Знаки опасности на транспортные средства наносят таким образом, чтобы они были хорошо видны аварийно-спасательному персоналу.
Знаки опасности располагают:
Ящики, коробки, транспортные пакеты (на трех поверхностях - боковой, торцевой и верхней);
2.бочки (на одном из днищ и цилиндрической поверхности);
Кипы и тюки (на торцевой и боковой поверхностях);
Другие виды тары (в наиболее удобных местах, хорошо видимых при размещении в вагоне);
5. на крытых вагонах – в центре двери с каждой стороны вагона;
6. на цистернах – в правой нижней части котла с обеих сторон;
7. на контейнерах-цистернах – с четырех сторон и сверху;
8. на универсальных контейнерах – рядом с номером контейнера.
Знаки опасности разделяются на:
- основной, характеризующий основной вид опасности и соответствующий классу (подклассу), к которому отнесен груз;
- дополнительный, характеризующий вид дополнительной опасности и наносимый в соответствии с таблицей 3.
Таблица 3
Степень опасности | Дополнительный вид опасности класса | ||||||
4.1 | 4.2 | 4.3 | 5.1 | 6.1 | |||
Высокая Средняя Низкая | + + + | + + - | + + + | + + + | + + - | + + - | + + + |
Примечания:
1. “+” - дополнительный знак опасности наносится.
2. “—” - не наносится.
Классификационный шифр.
Все опасные грузы, перевозимые железнодорожным транспортом, имеют классификационный шифр.
Для грузов класса 1 (ВМ) классификационный шифр состоит из трех знаков (первый знак – цифра 1, указывает на класс груза, второй знак – цифры от 1 до 6, указывают на подкласс груза, третий знак – латинская буква от А до N или S, указывает на группу совместимости груза, определяющую возможность совместной перевозки).
Для грузов 2 – 9 классов классификационный шифр состоит из четырех цифр (первая – класс груза, вторая – подкласс, третья – категория опасности, четвертая – степень опасности).
Пример 1:
Порох бездымный, классификационный шифр 1.3С
- класс 1 – взрывчатые материалы;
- подкласс 3 – взрывчатые материалы пожароопасные, не взрывающиеся массой;
- группа совместимости С - метательные взрывчатые вещества и другие взрывчатые вещества или изделия их содержащие, допускается совместная перевозка в одном вагоне или специализированном контейнере с грузами, имеющими аналогичную группу совместимости с одним и тем номером подкласса, с грузами групп совместимости D и Е в соответствии с требованиями, установленными для грузов с меньшим номером подкласса.
Пример 2:
Хлора трифторид, классификационный шифр 2243
- класс 2 – газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением;
- подкласс 2 – невоспламеняющиеся ядовитые газы (основной характер опасности);
- категория опасности 4 – окисляющее, едкое и (или) коррозионное (дополнительный характер опасности);
- степень опасности 3.
Формирование поездов и маневровая работа с вагонами, загруженными ВМ
Прикрытие
Вагоны с ВМ при наличии в перевозочных документах штемпеля "Прикрытие" при постановке в поезда и производстве маневровой работы должны иметь прикрытие не менее минимальных норм, указанных в табл. 1.
В качестве прикрытия в поездах, в которых следуют вагоны с ВМ, должны ставиться вагоны с неопасными грузами или порожние вагоны и цистерны из-под неопасных грузов.
Порожние или груженые платформы (в том числе указанные в табл. 1), а также транспортеры можно использовать в качестве прикрытия с постановкой не ближе второго вагона от вагонов с ВМ.
В воинских эшелонах допускается совместная перевозка ВМ с другими опасными грузами, принадлежащими эшелону, с постановкой между ними прикрытия - не менее одного вагона. (В качестве прикрытия в поездах, в которых следуют вагоны с ВМ, должны ставиться вагоны с неопасными грузами или порожние вагоны и цистерны из-под неопасных грузов.
Порожние или груженые платформы, а также транспортеры могут использоваться в качестве прикрытия с постановкой не ближе второго вагона от вагонов с ВМ.)
Маневровый локомотив, выдаваемый на станцию для производства маневровой работы с вагонами, загруженными ВМ, обязательно должен быть оборудован радиосвязью, а составитель поездов - иметь исправную носимую радиостанцию.
Дежурный по станции, маневровый диспетчер или дежурный по горке при необходимости производства маневров с вагонами, загруженными ВМ, обязан поставить об этом в известность составителя поездов, а последний - своего помощника и машиниста локомотива в порядке и средствами, установленными местной инструкцией о порядке работы с вагонами, загруженными ВМ.
