Система помощи особенным детям в России. Классы компенсирующего обучения. Специальные (коррекционные) классы для обучающихся с отклонениями в развитии

Законом РФ «Об образовании» предусмотрено внедрение в практику работы общеобразовательных учреждений комплекса мер, направленных на дифференциацию обучения. Особую социальную и педагогическую значимость приобретает внедрение в образовательный процесс форм активной педагогической помощи детям группы риска и детям с отклонениями в развитии.

Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. (№ 196), в общеобразовательных учреждениях РФ предусмотрено открытие классов компенсирующего обучения и специальных (коррекционных) классов для обучающихся с отклонениями в развитии. Функционирование в общеобразовательных учреждениях классов иных наименований Типовым положением не предусмотрено (Письмо МО РФ от 30 мая 2003 г. № 27/2887-6 «О единых требованиях к наименованию и организации деятельности классов компенсирующего обучения и классов для детей с ЗПР»). Обозначенные в Письме МО РФ формы отражают два разных подхода к обучению детей, испытывающих трудности в традиционных условиях общеобразовательной школы – компенсирующее обучение (КО) и коррекционно-развивающее обучение (КРО).

Компенсирующее обучение. Приоритетными функциями компенсирующего обучения являются: охрана и укрепление средствами организованных педагогических влияний физического и нервно-психического здоровья детей риска, коррекция отклонений, имеющихся в их развитии, компенсация недостатков дошкольного развития, семейного воспитания, активизация личностного потенциала как главной опоры в коррекционной работе, обеспечения полноценного образования в соответствии с государственными стандартами и в нормативные сроки. Наряду с перечисленными функциями КО выполняет также диагностическую функцию.

Цель организации классов компенсирующего обучения – создание для детей, испытывающих затруднения в освоении общеобразовательных программ, адекватных их особенностям условий воспитания и обучения, позволяющих предупредить дезадаптацию в условиях образовательного учреждения. Деятельность классов КО регламентируется Положением о классе (классах) компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденным Приказом Минобразования России от 8 сентября 1992 г. (№ 333).

Показания к отбору детей в указанные классы определены Рекомендациями по отбору детей в классы компенсирующего обучения. Основным показателем отбора детей в классы КО является недостаточная степень готовности к обучению в образовательных учреждениях, выражающаяся в низком уровне сформированности психологических и психофизических предпосылок образовательной деятельности, в основе которых определяются, прежде всего, признаки социально-педагогической запущенности, а также слабо выраженные симптомы органической недостаточности или соматической ослабленности.

Компенсирующие классы создаются, как правило, для обучающихся на ступени начального общего образования. При получении основного общего образования классы КО могут сохраняться или создаваться вновь. Среднее (полное) общее образование учащиеся классов компенсации получают на общих основаниях. Наполняемость классов КО составляет 9–12 человек. Обучающиеся, освоившие программы общеобразовательных предметов в компенсирующих классах, по решению психолого-педагогического консилиума переводятся в обычный класс общеобразовательного учреждения. При отсутствии положительной динамики развития в условиях КО обучающиеся в установленном порядке направляются на ПМПК для решения вопроса о формах их дальнейшего обучения.

Коррекционно-развивающее обучение. Реализация системы КРО предполагает решение следующих задач (извлечения из Концепции коррекционно-развивающего обучения в образовательных учреждениях г. Москвы [33]):

– комплексность в подходах к предупреждению и преодолению стойкой неуспеваемости детей, школьной и социально-трудовой адаптации их в обществе путем организации взаимодействия дошкольных, школьных учреждений общего и специального (коррекционного) типов, а также параллельных служб, обеспечивающих диагностирование и консультирование детей дошкольного и школьного возраста, их родителей, педагогов, врачей;

– профилактика школьной дезадаптации путем организации ранней диагностики, а затем коррекции ЗПР у детей дошкольного возраста в коррекционно-развивающих группах детских дошкольных учреждений;

