Методические указания по выполнению контрольной работы. Методические указания по изучению дисциплины

ТЕОРИЯ ТРАНСПОРТНЫХ ПРОЦЕССОВ И СИСТЕМ

Методические указания по изучению дисциплины

для студентов всех форм обучения

направления 23.03.01 – Технология транспортных процессов

(профили «Организация и безопасность движения», «Управление транспортными системами»)

Краснодар

2015

Составитель: д.т.н., профессор Е. А. Лебедев

Теория транспортных процессов и систем: методические указания по изучению дисциплины для студентов всех форм обучения направления 23.03.01– Технология транспортных процессов (профили «Организация и безопасность движения», «Управление транспортными системами») / Сост. Е. А. Лебедев; Кубан. гос. техн. ун-т, Кафедра Организации перевозок и дорожного движения, Краснодар 2015 г. –15с.

Методические указания предназначены для изучения дисциплины студентами, приведены темы и рекомендации, разработаны требования по структуре, объему и оформлению отчетных материалов, приведена литература.

Рецензенты: д-р техн. наук, профессор Е.А.Кравченко

зам.директора по транспорту МУ «По обеспечению деятельности органов местного самоуправления» МО г.Краснодар А.Ю.Чундышко

Содержание

Введение…………………………………………………………………..
1 Цели и задачи изучения дисциплины……………………………………
2 Тематический план по изучению дисциплины.………………………...
3 Методические указания по выполнению контрольной работы ……….
Список литературы………………………….……………………………
   

Введение

Дисциплина «Теория транспортных процессов и систем» является одной из ведущих специальных дисциплин в подготовке бакалавров по направлению подготовки бакалавриата 23.03.01- Технология транспортных процессов.

Цель преподавания дисциплины «Теория транспортных процессов и систем» – дать студентам основные теоретические и практические положения.

Цели и задачи дисциплины

Целью изучения данной дисциплины является приобретение знаний по методическим основам функционирования систем автотранспортного обслуживания, основным теоретическим положениям и определениям в транспортных системах и перевозочных процессах как основных элементов функционирования составных элементов системы.

Основными задачами дисциплины является овладение студентами навыками в формировании основ организации управления при осуществлении перевозочной деятельности. Получение необходимых знаний по специальной терминологии и нормативно - правовой базе при организации и осуществлении работы предприятий, с учетом их функционирования в условиях развития рынка транспортных услуг.

Студент, изучив дисциплину, должен знать практические, теоретические и методологические положения организации автомобильного и всех видов транспорта.

Дисциплина «Теория транспортных процессов и систем» является основной для изучения отдельных разделов специальных дисциплин направления подготовки бакалавриата 23.03.01 – Технология транспортных процессов, таких как организация, планирование предприятием, организация дорожного движения и других.

Тематический план дисциплины

Таблица 1

№ раздела дис-циплины Наименование раздела, подраздела и их содержание Лекции Практические занятия Лабораторные работы  
Транспорт и общество. *    
Основные понятия транспортной системы, транспортного комплекса. *    
Классификация систем. *    
Особенности транспортной сферы материального производства.   *    
Перевозочный процесс, его характеристика и показатели работы различных видов перевозок. * *  
Организации работы автотранспортных средств на маршруте. * *  
Измерители перевозочного процесса. * *  
Транспортный процесс перевозки грузов, его основные элементы и характеристики. * *  
Транспортный процесс перевозки пассажиров, виды перевозок. * *  
Провозные возможности транспортного комплекса. * *  
Оценка эффективности перевозочного процесса. * *  
Маршрутизация перевозок грузов и пассажиров. *    
Использование математических методов в организации и управлении автомобильными перевозками. *    
Функционирование транспорта в единой транспортной системе. *    
           

Методические указания по выполнению контрольной работы

Контрольная работа

«Разработка технологии и организации перевозки грузов с использованием графоаналитического метода»

Цель работы- закрепление теоретических знаний, полученных студентами при слушании курса лекций и в процессе самостоятельного изучения вопросов по изучаемой дисциплине, изложенных в литературных источниках.

Задачи- усвоение, умение и готовность студента на этапе обучения выполнять поставленные задачи при работе на производстве.

Сущность задачи №1:Автомобилями КамАЗ-5320 грузы перевозятся от поставщика А к поставщикам В1, В2, В3… Вi на соответствующее расстояние. При перевозке груза потребителю Вi затрачивается определенное время ti (час). Установлена продолжительность работы автомобилей на линии Тн в течение которой автомобили делают определенное количество ездок Хi от отправителя А к соответствующим получателям груза Вi, имея при этом фактические затраты времени Тi практически несовпадающие с установленной продолжительностью установленного нарядного времени Тi≠Тн, что приводит к «недоработкам» или «переработкам» автомобилей на линии.

