Организация обслуживания населения при междугородных и международных перевозках
В последние годы появился новый вид транспортно-экспедиционного обслуживания населения при междугородных и международных перевозках – мувинг.
Мувинг (от английского to move – двигать, перемещать) – профессиональное сопровождение переезда частного лица в пределах города, страны или в международном масштабе. Услуга мувинга заключается в перевозке вещей из одного помещения в другое внутри страны, из одной страны в другую и т.д. Мувинговые компании берут на себя решение всех проблем, связанных с переездом, учитывая при этом все пожелания своих клиентов. Компании или как их еще называют – муверы – предлагают целый спектр услуг: консультацию специалиста по проведению переезда и планировке помещений, разборку/сборку мебели, профессиональную упаковку и маркировку, погрузку/разгрузку вещей, транспортировку «от двери до двери» и т.д. Многие компании предлагают своим клиентам дополнительные услуги, такие как страховку, охрану транспортируемого груза, таможенное оформление, складское хранение грузов. Стоимость услуг мувинговой компании обычно оговаривается с каждым клиентом индивидуально.
Мувинг – слово для русского слуха пока малопривычное, однако основные услуги мувинговых компаний известны давно. Первые компании, предлагавшие снять с клиента все заботы, связанные с переездом, появились в США уже в XIX веке. Через несколько лет таких компаний в Америке были уже десятки. Процесс переезда стал товаром, клиента продавали как бы избавление от самостоятельных усилий и заботу о сохранности имущества, оставляя за заказчиком услуги контролирующую и направляющую роль. В 1936 г. муверы создали ассоциацию профессиональных перевозчиков.
Основой для возникновения мувинга послужило такое явление в жизни общества как миграция.
Факторы (причины) миграции: социальные (воссоединение семей, временное переселение в связи с дипломатической и офисной работой, длительная командировка, учеба), этнические (распад государств, межэтническая рознь, гражданские войны), природно-климатические (землетрясения, наводнения, пожары), экономические (поиск рабочих мест, возможность повышения заработка), демографические (улучшение среды проживания для многодетных семей, решение жилищных проблем на льготных условиях).
По продолжительности миграция бывает безвозвратная (с окончательной сменой места жительства – «выезд на ПМЖ»), временная (на длительный, но ограниченный срок) и сезонная.
По территориальному признаку она бывает внутренняя (в пределах страны) и внешняя (перемещение за пределы страны – эмиграция и из-за пределов – иммиграция).
В период после распада СССР и перехода на условия рыночной экономики процессы иммиграции между бывшими республиками СССР (странами СНГ и Балтии) и России значительно усилились.
В России мувинг стал развиваться в 1996-2000 гг, первыми на рынке мувинговых услуг появились зарубежные компании. В настоящее время на российском мувинговом рынке. Несмотря на относительную молодость, вместе с иностранными работают профессиональные российские мувинговые компании.
Типовой технологический процесс при международных перевозках (на примере выезда из России) показан на рис. 3.1.6.
Контрольные вопросы
1. Какие виды услуг оказывают населению?
2. Что такое «комплексное ТЭО»?
3. Каков порядок предоставления услуг?
4. Что такое «мувинг»?
Глава 3.5. Эффективность транспортно-экспедиционной деятельности (ТЭД)
Основные понятия об эффективности ТЭД
Главный эффект заключается в том, что сам факт организации и выполнения ТЭД освобождает грузоотправителей и грузополучателей, а в некоторых случаях и перевозчиков от неприсущей и не всегда хорошо знакомой им работы по организации транспортно-технологических схем доставки и оформлению сложной документации, особенно при перевозках в смешанном и международном сообщениях, а также значительно способствует повышению эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов на всех этапах процесса доставки грузов.
Показателями эффективности являются:
- лучшее использование погрузочно-разгрузочным механизмов и подвижного состава;
- сокращение численности, а в большинстве случаев полное высвобождение грузчиков и экспедиторов;
- сокращение размеров складских площадей;
- широкое применение перегрузки грузов по прямому варианту (автомобиль – вагон, автомобиль – судно);
- повышение сохранности грузов на всех этапах процесса доставки;
- повышение культуры перевозочного процесса;
- снижение транспортных издержек в народном хозяйстве;
- ускорение сроков доставки грузов;
- сокращение потребностей в оборотных средствах.
Эффективность транспортно-экспедиционного обслуживания в сфере ВЭД (международных перевозок грузов) достигается за счет следующих основных факторов:
- четкие и достаточно жесткие требования к выполнению ТЭО, определяемые большим количеством международных и общеевропейских конвенций, соглашений, нормативных документов и т.п., обеспечивают высокое качество всего комплекса выполняемых в процессе доставки операций, что оказывает самое непосредственное влияние на темпы прироста национального валютного дохода страны;
- ускорение доставки грузов сокращает сроки оборачиваемости валютных средств и потребности в них;
- обеспечение сохранности перевозимых грузов, особенно при перевозке в смешанном сообщении дает возможность снизить или даже полностью избежать потери при доставке достаточно дорого стоящих экспортно-импортных грузов;
- применение современных технологий доставки и ТЭО позволяет снизить величину транспортной составляющей в цене товара, что способствует повышению конкурентоспособности участников рынка внешней торговли.
Важную роль в транспортно-экспедиционной деятельности играет организация доставки мелких партий грузов для тех отправителей и получателей, которым необходимы небольшие объемы товаров. Как известно, использование на международных автомобильных перевозках транспортных средств малой и средней грузоподъемности крайне не эффективно как для заказчиков (слишком дорого), так и для исполнителей (слишком не выгодно).
Эта проблема может быть решена при организации через транспортно-экспедиционные структуры так называемых «сборных» грузов: мелкие партии подформировываются и объединяются в одну крупную, что позволяет использовать автомобили – и автопоезда – фургоны большой грузоподъемности. Заказчики поставки не ограниченны в размерах заказа (по нижнему и верхнему пределах веса) и платят только за место отправки. Доставка происходит по определенному маршруту и в большинстве случаев по расписанию. Транспортно-экспедиторские структуры могут предоставлять и различные дополнительные услуги: упаковка товара, доставка от отправителя до пункта (склад, терминал), где производится формирование сборных грузов, доставка грузов в пункте назначения непосредственно до места положения получателя и т.д.
Все это обеспечивает заказчику получение услуги, при которой в соотношении компонентов «цена – качество – сроки» будет оптимально.