И) Определение допустимой скорости на закруглении дороги.
Предельно допустимая скорость транспортного средства на повороте по сцеплению или опрокидыванию может быть определена соответственно по следующим формулам:
(17) | |||||
(18) | |||||
где | Rм | — | максимальный радиус поворота центра тяжести транспортного средства на данном закруглении дороги, м; | ||
j¢ | — | коэффициент сцепления шин при боковом скольжении; | |||
b | — | угол поперечного уклона дороги; | |||
hк | — | коэффициент, учитывающий влияние деформации рессор и шин на устойчивость транспортного средства при опрокидывании. Для легковых автомобилей hк = 0.85, для грузовых автомобилей с нагрузкой hк = 0.85, без нагрузки — hк = 0.9; | |||
B | — | колея транспортного средства, м; | |||
hg | — | высота центра тяжести транспортного средства, м. | |||
Знаки (+) в числителе и (—) в знаменателе обеих формул берутся в случае поворота транспортного средства в сторону поперечного уклона и, наоборот,— при повороте в противоположную сторону.
Если поворот происходит при отсутствии бокового уклона (tgb=0), предельная скорость транспортного средства по сцеплению или опрокидыванию определяется соответственно по следующим формулам:
(19) | ||
(20) |
Следует иметь в виду, что при определении допустимой скорости движения необходимо исходить из максимально возможного на данном закруглении дороги радиуса поворота центра тяжести транспортного средства, а не радиуса закругления дороги (см. стр. 43).
Пример. | В целях предотвращения наезда на внезапно вышедшего пешехода водитель автомобиля ГАЗ-21, двигаясь на закруглении дороги, затормозил. В результате возникшего заноса автомобиль выехал на обочину и опрокинулся. |
На разрешение эксперта поставлен вопрос — обеспечивала ли избранная водителем скорость безопасность движения на закруглении дороги при следующих исходных данных:
¾ проезжая часть — горизонтального профиля, мокрая, асфальтированная (коэффициент сцепления шин при боковом скольжении j¢ = 0,4);
¾ радиус закругления дороги по осевой линии — R = 55 м;
¾ ширина полосы движения для данного направления на закруглении дороги — Bд = 5 м;
¾ угол поворота дороги вправо — a = 23°, cos a/2 = 0,98;
¾ скорость автомобиля — Vа = 60 км/час;
¾ ширина автомобиля ГАЗ-21— Ba = 1,8 м.
Если исходить из условия, что автомобиль двигался по центру полосы движения для данного направления, т.е. с радиусом поворота по центру тяжести равным Rцт = 52,5 м, то предельная скорость по сцеплению равна:
На основании проведенного расчета можно сделать вывод, что водитель избрал скорость, не обеспечивающую безопасность движения: это и явилось причиной происшествия. Однако такое закругление дороги можно было преодолеть, двигаясь с максимальным радиусом поворота, значительно превышающим радиус закругления дороги. Величину его можно определить по формуле (5):
Тогда предельное по сцеплению значение скорости равно:
Следовательно, вывод о неправильном выборе водителем скорости движения на закруглении дороги был бы в данном случае необоснованным. Занос автомобиля мог быть результатом действий водителя, которые он вынужден был предпринять для предотвращения наезда.