Таблица № 1 « МИНИМАЛЬНЫЕ НОРМЫ ПРИКРЫТИЯ В ПОЕЗДАХ И
ПРИ МАНЕВРАХ ДЛЯ ВАГОНОВ, ЗАГРУЖЕННЫХ ВМ»
Условия, при которых требуется прикрытие | Число вагонов прикрытия для ВМ с условными номерами, указанными в п. 3.9.2 | Число вагонов прикрытия для прочих ВМ |
От ведущего локомотива: всех крытых специализированных вагонов с ВМ (независимо от вида тяги и топлива) | ||
платформ и полувагонов с ВМ от: паровоза на твердом топливе | ||
других видов локомотивов | ||
От хвоста поезда с учетом последнего вагона, в том числе при подталкивании | ||
От вагонов, занятых личным составом эшелона | ||
От подвижного состава (вагонов, локомотивов в недействующем состоянии, кранов и других механизмов на железнодорожном ходу) с проводниками, специально выделенными работниками для сопровождения грузов, караулами, нарядами охраны | ||
От вагонов с опасными грузами (кроме вагонов с опасными грузами классов 2, 3, 4, 5 и подкласса 6.1) | ||
От вагонов с опасными грузами классов 2, 3, 4, 5 и подкласса 6.1 | Запрещается | |
От порожних цистерн, предназначенных для перевозки опасных грузов | ||
От вагонов с ВМ с условными номерами, указанными в п. 3.9.2 (115, 119, 121, 126, 128, 130, 134, 137, 141, 143, 148, 154, 155, 156, 167, 168, 176, 179, 182, 199) | ||
От вагонов с прочими ВМ | ||
От платформ и полувагонов с лесоматериалами, стальными и железобетонными балками, рельсами, трубами и тому подобными грузами, погруженными с выходом за пределы концевой балки и транспортеров | ||
От паровоза на твердом топливе, тепловоза (паровоза) при маневрах и при подаче (уборке) вагонов с ВМ на подъездные пути |
ВМ перевозятся в грузовых поездах одиночными вагонами, группами вагонов и маршрутами с постановкой соответствующего прикрытия, сформированных в пределах норм по весу и длине, предусмотренных графиком движения поездов. Разрешается включать вагоны с ВМ в тяжеловесные поезда.
ВМ с условными номерами 119, 126, 137, 141, 179, 182, 350, 351, 352, 360, 361, 362, 363, 365 должны перевозиться только специальными поездами.
Порядок пропуска специальных поездов устанавливается железнодорожной администрацией. Между сортировочными и участковыми станциями вагоны с ВМ могут следовать со всеми грузовыми поездами в соответствии с планом формирования. Такие вагоны с промежуточных станций на ближайшие участковые или сортировочные станции и в обратном направлении могут следовать со сборными, вывозными поездами или диспетчерскими локомотивами, а между станциями узла и предузловыми станциями - с передаточными и вывозными поездами.
Сборный поезд, в состав которого включены вагоны с ВМ, должен обслуживаться составительской или кондукторской бригадой (сопровождающей поезд, работающей с диспетчерским локомотивом на участке или находящейся в штате промежуточной станции).
Запрещается перевозка ВМ в поездах:
_______________________________________________________________
________________________________________________________________
__________________________________________________________________
________________________________________________________________
_______________________________________________________________
________________________________________________________________
Не допускается постановка вагонов с ВМ в поезда ближних назначений, если по плану формирования для отправки этих вагонов предусмотрены более дальние поезда.
Дежурные по отделению, станционные и маневровые диспетчеры при планировании поездной работы обязаны специально рассматривать возможность первоочередного отправления поступающих на станцию вагонов с ВМ меньшим количеством поездов.
На отдельных направлениях перевозки ВМ могут осуществляться согласованными поездами. Указанные поезда устанавливаются в графике движения при перевозке по одной железной дороге - железнодорожной администрацией, по двум и более железным дорогам - Дирекцией Совета по железнодорожному транспорту по согласованию с железнодорожными администрациями, участвующими в перевозке.
Примечание. Под словами "железная дорога" понимаются все железные дороги одного государства.
Маневровые работы с ВМ
Если в перевозочных документах на вагоны с ВМ или на вагоны из состава воинского транспорта имеется штемпель "Не спускать с горки", то маневры с ними должны производиться осаживанием или "съемом" локомотивом со стороны подгорочного парка с соблюдением норм прикрытия с особой осторожностью, без толчков и резких остановок. Скорость соударения вагонов с ВМ при их сцеплении с другими вагонами или с локомотивом не должна превышать 3 км/ч. Пропуск этих вагонов через сортировочную горку должен производиться только с локомотивом.