Требуется организовать работу так, чтобы максимально использовать рабочее время водителей, не допуская его переработки и нарядное время автомобилей.

Решение задачи.

Необходимо учитывать, что графоаналитический метод может быть использован только в том случае, если задача содержит два, максимум три неизвестных. В последнем случае приходится пользоваться пространственной моделью системы координат.

Математическая модель данной задачи запишется в виде:

максимизировать функцию Z0

ti=1× Хi=1+ ti=2× Хi=2= Z0→max

при наличии ограничения ti=1× Хi=1+ ti=2× Хi=2≤Тн,

при этом Хi=1≥0, Хi=2≥0,

где: Хi=1- число ездок автомобиля до грузополучателя Вi=1;

Хi=2- число ездок автомобиля до грузополучателя Вi=2.

Решение может быть найдено графически, как показано на рисунке 1.

Методические указания по выполнению контрольной работы. Методические указания по изучению дисциплины - student2.ru

Рисунок 1 – Графоаналитический метод решения задачи

При: Хi=1=0, Хi=2= Х'2- что соответствует координатам точки А.

Хi=2=0, Хi=1= Х'1- что соответствует координатам точки В.

Соединив полученные точки А и В получим область допустимых решений Х1 и Х2.

Левые части модели и ограничения совпадают. Это значит, что все точки, лежащие на линии: ti=1× Х1+ ti=2× Х2н будут оптимальные.

Точки С1 и С2 и так далее, заключенные между прямой АВ и осями координат, имеющие координаты в виде целых чисел (количество ездок не может выражаться дробным числом), изображают все возможные варианты работы автомобилей. Точки, которые расположены ближе к прямой (С3) или расположены на ней (С1 и С2 ), дают наилучшие- оптимальные решения.

В рассматриваемом случае точки С1 с координатами Х1= 5 и Х2= 1 и точка С4 с координатами Х1=2, Х2= 3 ближе всех расположены к линии АВ.

В первом случае продолжительность работы водителя на линии составит:

t1× 5+ t2×1=Тфн ;

а во втором

t1× 2+ t2×3=Тфн ;

где: =Тфн –фактическая продолжительность работы автомобиля на линии при выбранном варианте.

При этом в случае:

Тфнн- имеет место недоиспользование баланса рабочего времени (недоработка);

Тфнн- имеет место превышение баланса рабочего времени (переработка);

Тфнн- случай достигаемый только теоретически.

Вариант исходных данных определяет преподаватель по таблице 1.

Таблица 1- Исходные данные

Вариант Расстояние от АТП до грузоотправителя (км) Скорость ТС (Vэ) Продолжительность времени в наряде (Тн) Расстояние от грузоотправителя до грузополучателя  
В1 В2 В3 В4 В5 В6
- -
8,5 - -
8,7 - - -
8,2 - - -
8,4 - -
8,6 - -
7,2 - -
7,5 - -
8,6 - -
8,4 - -
8,3 - - -
8,7 - -
9,0 - -
8,8 - -
8,5 - -
- -
8,5 - -
8,7 - -
8,2 - -
8,4 - -
8,6 - -
7,2 - -
7,5 - -
8,6 - -
8,4 - -

Сущность задачи №2:Определить потребное число поддонов для перевозки грузов пакетами, упакованными в потребительскую тару двух размеров - А и В. Количество грузов в таре типа А составляет 600 единиц и типа В - 300 единиц. Количество тары, загружаемой на поддон различными спо­собами, приведено в табл. 2.

Таблица 2 Количество тары, загружаемой на поддон различными способами

Тип тары Способы размещения тары на поддоне
А
В

Решение задачи.

Математическая модель задачи будет сформулирована следующим образом:

минимизировать Х1 + Х2 + Х3 + Х4 = Z0,

при наличии ограничений:

Методические указания по выполнению контрольной работы. Методические указания по изучению дисциплины - student2.ru

где: Xi - число поддонов, загруженных по i-способу размещения тары

Для решения задачи начертим прямоугольную систему координат АОВ (рис. 2) и каждому возможному способу размещения тары на под­доне поставим точку, координаты которой соответствуют числу соответ­ствующей тары, размещаемой на поддоне.