– обеспечение преемственности дошкольного и школьного обучения;

– преодоление стойкой неуспеваемости и школьной дезадаптации у детей младшего школьного возраста путем организации в образовательных учреждениях классов для детей с трудностями в обучении и школьной адаптации;

– непрерывность реабилитационного периода, сохранение при необходимости указанных классов и на второй ступени обучения, а также открытие их не позднее 5 класса, предоставление возможности учащимся свободно переходить в обычные классы при достижении положительных результатов в развитии и школьной адаптации;

– внедрение в практику обучения модели индивидуализированной коррекции недостатков развития учащихся (в единстве с их диагностированием) через индивидуальные и групповые (не более 3-х человек) занятия с психологом, логопедом, учителем;

– создание условий для участия детей с трудностями в обучении и поведении во внеурочной развивающей деятельности, предоставление им льготных условий для развития личности в различных формах дополнительного образования;

– интеграция детей в общество путем усиления трудовой и профессиональной направленности на второй ступени обучения, создание общеобразовательных школ (классов) с углубленной трудовой и профессиональной подготовкой, продолжение обучения в вечерних (сменных) образовательных учреждениях;

– обеспечение сотрудничества в системе «педагог – ребенок с трудностями в обучении – семья», направленного на формирование адекватной позиции родителей по отношению к своим детям и их недостаткам;

– подготовка специалистов (учителей, психологов, логопедов) для работы с детьми, имеющими трудности в обучении и школьной адаптации, повышение квалификации и переподготовка учителей по освоению ими новых технологий, специфики коррекционно-развивающего обучения в 5–9 классах.

Эта форма дифференциации возможна при обычной традиционной организации учебно-воспитательного процесса, но более эффективна при создании специальных классов КРО. Цель организации специальных (коррекционных) классов для обучающихся с отклонениями в развитии – создание для таких детей адекватных их особенностям условий воспитания и обучения, позволяющих предупредить дезадаптацию в условиях образовательного учреждения.

При организации работы специальных (коррекционных) классов образовательное учреждение должно руководствоваться Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, в редакции Постановлений Правительства РФ от 12 марта 1997 г. (№ 288), 10 марта 2000 г. (№ 212). В указанном Типовом положении перечисляются категории детей, для которых могут создаваться специальные (коррекционные) учреждения и, соответственно, специальные (коррекционные) классы общеобразовательных учреждений.

Наименование этих классов должно соответствовать п.30 Типового положения об общеобразовательном учреждении. При этом в наименовании класса может указываться его вид в зависимости от отклонений в развитии обучающихся, воспитанников, обозначаемый следующим образом: I вид – для глухих; II вид – для слабослышащих; III вид – для слепых; IV вид – для слабовидящих; V вид – для детей с тяжелыми нарушениями речи; VI вид – для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата; VII вид – для детей с ЗПР; VIII вид – для умственно отсталых. При организации деятельности этих классов целесообразно использовать инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 4 сентября 1997 г. (№ 48) «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I–VIII видов» и Приказ Минобразования России от 10 апреля 2002 г. (№ 29/2065-п) «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

Наиболее часто в общеобразовательных учреждениях открываются классы для обучающихся с ЗПР, в которых обучаются более 195 тысяч детей. Именно эта категория детей будет интересовать нас в дальнейшем. При организации работы специальных (коррекционных) классов VII вида можно использовать пакет документов об обучении в общеобразовательном учреждении детей с ЗПР, разработанный Московским департаментом образования, одобренный III Всероссийской конференцией «Компенсирующее и коррекционно-развивающее обучение: опыт, проблемы, пути решения», и доведенный до сведения органов управления образованием субъектов РФ информационным письмом Минобразования России от 28 июня 2000 г. (№ 27/1012-6), и письмо Министерства Просвещения РСФСР № 10-136-6 от 3 июня 1988 г. «О специальных классах выравнивания для детей с ЗПР» в части, не противоречащей действующим Типовым положениям об общеобразовательном и специальном (коррекционном) образовательным учреждениях, инструктивному письму Министерства общего и профессионального образования РФ от 4 сентября 1997 г. «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I–VIII видов» и Приказу Минобразования России от 10 апреля 2002 г. (№ 29/2065-п) «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

