Классы и классовые отношения. Классы - это большие группы людей, различающие- ся по их месту в исторически определенной системе об- щественного производства

Классы - это большие группы людей, различающие-
ся по их месту в исторически определенной системе об-
щественного производства. Исходное и главное в диалек-
тико-материалистическом понимании классов состоит в
том, что каждый класс рассматривается в связи с опреде-
ленным способом производства, и первым классообра-
зующим признаком выступает отношение к средствам
производства. Так, капиталист является капиталистом по-
тому, что он собственник основных средств производства,
а пролетарий есть пролетарий, поскольку он лишен
средств производства и вынужден продавать свою рабо-
чую силу. Именно этим обусловлены другие классообра-
зующие признаки - роль в общественной организации
труда, способ и размеры получаемого общественного до-
хода. Из различного положения таких групп людей в сис-
теме производства, обмена и распределения возникает
возможность одной из них присваивать труд другой.

Отсюда становится очевидным и то, почему классы
и их отношения - важнейшие составные социальной
структуры. Прежде всего это объясняется тем, что ни од-
на из социально-исторических общностей людей столь
непосредственно и полно не связана с материальным
производством, как классы, прежде всего основные клас-
сы общества. Кто является главной производительной си-
лой антагонистических формаций? Рабы, крестьянство,
рабочий класс. Также носителями (субъектами) господ-
ствующих типов производственных отношений выступают
рабовладельцы, феодалы, буржуазия.

Существуют и другие подходы к выделению боль-
ших социальных групп. Так, достаточно известна теория
социальной стратификации и социальной мобильности. В
соответствии с нею общество разделяется на страты
(слои), между которыми наблюдаются передвижения ин-
дивидов: вверх или вниз в системе социальных позиций

(вертикальная мобильность) и на одном и том же уровне
(горизонтальная мобильность). Дифференциация людей
по стратам проводится по многим, часто второстепенным
признакам (занятость, доходы, бытовые условия, образо-
вание, религиозные убеждения, стиль поведения и др.)· К
примеру, в стратификации по размеру доходов распреде-
лительный принцип рассматривается как единственная
доминанта. В соответствии с этим критерием общество
делится на верхний, средний и низший классы. В тех об-
ществах, где имеет место тотальное огосударствление
средств производства и продуктов труда, деформирован-
ная социальная структура включает не столько классы в
их прямом смысле, сколько "номенклатурную" касту -
корпорацию и сословия (слои) - производителей и рас-
пределителей.

Что же правомерно считать непосредственной и
главной причиной происхождения классов? История со-
циально-философской мысли показывает, что истину
нельзя получить, если искать ответ во вмешательстве
сверхъестественной (божественной) силы или в насилии;
в самой природе и характере человека. С позиций мате-
риалистического понимания истории ответ на этот вопрос
сводится к следующему. Частная собственность на средст-
ва производства обусловила раскол общества на антагони-
стические классы. В свою очередь этому предшествовало
развитие производительных сил и разделение труда, что
привело к росту производительности труда и появлению
прибавочного продукта, присвоение которого порождало
имущественное неравенство членов общины, эксплуата-
цию человека человеком.

Антагонизм коренных интересов эксплуататоров и
эксплуатируемых с неизбежностью ведет к классовой
борьбе, которая проявляется и в виде прямых столкнове-
ний классов, и в завуалированной форме, прикрываясь
сословными различиями, облачаясь в религиозные и иные
одеяния. Марксизм рассматривает классовую борьбу как
движущую силу развития антагонистических формаций.
Почему? Какие аргументы приводятся в подтверждение
данному тезису?

Во-первых, только в ходе классовой борьбы совер-
шается революционный переход от отжившего общест-
венного строя к новому, более прогрессивному типу про-

изводственных отношений. Ни один эксплуататорский
класс никогда добровольно и по своей инициативе не от-
казывался от того экономического и политического строя,
который обусловливает его господствующее положение в
обществе.