Методические указания по выполнению контрольной работы. Методические указания по изучению дисциплины - student2.ru

Рисунок 2 – Графоаналитический метод решения задачи

Буквой С с индексом обозначим номер способа размещения тары на поддоне. Множество всевозможных планов размещения тары на поддоне изображается совокупностью точек выпуклого многоугольника С1 С2 С4 С3. Например, точки на отрезке С1 С2 будут указывать своими координа­тами количество тары типа А и типа В, приходящейся на один под­дон в различных способах разме­щения их, сочетающих собой размещения по способу С1 и С2 (рис. 2). Из всех решений нас интересует выполнение условия комплектности, т. е. отношение числа тары А к числу тары В. В соответствии с заданием это соотношение равно 2 (600:300). Если из начала системы координат провести луч, координаты которого А= 2, В = 1, то оптимальным будет план размещения тары на поддоне, которому соответствует точка, одновременно принадлежащая многоугольнику и лучу, и имеющая наибольшие координаты, т. е. соответствующая плану наибольшего исполь­зования площади поддонов. Такой точкой будет Р, лежащая на отрезке С1 С3. Это указывает на то, что оптимальный план размещения тары на поддонах представляет собой комбинацию размещения тары по способу C1 и С3.

Обозначим через δ долю поддонов, загружаемых по способу C1, а остальную часть (l-δ) - по способу С3, долю одного и другого способа размещения поддонов найдем из условия комплектности

Методические указания по выполнению контрольной работы. Методические указания по изучению дисциплины - student2.ru

Методические указания по выполнению контрольной работы. Методические указания по изучению дисциплины - student2.ru

Минимальное число поддонов Z0 определится из уравнения

Методические указания по выполнению контрольной работы. Методические указания по изучению дисциплины - student2.ru

откуда Z0 =212. Таким образом, по способу C1 будет загружено 194 поддона и по способу С3 – 18

Вариант исходных данных определяется по двум последним цифрам шифра зачетной книжки по таблице 3 и 4.

Таблица 3 Количество груза в таре разного типа

Последняя цифра шифра Количество груза в таре, ед  
  Тип тары А Тип тары В
Продолжение таблицы 3

Таблица 4 Способы размещения тары на поддоне

предпоследняя цифра шифра Тип тары Способы размещения тары на поддоне
А
В
А
В
А
В
А
В
А
В
А
В
А
В
А
В
А
В
А
В

«Влияние эксплуатационных факторов на производительность работы автотранспортных средств при перевозке грузов»

Цель работы- получение навыков оценивать характер и степень влияния отдельных эксплуатационных показателей на конечные результаты работы автомобилей.

Теоретическая часть.Для определения путей и методов повышения производительности подвижного состава (ПС) необходимо знать характер и степень влияния отдельных эксплуатационных показателей на производительность работы автомобилей.

Показатели, которые можно использовать для характеристики эффективности использования подвижного состава, делятся на три группы:

- экстенсивные – обеспечивают повышение количества ПС на линии и продолжительность его работы (коэффициент выпуска, среднесуточная продолжительность пребывания автомобиля в наряде);

- интенсивные – способны повысить производительность ПС за счет совершенствования планирования и организации перевозочного процесса (средний суточный пробег, коэффициенты использования пробега и грузоподъемности, эксплуатационная и техническая скорости движения);

- обобщающие показатели – характеризуют эффективность использования ПС в целом (производительность в тонна-километрах на 1 т грузоподъемности ПС, часовая производительность и т.п.).

Анализ производительности, т/ч, парка АТС или группы автомобилей, работающих в одинаковых условиях, можно выполнить, используя формулу:

Uч =qн γυт β/ (lе.гт βtп-р),

С помощью этой формулы можно построить теоретические кривые влияния технико-эксплуатационных показателей на производительность ПС не может изменяться монотонно. Она получает скачкообразное приращение только тогда, когда ПС выполняет дополнительную ездку, и в транспортном цикле завершается доставка груза. Таким образом, прирост производительности будет наблюдаться только в тот момент, когда улучшение значения отдельного или совокупности эксплуатационных факторов позволит выполнить ПС еще одну ездку. До наступления этого момента изменение значений эксплуатационных факторов не приведет к изменению значения производительности.

Сущность задачи. Перевозки грузов выполняются автомобилями МАЗ-4370 (qф=4т) при следующих условиях: Тм= 7ч; υт= 40 км/ч; β=0,5; tп-р=0,8ч. Необходимо построить теоретическую и реальную зависимости часовой производительности в тоннах при изменении длины груженой ездки от 5 до 50 км.

