Решения на основе логистических затрат
Будь то общие или частные решения, в логистической цепи материального потока (рис. 3.1) они обычно строятся на основе влияния факторов, снижающих затраты в определенных областях и факторов, увеличивающих затраты в других областях.
Рисунок 3.1. – Принципиальная схема логистических «цепочек»
Например, меры по улучшению сохранности груза при его транспортировке уменьшают потери (затраты) количества или качества груза, но при этом необходимо увеличить затраты на меры, препятствующие повреждению груза при его доставке и выполнению грузовых операций. Разумное, приемлемое для этого случая решение, находится при условии минимума суммарных затрат. Т.е. перед тем, как приступить к обоснованию решений, следует выявить конкурирующие факторы. Этот прием по выявлению конкурирующих факторов называют целевым «конфликтом» логистической системы.
На рис. 3.2 представлена схема целевого «конфликта» в логистической системе для шести примеров нахождения решений по минимуму суммарных затрат.
Рисунок 3.2 – Схема целевого «конфликта» в логистической системе
Для функций логистической системы (рис. 3.3) схема решений по выбору средств транспорта, числа зданий складов, решения о страховом запасе, решения о величине партии запуска в производство, а также зависимость функции затрат от уровня логистического обслуживания показана на рис. 3.4.
Рисунок 3.3 – Функции логистических систем
Рисунок 3.4. – Типичные кривые затрат логистики
Реализация полученных решений и функционирование всех основных процессов логистической цепи тогда достигает надлежащего эффекта, если оно осуществляется на основе стандартов. Чтобы облегчить эту задачу, проходят сертификацию по семейству стандартов ISO 9000 (ISO–сокращенное название Международной организации по стандартизации – International Standards Organization). ISO 9000 – это семейство общих стандартов, которые используются для документирования, осуществления и демонстрации систем управления качеством и гарантии качества. Эти стандарты, применимые в производстве и индустрии сервиса, предназначены для того, чтобы помочь организовать функционирование всех основных процессов в каждом подразделении на основе качества.
3.3 Система «точно в срок» (JIT), расчет показателя JIT
Логика системы JIT предполагает снижение запасов материалов до уровня, необходимого только для производства данной партии продукции. Это заставляет поставщиков отгружать материалы только со 100 %-ным качеством. Поскольку резервные пасы на складе в JIT-системе не создаются, каждая поставляемая деталь должна удовлетворять стандартам качества. Сокращение запасов товаров привело к тому, что первый план вышли проблемы качества комплектующих и сервиса перевозчиков.
Клиенты делают заказы поставщикам по жесткому графику, который часто предполагает ежедневную или ежечасную доставку. Затраты на оформление заказов получаются незначительными; поэтому делают заказы, чтобы минимизировать затраты на содержание запасов товаров. «Хотя такие показатели, как время пополнения запаса товаров и надежность доставки, волнуют любого производителя, менеджер, работающий по системе JIT, должен стремиться к минимизации времени пополнения запаса товаров и максимизации надежности доставки.
Хотя JIT часто считается новой системой управления запасами, на самом деле эта концепция использовалась в США на заводах с законченным циклом производства по сборке автомобилей в Детройте еще в 1920-х годах. Железная руда прибывала на кораблях с Великих Озер и в течение одного дня превращалась в сталь на одном из сталеплавильных заводов Форда, а затем штамповалась или отливалась в автомобильные
«тали которые использовались для сборки автомобилей в течение нескольких дней после прибытия железной руды из Миннесоты. В 1926 году Форд заявил: «Потери – это избыток запасов материалов и продуктов, который приводит к повышению цен и снижению зарплат.
При использовании JIT-систем уровень терпимости к ошибкам или дефектам вообще недопустим. Поэтому менеджеры-логисты стремятся так управлять грузами, чтобы они точно соответствовали заказам. Качество –это очень важный фактор в цепи поставок, поскольку работоспособность и эффективность цепи определяется ее самым слабым звеном. То звено цепи, которое не обеспечивает должного качества, должно быть удалено первым. Вместо него найдут другого поставщика или его функцию возьмет на себя один из партнеров по цепи.
Примеры расчета показателя «точно в срок» (JIT)
Пример 1.
Заданно условие:
Определить вероятность поставки за 14 дней от момента заказа «точно в срок» для логистического цикла, статистические параметры которого приведены в таблице 3.1.
Таблица 3.1. – Статистические параметры продолжительности логистического цикла
Операция цикла заказа | Среднее значение , дн. | Среднее квадратическое отклонение , дн. | |
исходный вариант | вариант измененных данных | ||
Передача | 0,33 | 0,2 | |
Обработка | 0,66 | 0,5 | |
Комплектование | 3,5 | 3,08 | 1,5 |
Транспортировка | 4,5 | 1,31 | 1,0 |
Доставка потребителю | 0,33 | 0,2 |
Определим статистические характеристики для общего цикла выполнения заказа – среднее значение, для среднего значения времени логистического цикла:
;
для среднего квадратического отклонения:
,
где – соответственно средние значения и средние квадратические отклонения времени выполнения i-й операции логистического цикла; rij – коэффициент корреляции между i-й и j-йоперациями цикла.