Показания к отбору детей в рассматриваемые классы определены Рекомендациями по отбору детей в классы коррекционно-развивающего обучения. Основным медицинским показанием к отбору детей в классы КРО является диагноз ЗПР. Приему в указанные классы подлежат дети с нарушениями работоспособности, учебной деятельности, а также педагогически запущенные дети.

Наполняемость классов КРО 9–12 человек. Зачисление в классы производится только с согласия родителей (лиц, их заменяющих) на основании их заявления. Классы КРО открываются преимущественно на ступени начального общего образования в начале первого или второго года обучения и функционируют до 9 класса включительно. На ступени основного общего образования классы КРО могут быть открыты в дневных школах не позднее 5–6, а в вечерних – 7 классов. Обучение в коррекционно-развивающих классах первой ступени продолжается 3–5 лет, в зависимости от потенциальных возможностей развития и успешного обучения ребенка. Продолжение сроков обучения возможно только по заключению ПМПК или МПК индивидуально на каждого обучающегося. При положительной динамике развития и успешном освоении учебной программы по решению ПМПК обучающиеся коррекционно-развивающихся классов могут быть переведены в обычные классы с согласия родителей или лиц, их заменяющих.

Системы КО и КРО строятся на принципах: нормативности образования и открытости образовательных перспектив для детей риска, педагогической организации жизнедеятельности ребенка, принцип равноправного партнерства с семьей, личностно ориентированного подхода в воспитании ребенка риска, приоритетного внимания к отношениям ребенка в ситуации учения, победности учения в условиях преодоления посильных трудностей, педагогического оптимизма, интегративного характера образовательного процесса для детей риска (Г.Ф. Кумарина); гуманизации, развивающего обучения, единства диагностики и коррекции, индивидуализации обучения (С.Г. Шевченко) и др.

Принцип нормативности образования и открытости образовательных перспектив для детей риска подчеркивает обязательность обеспечения для детей риска в образовательном процессе позиции «на равных» со сверстниками, не допускает снижения по отношению к ним образовательной планки, обусловленной стандартами образования, предполагает возможность свободного перехода на иные образовательные уровни в рамках основного общего образования, равных со сверстниками перспектив в получении профессионального, среднего и высшего специального образования в соответствии со способностями.

Принцип педагогической организации жизнедеятельности ребенка обращает внимание на важность конструктивного выстраивания с учетом типических особенностей детей риска, условий их жизни в ситуации школьного обучения (санитарно-гигиенических, психогигиенических, дидактических) как решающих факторов влияния на развитие и здоровье, коррекцию имеющихся неблагополучий.

Принцип равноправного партнерства с семьей подчеркивает важность позиции непосредственной, личностной причастности к проблемам ребенка со стороны школы и педагогов и активной заинтересованности в их разрешении, равной с родителями ответственности за судьбу растущего человека; акцентирует внимание на необходимости культивирования равноправных отношений с семьей в воспитательной деятельности; предполагает активное включение родителей в коррекционную работу.

Принцип личностно ориентированного подхода в воспитании ребенка риска утверждает признание уникальности, неповторимости, самоценности каждого ребенка; диктует необходимость прогнозирования индивидуальной траектории развития школьника с опорой на его сильные стороны, природные склонности, способности и дарования; подчеркивает важность специальной педагогической работы по выявлению способностей каждого и созданию условий для реализации этих способностей в условиях школьного обучения.

Принцип приоритетного внимания к отношениям ребенка в ситуации учения подчеркивает необходимость специального педагогического внимания к отношениям, которые складываются у ребенка на основе учебной деятельности в школе и дома; предполагает необходимость тонкого и грамотного педагогического влияния на складывающиеся отношения, регулирование и специальное конструирование их с позиций утверждения достоинства личности, удовлетворение ее социальных потребностей в признании и уважении, воспитании социально-нравственных норм поведения в системах ответственной зависимости.