Решение задачи.

Для построения теоретической зависимости выполним расчеты часовой производительности по формуле, изменяя значение lе.г:

Uч =qф γυт β/ (lе.гт βtп-р),

Для построения реальной зависимости в диапазоне изменения подсчитаем число оборотов и часовую производительность:

n0= (Тмυт/(2lе.г т tп-р)); Uч = n0qфм ,

Полученные зависимости представлены на рисунке 3.

Методические указания по выполнению контрольной работы. Методические указания по изучению дисциплины - student2.ru

Рисунок 3- Качественные зависимости технико-эксплуатационных показателей на производительность подвижного состава.

Варианты для решения задачи приведены в таблице 5 и задаются преподавателем.

 
  Методические указания по выполнению контрольной работы. Методические указания по изучению дисциплины - student2.ru

Рисунок 4- Зависимости часовой производительности от изменения длины груженой ездки Методические указания по выполнению контрольной работы. Методические указания по изучению дисциплины - student2.ru

Таблица 5- Исходные данные для выполнения практической работы №2

№ варианта Исходные данные
qф, тонн Тм, час υт, км/ч β tп-р, ч
0,5 0,6
6,5 0,5 0,6
0,5 0,8
7,5 0,5 0,8
0,5 0,8
8,5 0,7 1,0
0,7 1,0
0,7 1,0
0,5 1,0
0,5 1,2
0,5 1,2
8,5 0,5 1,5
0,5 1,5
6,5 0,7 1,5
0,7 1,5

Список литературы

1. Витвицкий Е.Е. Теория транспортных процессов и систем (Грузовые автомобильные перевозки) - Омск: СибАДИ, 2010.

2. Горев, А. Э. Основы теории транспортных систем: учеб. пособие / А. Э. Горев; СПбГАСУ. – СПб., 2010. – 214 с.

3. Транспортная логистика: организация перевозки грузов: Учебное пособие / А.М.Петрова, Ю.Н.Царегородцев, А.М.Афонин и др. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 368 с.

4.Зотов, Л.Л. Основы теории автотранспортных систем: учеб. пособие/ Л.Л. Зотов, А.А. Черняков, В.А. Янчеленко. – СПб.: Изд-во СЗТУ, 2008. – 175 с

5. Теория транспортных процессов и систем: учеб. пособие / Новосиб. гос. аграр. ун-т; сост.: В.Н. Бабин, М.В. Грунина, Р.Т. Бильданов. – Новосибирск, 2010. - 181 с.

6. Резер, С.М. Комплексное управление перевозочным процессом в транспортных узлах / C.М. Резер. – М.: Транспорт, 1982. – 159 с

7. Вельможин А.В., Гудков В.А., Миротин Л.Б., Куликов А.В. Грузовые автомобильные перевозки. Учебник для вузов. - М.: Горячая линия - Телеком, 2007 - 560с.

8. Грановский В.А., Лебедев Е.А. Городской транспортный комплекс: - учебн. псобие/Кубгту - Краснодар: изд - во КубГТУ, 2008 -193с.

9. Грановский В.А., Лебедев Е.А., Домбровский А.Н. Государственное регулирование и контроль автотранспортной деятельности : - учеб. пособие/КубГТУ - Краснодар: изд - во КубГТУ., 2006-193с.

7. Рябчинский А.И. Организация перевозочных услуг и безопасность транспортного процесса: учеб. для вузов по спец. "Автомобили и автомоб. хоз-во" и "Сервис транспорт. и технол. машин и оборуд. (Автомоб. транспорт)" напр. подгот. "Эксплуатация назем. транспорта и транспорт. оборуд." / А. И. Рябчинский, В. А. Гудков, Е. А. Кравченко. - М.: Академия, 2011. - 255 с.

8. Пугачев И.Н. Организация и безопасность дорожного движения: учеб. пособие для вузов по спец. "Орг. перевозок и упр. на транспорте (автомоб. транспорт) / И. Н. Пугачев, А. Э. Горев, Е. М. Олещенко. - М. Академия, 2009.

9. Беляев В.М. Основы менеджмента на транспорте: учеб.для вузов по спец. "Орг. перевозок и упр. на транспорте (автомоб. транспорт)" напр. "Орг. пперевозок и упр. на транспорте" / В. М. Беляев, Л. Б. Миротин, А. К. Покровский. - М. : Академия, 2010. - 315 с.

Наши рекомендации