрывая ручки, пишем небольшую дугу, прогнутую вниз.
Отрываем ручку и пишем вторую букву о, соединяя ее с написанным элементом.
Дети заканчивают работу на строке, д.