Схемы установки подшипников
В большинстве случаев валы должны быть зафиксированы в опорах от осевых перемещений. По способности фиксировать осевое положение вала опоры разделяют на фиксирующие и плавающие. В фиксирующих опорах ограничивается осевое перемещение вала в обоих направлениях, в плавающих опорах осевое перемещение вала не ограничивается (рис. 2.9, схемы 1а и 16). Фиксирующая опора воспринимает радиальную и в любом направлении осевую нагрузки, а плавающая опора — только радиальную.
Применяют также схемы, в которых осевое фиксирование вала происходит в двух опорах (рис. 2.9, схемы 2а и 2б), причем в каждой из них осевое перемещение вала ограничивается только в одном направлении. Такие опоры воспринимают радиальную и в одном направлении осевую нагрузки.
Рис 2.9
В некоторых конструкциях применяют так называемые «Плавающие валы». Эти валы имеют возможность осевого перемещения в обоих направлениях и устанавливаются они на плавающих опорах.
В схемах 1а и 1б вал фиксируется в одной (левой на рисунке) опоре: в схеме 1а — одним радиальным подшипником (например, шариковым (рис. 2.8, а); в схеме 1б —двумя радиальными или радиально-упорными (рис. 2.8, г, д) подшипниками.
Схемы 1а и 1б применяют при любом расстоянии l между опорами вала. При этом схема 1б характеризуется большей жесткостью фиксирующей опоры.
Осевую фиксацию по схеме 1а широко применяют в коробках передач, редукторах и в других узлах для валов цилиндрических зубчатых передач, а также для приводных валов ленточных и цепных конвейеров.
Осевую фиксацию валов по схеме 1б применяют в цилиндрических, конических зубчатых и червячных передачах.
При выборе фиксирующей и плавающей опор учитывают следующие рекомендации.
Подшипники обеих опор должны быть нагружены по возможности равномерно, поэтому если опоры нагружены, кроме радиальной, еще и осевой силой, то в качестве плавающей выбирают опору, нагруженную большей радиальной силой.
При температурных колебаниях плавающий подшипник перемещается в осевом направлении на величину удлинения (укорочения) вала. Так как это перемещение может происходить под нагрузкой, поверхность отверстия корпуса изнашивается. Поэтому при действии на опоры вала только радиальных нагрузок, в качестве плавающей выбирают менее нагруженную опору.
Если выходной конец вала соединяется с другим валом муфтой, в качестве фиксирующей принимают опору вблизи этого конца вала.
В схемах 2а и 2б вал фиксируется в двух опорах, причем в каждой опоре в одном направлении. Эти схемы применяют с определенными ограничениями по расстоянию между опорами. И связано это с изменением зазоров в подшипниках вследствие нагрева при работе. При нагреве самих подшипников, зазоры в них уменьшаются; при нагреве вала длина его увеличивается. Из-за увеличения длины вала осевые зазоры в подшипниках схемы 2а, называемой схемой «враспор», еще больше уменьшаются. Чтобы не происходило защемления вала в опорах, предусматривают осевой зазор «а». Величина зазора должна быть несколько больше ожидаемой тепловой деформации подшипников и вала. Из опыта эксплуатации известно, что в узлах с радиальными шарикоподшипниками зазор ”а” находится в пределах 0,2... 0,5 мм. Схема установки подшипников «враспор» конструктивно наиболее проста. Ее широко применяют при относительно коротких валах.
В опорах схемы 2а могут быть применены и радиально-упорные подшипники. Так как эти подшипники более чувствительны к изменению осевых зазоров, то соотношение между величинами l и d для них является более жестким и не должно превосходить l /d=6…8. Меньшие значения отношения l /d относятся к роликовым, большие — к шариковым радиально - упорным подшипникам. Радиальные подшипники нечувствительны к большим осевым зазорам, поэтому отношение l /d может быть взято ≥ 10
При установке вала по схеме 2б называемой схемой «врастяжку», вероятность защемления подшипников вследствие температурных деформаций вала уменьшается, так как при увеличении длины вала осевой зазор в подшипниках, установленных по этой схеме, увеличивается. Расстояние между подшипниками может быть несколько больше, чем в схеме «враспор»: l /d=8…10. Меньшие значения относятся к роликовым, большие — к шариковым радиальным и радиально-упорным подшипникам. Более длинные валы устанавливать по схеме 2б не рекомендуется, так как вследствие температурных деформаций вала могут появиться большие осевые зазоры, недопустимые для радиально-упорных подшипников. Для радиальных подшипников отношение l /d может быть взято большим.
Примеры эскизных проектов
После определения диаметров ступеней валов, расстояний между деталями передачи, после выбора типа подшипников и схемы их установки приступают к вычерчиванию редуктора или коробки передач.
Эскизный проект выполняют в масштабе 1:1 на чертежной или миллиметровой бумаге. Для получения представления о конструкции, размерах деталей передачи и их относительном расположении достаточно двух проекций.
На рис. 2.10 приведен эскизный проект цилиндрического двухступенчатого редуктора, выполненного по развернутой схеме.
Рис. 2.10
Цилиндрические, конически-цилиндрические и конические редукторы обычно конструируют с разъемом корпуса по осям валов. Для этого последние располагают в одной плоскости. Такое исполнение создает большие удобства для сборки редукторов. Каждый из валов редуктора с опорами и со всеми сидящими на нем деталями можно собрать независимо от других валов и затем поставить в корпус. При необходимости осмотра или ремонта любой комплект вала может быть изъят из корпуса.
В небольших червячных редукторах разъем корпуса часто не делают. Вместо него в одной или в обеих стенках корпуса делают круглые окна, через которые вводят в корпус комплект вала с червячным колесом и подшипниками. В червячных редукторах больших размеров разъем корпуса делают по оси червячного колеса. Червяк чаще всего имеет небольшой внешний диаметр, что позволяет устанавливать его в корпус через отверстия для подшипников (см. рис. 2.6).