Знак i≤j означает, что суммирование распространяется на все возможные попарные сочетания случайных величин. Если рассматриваемые величины не коррелированы, то при всех rij=0 формула для среднеквадратического отклонения σT упрощается
дней.
Среднее квадратическое отклонение, (при условии отсутствия корреляции между операциями):
дн.
Вероятность выполнения-заказа «точно в срок» в случае если время выполнения заказа задано определенным значением (т.е. важна только оценка верхней доверительной границы времени), может быть рассчитана по формуле
,
где Ф(...) – табулированная функция нормального закона распределения.
Рассчитаем вероятность выполнения заказа за 14 дней. При подстановке значений находим
.
По таблице 3.2 определим вероятность выполнения заказа Р = 0,7. Это невысокое значение, поскольку возможен срыв 30 % заказов.
Таблица 3.2 – Значения нормальной функции распределения Ф(х), вероятности Р(х) и параметра х
х | Ф(х) | Р(х) | х | Ф(х) | Р(х) |
0,00 | 0,50 | 0,50 | -1,280 | 0,10 | 0,90 |
-0,125 | 0,45 | 0,55 | -1,405 | 0,08 | 0,92 |
-0,253 | 0,40 | 0,60 | -1,555 | 0,06 | 0,94 |
-0,385 | 0,35 | 0,65 | -1,645 | 0,05 | 0,95 |
-0,525 | 0,30 | 0,70 | -1,75 | 0,04 | 0,96 |
-0,675 | 0,25 | 0,75 | -2,05 | 0,02 | 0,98 |
-0,842 | 0,20 | 0,80 | -2,30 | 0,01 | 0,99 |
-1,037 | 0,15 | 0,85 | -3,1 | 0,001 | 0,999 |
Допустим, что в результате проведенных мероприятий удалось уменьшить разброс времени выполнения операций логистического цикла,
что привело к уменьшению σi и среднее квадратическое отклонение времени выполнения заказа, рассчитанное по формуле, равно:
дн.
Тогда,
и вероятность доставки продукции «точно в срок» – через 14 дн. Р=0,855.
Пример 2.
Заданно условие:
Определить вероятность поставки «точно в срок» за 14 ± 3 дн. от момента заказа для логистического цикла, рассмотренного в примере выше.
Нижняя и верхняя граница интервала поставки равны 11 и 17 дней соответственно. Вероятность того, что заказ будет выполнен «точно в срок», равна
Это невысокое значение вероятности выполнения заказа «точно
в срок», так как почти в 45 % случаев возможен срыв заказов.
Так же как и в примере 1, определим вероятность выполнения
заказа при измененных данных:
Расчет показал, что надежность поставки «точно в срок» увеличилась, вероятность срыва оказалась равна 30 % заказов.
Для снижения риска невыполнения заказа в договорные сроки важно уметь управлять процедурами заказа, в частности выбирать наилучший по времени вариант выполнения операций логистического цикла. Например, оперативно заменять вид транспорта, перевозчика, маршрут и т. д.
Эффект логистики
Материальный поток, двигаясь от первичного источника сырья через цепь производственных, транспортных и посреднических звеньев к конечному потребителю, постоянно увеличивается в стоимости. Проведенные в Великобритании исследования показали, что в стоимости продукта, попавшего к конечному потребителю, более 70 % составляют расходы, связанные с хранением, транспортировкой, упаковкой и другими операциями, обеспечивающими продвижение материального потока.
Высокая доля расходов на логистику в конечной цене товара показывает, какие резервы улучшения экономических показателей субъектов хозяйствования содержит оптимизация управления материальными потоками.
Рассмотрим главные слагаемые экономического эффекта от применения логистического подхода к управлению материальными потоками. В сферах производства и обращения применение логистики позволяет:
§ снизить запасы на всем пути движения материального потока;
§ сократить время прохождения товаров по логистической цепи;
§ снизить транспортные расходы;
§ сократить затраты ручного труда и соответствующие расходы на операции с грузом.
Значительная доля экономического эффекта достигается за счет сокращения запасов на всем пути движения материального потока. По данным Европейской промышленной ассоциации сквозной мониторинг материального потока обеспечивает сокращение материальных запасов на 30-70 % (по данным промышленной ассоциации США снижение запасов происходит в пределах 30-50 %).
Высокая значимость оптимизации запасов объясняется следующим:
– в общей структуре издержек на логистику расходы
на содержание запасов составляют более 50 %, включая расходы на управленческий аппарат, а также потери от порчи или кражи товаров;
– большая часть оборотного капитала предприятий, как правило, отвлечена в запасы (от 10 до 50 % всех активов предприятий);
– в производстве расходы по содержанию запасов составляют до 25-30 % от общего объема издержек.