После постановки на сортировочные пути эти вагоны должны немедленно ограждаться со стороны горки, полуторки или вытяжки двумя охранными тормозными башмаками, укладываемыми на оба рельса через 25 м друг от друга таким образом, чтобы общее расстояние от ограждаемых вагонов с ВМ до тормозного башмака, расположенного первым от сортировочного устройства, было не менее 50 м.
Последующие отцепы, направляемые на эти пути, должны быть остановлены до места расположения охранных тормозных башмаков с накоплением группы, состоящей не менее чем из 10 вагонов. Нормальный режим роспуска вагонов или их направление при маневрах толчками может восстанавливаться только в том случае, если вагоны с ВМ (или вагоны транспорта) прикрыты этой группой вагонов, предварительно соединенной с ними.
Если расстояние от вагонов с ВМ или вагонов транспорта до конца парковой тормозной позиции со стороны горки, полуторки или вытяжки менее 50 м, то последующие отцепы на эти пути должны направляться только посредством осаживания.
Вагоны с ВМ, не имеющие в перевозочных документах штемпель "Не спускать с горки", допускаются к роспуску с сортировочных горок и производству маневров толчками. Скорость соударения таких вагонов при сцеплении с другими вагонами не должна превышать 5 км/ч.
В процессе роспуска дежурный по горке (оператор распорядительного поста) или горочный составитель должен информировать операторов исполнительных постов, регулировщиков скорости движения вагонов, дежурных стрелочных постов об отцепах с вагонами, загруженными ВМ.
Все работники, участвующие в роспуске, при спуске с горки таких отцепов, а также при пропуске любого отпела на пути, где имеются вагоны с ВМ, должны быть особенно внимательными, обеспечивать безопасность роспуска и сохранность подвижного состава. Скорость надвига, а также сила торможения на тормозных позициях должны регулироваться с учетом создания необходимых интервалов между отцепами и безусловного соблюдения установленных скоростей при соударении этих вагонов с другими. Такой же порядок и меры безопасности должны соблюдаться с указанными вагонами и при производстве маневров толчками.
Перед началом производства маневров вагонами, загруженными ВМ, специалисты и команды, сопровождающие груз, а также начальник караула и стрелок военизированной охраны железных дорог должны предупреждаться работником станции о предстоящих маневрах в соответствии с местной инструкцией о порядке работы с вагонами, загруженными ВМ.
Не допускается передача машинистом управления локомотивом помощнику машиниста при производстве маневров с вагонами, загруженными ВМ.
условий.
Ограждение вагонов с опасными грузами
Действия в случаи возникновения аварийной ситуации
Первоочередные меры и порядок действий составителя поездов при ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами, в том числе взрывчатыми материалами, в процессе перевозки их по железным дорогам установлены Правилами безопасности и порядком ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам.
При возникновении аварийной ситуации в составе грузовых вагонов с опасными грузами составитель поездов, обнаруживший явные признаки аварийной ситуации: парение, резкий запах, шипение сжатого газа, течь опасного груза, должны независимо от времени суток, любыми средствами связи сообщить об этом дежурному по станции. Сообщение должно включать в себя описание характера аварийной ситуации, номер железнодорожного пути и место нахождения грузового вагона с опасным грузом в составе поезда.
При возникновении аварийной ситуации составитель поездов должен прекратить работу и сообщить о случившемся дежурному по станции и далее выполнять его указания по предупреждению несчастных случаев или устранении возникшей аварийной ситуации.
Составитель поездов находящийся поблизости по сигналу тревоги должен немедленно явиться к месту происшествия и принять участие в оказании пострадавшему первой помощи или устранении аварийной ситуации.
При ликвидации аварийной ситуации необходимо действовать в соответствии с планом ликвидации аварий.
Список литературы
1. Руководящий документ «Порядок безопасного ведения работ с вагонами, гружеными опасными грузами при техническом обслуживании и текущем ремонте» РД – 32 ЦВ 095- 2009г
2. Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации. Утверждены приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 г. N 286.
3. Инструкция по сигнализации на железном транспорте Российской Федерации. Приложение № 7 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации от 27.03.2012г. № 82.
4. Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железном транспорте Российской Федерации. Приложение № 8 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации.
5. Правила перевозок опасных грузов на ж.д. транспорте (Редакция 2009 г)
6. Правила перевозок опасных грузов в международном сообщении 2013 г.
7. Правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозки их по железным дорогам.