Классы обслуживания и классы бронирования на воздушном транспорте
Существуют три класса обслуживания на воздушном транспорте: экономический, бизнес- и первый класс. Каждому классу обслуживания соответствуют классы бронирования, которые определяют уровень авиационного тарифа для данного класса бронирования. Таким образом, пассажиры, приобретая билет по разным тарифам в определенный класс обслуживания, получают одинаковый сервис в своем классе на борту, но имеют при этом разные права по авиа перелету. Класс бронирования совпадает с первой буквой в имени тарифа (fare basis) и применяется для обозначения количества мест по данному тарифу на конкретном рейсе. Обозначения для классов бронирования по нормальным тарифам:
F – первый класс;
C – бизнес класс;
Y – экономический класс.
Основные параметры (составляющие) нормального тарифа:
– минимальное пребывание – нет ограничений;
– максимальный срок пребывания –1год;
–неявка пассажира на рейс (no show) до и после вылета (на обратном пути) не облагается штрафом;
– аннуляция перелета (возврат стоимости) и изменение даты вылета происходит без штрафов;
– возможна открытая дата возвращения, т.е. пассажир
Основные параметры (составляющие) специального авиационного тарифа:
– min stay,– Sunday Return Rule или ограниченное количество дней (2 или 3 дня);
– max stay, – 1,2,3,6 месяцев;
– refund (возврат денежных средств за полный или частичный отказ от перелета), – как правило, не возможен или производится частично, т.е. со штрафом, однако обязателен возврат налогов аэропортов в случае полного отказа от перелета;
– rebooking (перебронирование, внесение изменений) – либо невозможно, либо возможно частично, как правило за дополнительную плату;
– upgrade – не всегда возможен;
– open date – как правило не разрешается;
– no show – в случае опоздания или неявки на рейс билет не переоформляется и возврату не подлежит.
Оформление авиаперевозки состоит из следующих этапов:
1) получение информации;
2) бронирование;
3) выписка авиабилета или оформление электронного авиабилета.
Оформление авиаперевозки возможно в офисе авиакомпании, в специализированном авиа агентстве или на сайте авиакомпании.
Бронирование и выписка авиабилетов осуществляется по правилам авиационного тарифа. Если билет забронирован, то пока он не оплачен и не оформлен, может измениться все: тариф, налоги аэропортов, время вылета и прилета (расписание), тип самолета. Если билет выписан и оплачен, также могут измениться тип или компоновка самолета, расписание, однако стоимость перелета измениться не может, поскольку оформленный авиабилет – это договор, по которому авиакомпания обязуется доставить пассажира в пункт назначения.
Формы взаимодействия туроператора и авиакомпании:
1) организация чартерных рейсов;
2) приобретение мягких или жестких блоков на регулярных рейсах авиакомпаний;
3) приобретение авиабилетов на регулярные рейсы для индивидуальных клиентов;
4) продажа авиабилетов на регулярные и чартерные рейсы, организация отдела по продаже авиабилетов;
5) продажа эксклюзивной перевозки: заказывается тип воздушного судна, его компоновка, маршрут и др.
Жесткий блок – это договор на продажу (заполнение) определенного количества кресел либо на период договора (1 или 2 месяца, сезон) либо понедельно, помесячно и др. При этом оплата производится либо полностью единовременно, либо по утвержденному графику. Никакие изменения ни в количестве кресел, ни в стоимости невозможны.
Мягкий блок – по условиям договора можно отказаться от определенного количества мест без штрафа или со штрафом, возможно варьирование сроков оплаты. Цена кресла в мягком блоке будет выше цены в жесткой договоренности.
Одним из существенных недостатков воздушного транспорта является необходимость нередко путешествовать с пересадкой. Путешествие с пересадкой в авиационном транспорте называется трансфером, если в аэропорту пересадки пассажир продолжает путешествие бортом авиакомпании, которой он вылетел из аэропорта пункта отправления в аэропорт пересадки. Если происходит смена авиакомпании, такое путешествие называется транзитом. Типы транзитов:
Domestic-International, например, Петербург-Москва-Париж;
Domestic-Domestic, например, Петербург-Москва-Новосибирск;
International- International, например, Москва- Париж-Вашингтон;
International- Domestic, например, Москва- Лондон-Манчестер.
Минимальное стыковочное время – минимальное время, которое необходимо для пересадки в аэропорту трансфера или транзита. Это время зависит от типа трансфера или транзита, от того приходится ли пассажиру переходить в другой терминал, или нет, а иногда вылет стыковочного рейса происходит из другого аэропорта.
При выполнении трансфера пассажир не пересекает границу государства, на территории которого находится аэропорт пересадки, а находится в транзитной зоне, которая фактически является воздушным мостом между государствами, в этом случае стыковочное время минимально. Информация о том, какое минимальное стыковочное время необходимо при пересадке в любом аэропорту мира находится в системах глобального бронирования и доступна авиакомпаниям, уполномоченным агентам авиакомпаний.
Типы самолетов, используемые на воздушном транспорте различаются по типу фюзеляжа: широкофюзеляжный (2 прохода, 3 ряда кресел) и узкофюзеляжный (1 проход, 2 ряда кресел); по типу двигателя (винтовой, турбовинтовой, реактивный).
Типы маршрутов на авиационном транспорте:
OW – Oneway (в одну сторону), Москва-Париж;
RT – Roundtrip (туда-обратно), Москва-Париж-Москва;
CT – Circletrip, Москва-Париж-Вена-Москва;
SOJ – Single Open Jaw, Москва-Париж- наземный сегмент- Вена-Москва;
DOJ – Double Open Jaw, Москва-Париж- наземный сегмент- Вена-Санкт-Петербург.
Round The World Trips – Сингапур-Лос-Анжелес-Вашингтон-Париж-Берлин-Сингапур.