Сокращение запасов при использовании логистики обеспечивается за счет высокой степени согласованности действий участников логистических процессов, за счет повышения надежности поставок, за счет рациональности распределения запасов, а также по ряду других причин.
Следующая составляющая экономического эффекта от применения логистики образуется за счет сокращения времени прохождения товаров по логистической цепи. Сегодня в общих затратах времени, отводимых на складирование производственные операции и доставку, затраты времени на собственно производство составляют в среднем от 2 до 5 %.
Таким образом, свыше 95 % времени оборота приходится на логистические операции. Сокращение этой составляющей позволяет ускорить оборачиваемость капитала, соответственно увеличить прибыль, получаемую в единицу времени, снизить себестоимость продукции.
Экономический эффект от применения логистики возникает также от снижения транспортных расходов. Оптимизируются маршруты движения транспорта, согласуются графики, сокращаются холостые пробеги, улучшаются другие показатели использования транспорта.
Логистический подход, как уже отмечалось, предполагает высокую степень согласованности участников товародвижения в области технической оснащенности грузоперерабатывающих систем. Применение однотипных средств механизации, одинаковой тары, использование аналогичных технологических приемов грузопереработки во всех звеньях логистической цепи образуют следующую составляющую экономического эффекта от применения логистики — сокращение затрат ручного труда и соответствующих расходов на операции с грузом.
Логистический подход создает также условия для улучшения многих других показателей функционирования материалопроводящей системы, так как совершенствуется ее общая организация, повышается взаимная связь отдельных звеньев, улучшается управляемость.
Совокупный экономический эффект от использования логистики, как правило, превышает сумму эффектов от улучшения перечисленных показателей.
Это объясняется возникновением у логистически организованных систем так называемых интегративных свойств, т.е. качеств, которые присущи всей системе в целом, но не свойственны ни одному из элементов в отдельности.
Интегративные качества логистических систем представляют собой способность этих систем реализовывать конечную цель, которая получила название «шесть правил логистики»:
¨ ГРУЗ – нужный товар;
¨ КАЧЕСТВО – необходимого качества;
¨ КОЛИЧЕСТВО – в необходимом количестве;
¨ ВРЕМЯ – должен быть доставлен в нужное время;
¨ МЕСТО – в нужное место;
¨ ЗАТРАТЫ– с минимальными затратами.
Цель логистической деятельности считается достигнутой, если эти шесть условий выполнены, т.е. нужный товар необходимого качества в необходимом количестве доставлен в нужное время в нужное место с минимальными затратами.
Решая важные текущие задачи, логистика многое может сделать для совершенствования материальных и информационных потоков в перспективе (табл. 3.3).
Таблица 3.3 – Перспективные задачи логистики
В настоящее время | В перспективе |
1. Скорости материальных потоков | |
Изготовление по прогнозу | Изготовление по заказу |
ориентация на рынок продавца | Ориентация на рынок покупателя |
Маневренность за счет запасов | Маневренность за счет мощности |
Продолжение таблицы 3.3.
Составляющие времени движения материального потока: – установка и обработка – 13 % – транспортировка – 2 % – хранение – 85 % | Потенциал рационализации – около 60% |
2. Запасы | |
Крупные запасы | Малые запасы |
Ориентация на склад | Ориентация на поток и движение |
Наличие незапланированных запасов | Планируемые запасы, нормирование буферных запасов |
Производство без складов | |
Омертвление капитала при запасах в 34 %, из них: – неготовые изделия – 17 % – сырье, вспомогательные и эксплуатационные материалы, детали – 11 % – торговые товары – 6 % | |
3. Использование мощностей | |
Высокая загрузка мощностей – вынужденность поставок товаров крупными партиями – высокий уровень разделения труда – ориентация на имеющееся техническое оснащение | Оптимальная по уровню издержек загрузка мощностей – поставки мелкими партиями – гибкие системы, маневренность – ориентированная на продукт загрузка мощностей |
Контрольные вопросы
1. Почему понятие «логистика» шире, чем понятие «маркетинг»?
2. Назовите факторы, способствовавшие созданию возможностей и стимулов для развития логистики.
3. В чем заключается новизна логистики?
4. Назовите три концептуальных подхода к созданию логистических систем.
5. Объясните, почему необходимо достижение компромиссов между различными структурными подразделениями фирм.
6. Как можно использовать схему целевого «конфликта» в проблемах, которые вы решаете согласно своей должности?
7. Поясните сущность системы «точно в срок» на конкретном примере Вашего цеха, отдела.
8. В чем эффективность перспективных задач логистики?
Лекция 4.
ОСНОВЫ СКЛАДСКОЙ ЛОГИСТИКИ
План
4.1Задачи и цели складской логистики, её логистические активности
4.2 Схема логистического процесса на складе