Принцип победности учения в условиях преодоления посильных трудностей диктует необходимость индивидуализации и дифференциации педагогических методов, приемов и средств с целью учета индивидуального темпа, характера усвоения учебного материала, ведущего типа восприятия учебной информации, обеспечения чувства психологической комфортности в ситуации учения, уверенности в своих силах и радости от достигаемых результатов с одновременным упражнением в преодолении посильных трудностей, культивированием волевых усилий.

Принцип педагогического оптимизма подчеркивает важность высокого уровня ожиданий по отношению к ребенку, веры в его силы и возможности; акцентирует решающую роль благоприятных педагогических условий для стимулирования и активизации внутренних компенсаторных механизмов психической деятельности, гармонизации развития.

Принцип интегративного характера образовательного процесса для детей риска – соединение охранно-оздоровительных, диагностических, коррекционно-развивающих и учебных стратегий как ведущее требование к построению образовательного процесса.

Одним из основных направлений, определяющих построение учебного процесса в классах КО и КРО, является его индивидуализация. Конкретными методическими путями реализации этого принципа являются: планирование и построение учебной работы с учетом реального уровня развития, индивидуальных и индивидуально-типологических особенностей детей рассматриваемой категории; включение в процесс обучения в качестве обязательного его компонента различных форм фронтальной и индивидуальной помощи учащимся; оценка процесса и результатов учебной деятельности школьников по критерию относительной успешности.

Ведущие педагоги, методисты, психологи (Н.А. Никашина, Т.В. Егорова, Г.М. Капустина и др.) подчеркивают, что характерной особенностью коррекционно-развивающего образовательного процесса должно быть не столько приспособление к слабым сторонам психики детей, сколько принцип активного воздействия на их умственное развитие в целях максимального использования потенциальных возможностей каждого.

В системах коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения основной целью коррекционно-развивающей работы с особенными детьми является развитие общих способностей их к учению (С.Г. Шевченко). На начальных этапах содержание и методика обучения подстраиваются под индивидуальные типологические особенности детей. Когда успешность обучения помогает школьникам избавиться от сложившихся представлений о собственной посредственности, неспособности и даже неполноценности, усложняют содержание обучения и ускоряют темп преподавания учебного материала. Таким образом, не столько обучение приспосабливают к индивидуальным особенностям ученика, сколько он сам подстраивается под постепенно убыстряющийся и усложняющийся процесс обучения.

Вышеперечисленные психолого-педагогические принципы обучения в классах компенсации и коррекционно-развивающего обучения предполагают:

– введение в содержание обучения разделов, предусматривающих восполнение пробелов предшествующего развития;

– использование методов и приемов обучения с ориентацией на «зону ближайшего развития ребенка», создание оптимальных условий для реализации его потенциальных возможностей;

– коррекционную направленность учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего решение задач общего развития, воспитания и коррекции познавательной деятельности ребенка, опираясь на положительные сохранные качества личности.

Нормативные документы, регламентирующие процесс создания и функционирования классов компенсирующего обучения и специальных школ (классов) VII вида, приведены в [11; 23; 33].

В настоящее время во всех регионах России система педагогической помощи детям с трудностями в усвоении учебных программ и отклонениями в поведении организована преимущественно в форме коррекционно-развивающего обучения. Поэтому предметом нашего дальнейшего изучения будут учащиеся классов КРО общеобразовательных школ (а также учащиеся коррекционных школ VII вида). Для обозначения указанной категории учащихся в числе равноправных будут использоваться термины: «учащиеся с недостаточной предметной (математической) подготовкой», «дети с особыми образовательными потребностями», «учащиеся классов КРО», «особенные учащиеся», «дети с трудностями в усвоении учебных программ» и т.п.

Наши рекомендации