Во-вторых, даже в рамках одного и того же строя
классовая борьба трудящихся нередко вынуждает эксплуа-
таторов ради получения высоких прибылей идти на при-
менение новой техники и технологии, совершенствование
отдельных звеньев производственных отношений. Это
приводит в конечном счете к росту общественной произ-
водительности труда. Так, социальный протест крепостных
крестьян заставил феодалов пойти на замену барщины
натуральным, а затем денежным оброком.

В-третьих, выражая определенные стороны диалек-
тики производительных сил и производственных отноше-
ний, борьба основных классов антагонистических обществ
оказывает воздействие на развитие самого человека, обу-
словливает эволюцию форм зависимости индивидов и
общностей, расширяет исторический простор для их бо-
лее свободного действия.

Неправомерно отрицать значимость классовой
борьбы (на это указывали многие мыслители еще до
возникновения марксизма), но нельзя абсолютизиро-
вать ее роль. Тем более неправомерно рассматривать ее
в качестве единственной движущей силы развития. Ведь
основу общества на каждой ступени его истории состав-
ляет функционирование материального производства. И
чтобы в процессе труда получить общественно необходи-
мый продукт, требуется хотя бы определенный минимум
сотрудничества, партнерства между субъектами матери-
ально-преобразующей, экономической деятельности. Ес-
ли же в их отношениях возобладает борьба и борьба,
то не только эффективное функционирование, но и само
существование общественного производства станет не-
возможным.

В современном мире сохраняются классы и клас-
совое противостояние. Однако нельзя не видеть, что
классовые антагонизмы модифицируются, и в разреше-
нии их все чаще применяются цивилизованные средст-
ва действия. Некоторые исследователи приводят по по-
воду этих изменений примерно следующие пояснения.

Первое - острота классовых противоречий притупляет-
ся по мере роста жизненного уровня трудящихся. Вто-
рое - в экономике бывших социалистических стран при
более низком уровне жизни также усматривалось наличие
эксплуатации в виде бесконтрольного присвоения приба-
вочного труда государством, бюрократией и подпольным
бизнесом. Третье - современный работник капиталистиче-
ской фирмы выполняет высококвалифицированную работу,
обладает акциями и не чувствует себя отчужденным.

Не все в приведенных рассуждениях представляется
бесспорным. К тому же анализ реальной ситуации в стра-
нах западного мира и в постсоветских государствах поро-
ждает вопросы, требующие ответа. Вот некоторые из них.
Не ограничивается ли распространение высокого качества
и уровня жизни только кругом работников высших ква-
лификаций? Чем объяснить появление новых форм экс-
плуатации населения бывших колониальных и зависимых
стран со стороны США, Западной Европы и Японии?
Почему продолжает возрастать имущественное неравенст-
во между низшими и верхними слоями?

Поэтому необходимо отметить, что далеко не одно
и то же - наметившиеся тенденции в классовых отноше-
ниях и нынешняя реальность, тем более реальность всех
стран мира.

Первичные ячейки общества

В социальную структуру общества объективно
включена семья как первичная ячейка общества. Будучи
одной из исторических форм общности людей, семья
имеет свои особенности, и самая важная из них состоит
во взаимопереплетении в этой социальной ячейке есте-
ственных и социальных функций, причем последние яв-
ляются преобладающими. К тому же и сама природная
потребность людей в продолжении рода не просто
унаследована человечеством от животных предков, а
качественно преобразована социально-экономическими
условиями и духовным опытом человека.

Социальная сущность семьи непосредственно
проявляется в ее основных функциях. Это регулирова-
ние отношений между полами, воспроизводство и вос-
питание потомства (можно сказать, его первоначальная

социализация), ведение домашнего хозяйства и в опре-
деленной степени бытовое обслуживание членов семьи.
Возникнув в условиях первобытного строя, семья про-
шла долгую историю в русле многообразных и проти-
воречивых проявлений полигамии (многобрачия) и мо-
ногамии (единобрачия), которые представляли собой
продукт общественной системы. При всем многообра-
зии форм и проявлений семья представляет собой ма-
лую социальную группу, члены которой соединены бра-
ком (отношения между мужчиной и женщиной с их
правами и обязанностями) или кровным родством,
общностью быта и взаимной моральной ответственно-
стью.

Нации, классы, социальные группы и слои прини-
мают участие в политической жизни общества.

Наши рекомендации