Организация транспортных перевозок
Решение проблемы осуществляется путем разработки модели осуществления перевозок при заданных грузопотоках и поиск соответствующих решений для гипотетического предприятия, осваивающего эти перевозки.
Транспортное предприятие, осуществляющее перевозки, сталкивается с рядом трудностей и проблем, требующих оптимального решения. Крупнейшей (либо значительной) по стоимости частью основных фондов автотранспортного предприятия является подвижной состав, отличающийся рядом характеристик (цена, грузоподъемность, расход топлива и т.д.), и используемый для специфических грузов. В конечном итоге выбор того или иного типа подвижного состава для осуществления перевозок определит затраты не только на его приобретение, но и эксплуатацию, а следовательно это отразится и на прибыли и рентабельности предприятия. Поэтому любое транспортное предприятие должно с ответственностью и максимальным вниманием подойти к проблеме выбора подвижного состава. Не менее важна для предприятия и оптимальность организации кадрового состава, организация маршрутов (уменьшение холостого пробега) и др. Эти и некоторые другие организационные вопросы изложены в настоящем проекте.
· Характеристика заданных грузопотоков
Транспортная характеристика грузов важна при выборе оптимальных способов доставки, а также разработке технологических процессов обработке грузов на складе и в пути следования. Без знаний специфики и особенностей того или иного груза организовать качественную и надёжную перевозку практически невозможно. Характеристики грузов, связанные непосредственно с транспортировкой, включают в себя целый ряд особенностей. Это и режим хранения, габаритные размеры груза, и способ упаковки. Кроме того сюда можно отнести : физико-химические свойства груза, восприимчивость к атмосферным явлениям, влияния на окружающую среду, степень опасности перевозимого груза и многое другое. Все эти характеристики должны быть детально проанализированы для обеспечения быстрой и безопасной грузоперевозки. Часто во время транспортировки в силу различных внешних факторов (климатических, механических и т.п.) происходят количественные и качественные изменения что может существенным образом отразиться на безопасности и надежности перевозки . Традиционно по своим транспортным характеристикам все грузы подразделяются на отдельные группы : стандартные , негабаритные , режимные , опасные , навалочные , и другие. Характеристики груза при транспортировке определяют его специфику, способы и условия перевозки.
· Выбор и обоснование подвижного состава
Одним из наиболее крупных резервов увеличения эффективности транспортного средства, является применение каждым транспортным предприятием таких объектов, которые для данного вида перевозок и условий эксплуатации были бы наиболее эффективными.
Правильный выбор подвижного состава является принципиально важным элементом и его обоснование должно быть подробно изложено в пояснительной записки. При выборе типа подвижного состава не обходимо учитывать условия эксплуатации. Выбор подвижного состава начинается с выбора типа бортовой платформы, специализированный), наиболее предпочтительного при перевозки данного вида груза.
Далее выбирается грузоподъемность и соответствующая марка подвижного состава. Решающее значение при этом имеют: величина объёма перевозок, расстояние перевозки, дорожные условия. Так, чем больше объём перевозок, тем больше должна быть грузоподъемность подвижного состава.
Для каждого груза, принимая во внимание его характерные особенности, выбираем тару и упаковку. Тара должна соответствовать роду и свойствам груза, условиям перевозки, иметь габаритные размеры, кратные размерам поддонов, контейнеров, кузовов. Основные размеры, прочность и другие требования к таре утверждены Государственным стандартом ГОСТ 17527-86.
· Составление маршрутов перевозок грузов
Маршрутизация перевозок грузов - метод организации вагонопотоков, при котором в пунктах погрузки (в том числе на подъездных путях предприятий) из вагонов формируют поезда, проходящие не более одной попутной технической станции без переработки - изменения состава. Такие поезда называются маршрутными, или маршрутами. Маршрутные поезда классифицируют по условиям организации, назначению вагонов, полигону обращения, условиям обращения. По условиям организации поезда подразделяют на отправительские, погруженные и сформированные одним или несколькими грузоотправителями на одном подъездном пути, и ступенчатые, погруженные разными грузоотправителями на одной станции (ступенчатые станционные) или на путях нескольких станций участка или узла (ступенчатые участковые).
