Система управления безопасностью на железнодорожном транспорте

Система управления безопасностью должна выполнять ряд функций, а именно:

нормированиепоказателей безопасности перевозок в целом, движения поездов и отдельных технологических процессов, влияющих на безопасность перевозок, а также показателей безопасности функционирования технических средств и персонала;

оценка фактических значений показателей безопасности;

прогнозирование изменений показателей безопасности функционирования технических средств.

Эффективное управление безопасностью не может осуществляться без автоматизации исполнения ряда важных функций.

АСУ должны автоматизировать расчет показателей безопасности движения поездов и функционирования технических средств, а также пооперационный контроль текущего содержания пути. На сегодня сложилось несколько основных направлений автоматизации задач обеспечения безопасности движения:

• использование диагностических комплексов для мониторинга состояния технических средств, учета и анализа их сбоев и отказов;

• анализ статистики и условий возникновения случаев брака, крушений и аварий;

• автоматизация маневровой и поездной работы с целью предотвращения возникновения аварий и случаев брака.

БЕЗОПАСНОСТЬ •

Целью создания подобных систем является недопущение случаев нарушения безопасности движения — крушений, аварий, особых случаев брака и случаев брака в поездной и маневровой работе.

В рамках автоматизации разрабатывается и внедряется на сети железных дорог ряд автоматизированных систем и программных комплексов:

1. Автоматизированная система ведения базы данных техническо-распорядительных актов станций (АС ТРА)

Система предназначена для автоматизации процесса заполнения и корректировки ТРА станций, систематизации данных ТРА, обеспечения возможности обработки и организации доступа к данным для широкого круга пользователей. Система позволяет вести в электронном виде схематические и масштабные планы станций, текстовые приложения ТРА, выполняет автоматизированный расчет норм закрепления вагонов тормозными башмаками, содержит справочно-ана-литическую подсистему, которая позволяет получать статистические отчеты и выборки по данным ТРА станций. В 2004 году система сдана в промышленную эксплуатацию на сети железных дорог. Для пользователей сетевого уровня системы в ГВЦ ОАО «РЖД» установлен централизованный сервер системы, который содержит объединенную базу данных ТРА станций всех железных дорог.

2.Автоматизированная информационная система ревизора движения (АИС ДНЧ) .Система разрабатывается с целью автоматизации и эффективной организации работы ревизора хозяйства перевозок по вопросам безопасности движения и охраны труда. Основным назначением системы является организация сбора и систематизация информации о результатах ревизорских проверок и технических ревизий железнодорожных станций по безопасности движения и охране труда, их анализ и определение профилактических мероприятий по предотвращению случаев брака в поездной и маневровой работе и случаев производственного травматизма на станциях. Система позволяет вести планы и отчеты по работе ревизоров движения, выполнять контроль выполнения должностных нормативов работы ревизоров. В 2005 году система внедрена в опытную эксплуатацию.

3. Автоматизированная система ведения актов комиссионных месячных осмотров станций (АС КМО). Система предназначена для автоматизации формирования данных о результатах комиссионных месячных осмотров станции, формирования и контроля исполнения мероприятий по устранению выявленных неисправностей технических устройств станции. Система позволяет формировать в электронном виде акт комиссионного месячного осмотра станции на основе Классификатора типовых неисправностей технических устройств станции, выявляемых при проведении осмотров. В журнале фиксируются отметки об устранении выявленных неисправностей. На основании журнала начальники станций, дежурные по станции, диспетчеры предприятий могут осуществлять оперативный анализ состояния работ по устранению неисправностей и контроль своевременности их проведения. Система прошла опытную эксплуатацию на полигоне Восточно-Сибирской железной дороги и была внедрена в 2005 г

4. Автоматизированная система ведения реестра нормативных актов по безопасности движения и охране труда .Система обеспечивает централизованное хранение нормативных актов, действующих в хозяйстве перевозок, оперативное обновление базы данных нормативных документов, а также удобный доступ пользователей служб и отделов перевозок к содержанию документов для просмотра и печати. Целью разработки системы является создание и постоянное обновление базы данных с возможностями быстрого поиска требуемых документов, составления проектов новых документов, не противоречащих документам более высокого уровня, отмены устаревших требований в действующих документах, а также доступа к текстам этих документов. В настоящее время система установлена на сервере ВНИИАС. К системе подключены руководители отделов и главных специалистов ЦД и ЦУП ОАО «РЖД», руководители служб и отделов перевозок, станций, ревизоры хозяйства перевозок, инженеры по охране труда.

5. Автоматизированная система анализа, статистической обработки и геоиформационного представления данных по безопасности движения МАСУ БД (АСОГ БД) Система обеспечивает оперативное информирование специалистов, работающих в области повышения безопасности движения и совершенствования качества перевозочного процесса, сведениями о расследованных случаях и причинах возникновения нарушений безопасности движения. Система предназначена для геоинформационного представления данных по заданным критериям о нарушениях безопасности движения, опасных отказах технических средств и нарушениях норм их содержания, ошибках персонала хозяйства перевозок железных дорог, а также для расширения аналитических возможностей программного обеспечения сетевого уровня МАСУ БД. Система эффективно используется с 2003 года в департаменте управления перевозками ОАО «РЖД». Основными принципами построения указанных автоматизированных систем являются:

• организация структурного сбора данных для анализа состояния безопасности;

• оптимизация технологического порядка работы на станции;

• использование современных информационных технологий;

• обеспечение взаимосвязи и интеграции разрабатываемых систем с существующими информационными ресурсами отрасли;

• обеспечение широкого доступа к данным разных категорий пользователей.

Разработанные системы охватывают большинство вопросов профилактики нарушения безопасности движения. Комплексный подход к обеспечению безопасности на станции ориентирован, прежде всего, на строгое соблюдение технологии работы станции согласно нормативным актам, принятым в отрасли. Многосторонний сбор данных с использованием перечисленных автоматизированных систем позволяет контролировать текущее состояние безопасности на станциях и своевременно предпринимать адекватные меры по предотвращению нарушения безопасности.

Важнейшими средствами решения проблем обеспечения безопасности железнодорожного транспорта, помимо разработанных и создаваемых АСУ, должны стать методы общей теории безопасности транспортных систем, включая методы теории риска и теории катастроф. В связи с этим необходимо развивать современные технологии обеспечения безопасности, в том числе страхование.

Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-sovershenstvovaniya-sistemy-upravleniya-bezopasnostyu-zheleznodorozhnogo-transporta#ixzz4SfqQ1VRp

Наши рекомендации