Кольцевые маршруты организуются в районах с устойчивыми экономическими связями. При кольцевой маршрутизации повышается надежность обеспечения погрузки подвижным составом, сокращаются затраты на подформирование прибывших под погрузку порожних вагонов, вследствие чего повышается маршрутная скорость. Наиболее экономичны кольцевые маршруты из специализированных вагонов, особенно на направлениях, где их организация не увеличивает суммарный, порожний пробег вагонов. При этом максимально обеспечивается сохранность грузов и подвижного состава, ускоряется погрузочно-выгрузочные операции. Кольцевые маршруты используются преимущественно для перевозки массовых грузов -- угля, руды, строительных материалов, нефтегрузов, автомобилей, зерна. Необходимым условием организации маршрутов является наличие суммарного суточного объема погрузки всеми грузоотправителями не менее одного состава; суточная выгрузочная способность у всех грузополучателей станции назначения маршрута также должна быть не менее числа вагонов в прибывающем составе. Достаточным условием для включения в план отправительской маршрутизации отдельных корреспонденции (струй) вагонопотоков является требование, чтобы суммарные дополнительные затраты по комплектованию отправительского маршрута на станции погрузки и организации выгрузки его на станции назначения по сравнению с немаршрутным отправлением и прибытием, не должны быть выше полученной экономии в пути следования. В качестве исходной информации при составлении плана используются планируемые объемы перевозок, нормы массы и длины составов поездов, схема участков обращения локомотивов и бригад, данные о технической оснащенности станций и участков и их перерабатывающая способность, результаты анализа действующего плана формирования поездов.
· Выбор места расположения автотранспортного предприятия
· Выбор типа погрузо-разгрузочных машин и устройств
· Расчет показателей работы подвижного состава на маршрутах
· Составление графиков движения автомобилей на маршруте
· Расчет производительности и требуемого количества погрузочно-разгрузочных машин
· Составление графика работы водителей
· Разработка графика выпуска и возврата автомобилей
· Расчет технико-эксплуатационных показателей по автотранспортному предприятию
Транспортная документация
Обобщенный перечень документов, сопровождающих груз: Товарно-транспортная накладная; Счет-фактура; Акт загрузки автотранспортного средства; Сертификат качества, если грузы имеют промышленное происхождение; Карантинный сертификат, если грузы имеют растительное происхождение; Сертификат о происхождении; Доверенность на перевозку; Накладные; Сводные ведомости (перечень мест, поштучный перечень продукции с заводскими номерами).
Товарно-транспортная накладная – документ, подтверждающий заключение договора перевозки, характеризующий перевозимый груз, место его погрузки и разгрузки, протяженность маршрута перевозки и содержащий отметки грузоотправителя и грузополучателя.
Будучи основным документом на перевозку груза, товарно-транспорт-ная накладная также служит основанием: для списания товарно-материаль-ных ценностей у грузоотправителя; для оприходования этих товарно-матери-альных ценностей у грузополучателя; для учета транспортной работы и других услуг, предоставляемых транспортным предприятием для грузоотправителей и грузополучателей; для проведения расчетов между транспортным предприятием и его клиентурой за предоставленные услуги.
Товарно-транспортная накладная содержит следующие данные: дата и место составления накладной; наименование и адрес отправителя груза; наименование и адрес перевозчика; дата и место принятия груза; место, предназначенное для доставки (место назначения); наименование и адрес получателя груза; общепринятое обозначение характера груза и род его упаковки, а в случае перевозки опасных грузов – их обычно принятое обозначение; вес груза брутто или выраженное в других единицах измерений количество груза; число грузовых мест, наличие их специальной маркировки нумерация мест; платежи, связанные с перевозкой (провозные платежи, дополнительные платежи, таможенные пошлины и сборы), и другие платежи, взимаемые с момента заключения договора перевозки и до момента сдачи груза получателю; сведения о наличии инструкций, требуемых для выполнения процедуры таможенного оформления и других процедур.
Товарно-транспортная накладная может содержать также дополнительные данные: указание, что перегрузка в процессе перевозки не разрешается; платежи, которые обязан осуществить отправитель; сумма, подлежащая оплате при сдаче груза к перевозке; объявленная стоимость груза; инструкции отправителя перевозчику относительно страхования груза; согласованный сторонами договора срок, в течение которого осуществляется перевозка; перечень документов, переданных перевозчику отправителем груза.
Путевой лист характеризует выполнение водителем производственных заданий (перевозок), а также учитывает режим работы водителя и автотранспортного средства, расход горюче-смазочных материалов. Служит для оперативного учета. Путевой лист содержит следующие сведения: 1) фамилия, имя, отчество водителя; 2) номер водительского удостоверения; 3) фамилия, имя, отчество диспетчера, выдавшего путевой лист, и его подпись; 4) резуль-тат технического осмотра автотранспортного средства механиком; 5) резуль-тат медицинского осмотра водителя; 6) показания спидометра при выезде автотранспортного средства на маршрут и возврате с маршрута; 7) марка и количество выданного топлива; 8) род перевозимого груза; 9) время выезда и возврата автотранспортного средства; 10) маршрут движения автотранспортного средства.
Перечень личных документов, которые должен иметь водитель при выполнении международных перевозок:
1. Служебный заграничный паспорт с действительными сроками въездных и выездных виз стран, по которым осуществляется поездка.
2. Удостоверение международного образца на право управления автомобилем.
3. Справка на право вывоза иностранной валюты.
4. Медицинский страховой полис.
5. Кредитная заправочная карточка (рекомендуется).
Перечень документов на автомобиль, которые должен иметь водитель при выполнении международных перевозок:
1. Путевой лист.
2. Свидетельство о регистрации автотранспортного средства в ГИБДД
3. Сертификаты пригодности автотранспортного средства к международной перевозке грузов по экологическим и техническим требованиям.
4. Свидетельство о допущении автотранспортного средства к международной перевозке грузов под таможенными печатями и пломбами
5. Талон о прохождении технического осмотра в ГИБДД.
6. Документы о страховании гражданской ответственности владельца автотранспортного средства.
7. Разрешение на выполнение автомобильной перевозки на иностранной территории (выдается в АСМАП или стране нахождения).
8. Лицензионная карточка на право выполнения перевозок международном сообщении.
9. Свидетельство о допущении автотранспортного средства перевозкам скоропортящихся или опасных грузов (при их пере возке).
10. Карнета де пассаж (гарантия временного ввоза транспортного средства в страны Ближнего и Среднего Востока с последующим вывозом).
Сертификат выдается на каждую партию экспортируемого то вара, отгружаемого по одному перевозочному документу (накладной).
Сертификат качества выдается только на промышленные товары и составляется по установленной форме или форме, определенной заказчиком.
Сертификат о происхождении – это подписанная декларация, объявляющая страну происхождения товара.
Перечень документов на груз, которые должен иметь водитель при выполнении международных перевозок:
1. Книжка МДП (карнет Т1К).
2. Товарно-транспортная накладная (грузовой манифест СМR с прилагаемыми грузоотправителем спецификациями, сертификатами, санитарным паспортом и другими сопроводительными документами (сертификат качества, карантинный сертификат ветеринарный сертификат).
3. Грузовая таможенная декларация, оформленная грузоотправителем.
4. Справка о страховании ответственности перевозчика (копия страхового полиса).
5. Счет фактура на груз.
6. Лицензия на экспорт и импорт грузов от Министерства внешнеэкономических связей РФ.
7. Комплект накладных для обратной загрузки транспортного средства.
Счет-фактура – документ, составляемый при отправке груза одним предприятием другому предприятию.
Счет-фактура содержит следующую информацию: реквизиты покупателя и продавца (наименование и адрес каждой из сторон, участвующих в сделке); номер счета-фактуры; номер и дата заключения контракта поставки и его условия; наименование и код товара по ТН ВЭД; вид и количество грузовых мест; масса груза брутто; цена за единицу груза и общая стоимость товара; дата составления счета-фактуры; условия оплаты; штамп продавца.
Специальное разрешение – разовое разрешение на проезд автотранспортного средства, максимальная общая и (или) осевая масса или габаритные размеры которого превышают допустимые параметры, установленные для проезда по автомобильным дорогам.