Классификация каналов передачи информации в системах управления технологическими процессами на железнодорожном транспорте

Классификация каналов передачи информации в системах управления технологическими процессами на железнодорожном транспорте - student2.ru

Рис. 6 Классификация каналов передачи информации

Каналы радиосвязи являются единственным средством связи с подвижными объектами (поезда, самолеты, космические корабли, морские суда, включая и подводные лодки, автомобили и др.)

Признаки непрерывных каналов:

1. линейность, отчего в них имеет место принцип суперпозиции. В таких каналах входной сигнал включает в себя помеху, а продукты нелинейных преобразований малы по сравнению со входными сигналами;

2. на выходе канала постоянно (даже в отсутствии полезного сигнала) имеются помехи;

3. при передаче по каналу сигнал задерживается по времени и затухает по уровню;

В реальных каналах всегда имеют место искажения сигнала, обусловленные несовершенством характеристик канала и нередко изменениями параметров канала во времени.

Дискретным называют канал передачи информации, вход которого приспособлен для приема сообщений от дискретного источника и на его выходе также имеют место дискретные сообщения.

Дискретно-непрерывным называют канал, если вход канала приспособлен для приема дискретных сообщений, а на его выходе имеют место непрерывные сообщения.

Непрерывно-дискретным (полунепрерывным) называют канал, если вход канала приспособлен для приема непрерывных сообщений, а на его выходе имеют место дискретные сообщения.

Каналы передачи информации в системах

Регулирования движения поездов

Классификация каналов передачи информации в системах управления технологическими процессами на железнодорожном транспорте - student2.ru

Рис. 7 Каналы передачи информации в системах регулирования движения поездов

На рис. 7:

АБ – каналы связи светофоров на перегоне между собой и светофоров с постом ЭЦ. Связь по проводам, по кабелю, по рельсовой линии.

АЛСН – автоматическая локомотивная сигнализация непрерывного действия. Осуществляет связь сигнальной точки с локомотивом по рельсовой линии или по шлейфам.

САУТ – система автоматического управления тормозами. Канал связи сигнальной точки с локомотивом. Осуществляется при помощи шлейфа.

Переезд – канал связи поезда с переездом.

Горки – контроль длиннобазных отцепов. Применяются оптические, радиотехнические датчики. Управление горочным локомотивом.

ПОНАБ, ДИСК, КТСМ – приборы обнаружения нагретых букс.

Тепловые датчики характеризуют температуру оси локомотива. Они связаны с постом ЭЦ. Канал связи датчиков, установленных на перегоне, осуществляется по кабельной линии связи.

Диспетчерская централизация – сбор информации на контролируемых объектах. Передача этой информации на центральный пост, распределение этой информации по информационным местам; получение команд управления на центральном посту; передача этих команд на станцию, где они исполняются.

Каналы передачи информации на ЦП и обратно, каналы обмена информацией на ЦП.

Диспетчерский контроль – сбор информации о сигнальной точке в системе АБ. Передача этой информации на станцию, обобщение информации и передача её на центральный пост диспетчеру.

СКЦ – станционная кодовая централизация – управление удаленными стрелками и сигналами на станции. Каналы связи пунктов управления удаленными стрелками с поста ЭЦ.

Дискретная модуляция

Для формирования сигнала необходим некоторый переносчик, способный существовать и распространяться в линии связи: постоянный или переменный ток (аналоговые системы передачи), электромагнитное поле (радиосистемы), периодическая последовательность высокочастотных импульсов (коаксиальные и волоконно-оптические кабели) и др.

Любой переносчик имеет изменяемые параметры. Для постоянного тока это - значение и направление, для последовательности импульсов – амплитуда импульса, его ширина (продолжительность), местоположение в периоде (фаза), частота следования импульсов и др.

Информация, содержащаяся в сигнале, представляет собой изменение во времени его инфомационного параметра.

Модуляция (от лат. modulation – изменение) - процесс изменения параметра переносчика в соответствии с предъявляемым сообщением.

В дискретной модуляции изменение параметра переносчика происходит не по предъявляемому элементу сообщения, а по его отображению - кодовой комбинации.

Каждый элемент кодовой комбинации принимает конечное число значений. Изменяемый (модулируемый) параметр переносчика тоже должен принимать конечное число значений. Параметр переносчика меняется в определенные мгновения времени. Количество значений модулируемого параметра всегда равно основанию кода и при двоичном кодировании (1,0) равно двум.

Дискретная модуляция – изменение в определенные мгновения времени одного или нескольких параметров переносчика, в соответствии со значениями кодовой комбинации.

В теории передачи дискретной информации (ПДИ) различают следующие понятия, связанные с дискретной модуляцией: значащая позиция (ЗнП); значащий момент (ЗнМ); единичный интервал (ЕИ); значащий интервал (ЗИ).

Классификация каналов передачи информации в системах управления технологическими процессами на железнодорожном транспорте - student2.ru

Рис. 8 Сигнал однополюсной модуляции, ОПМ (значение тока).

Исходная кодовая комбинация 010110

Классификация каналов передачи информации в системах управления технологическими процессами на железнодорожном транспорте - student2.ru

Рис. 9 Сигнал двухполюсной модуляции, ДПМ (направление тока).

На рис.8, рис.9:

ЗнП (значащая позиция) – значение параметра сигнала, соответствующее одному из значений элемента кодовой комбинации. Различают понятия: значащая позиция модуляции на передаче (ЗнПМ) и значащая позиция восстановления на приеме (ЗнПВ);

ЗнМ (значащий момент) – мгновение времени, в которое происходит изменение значащей позиции. Различают ЗнММ на передаче и ЗнМВ на приеме;

ЕИ (единичный интервал) – отрезок времени, на котором параметр сигнала, соответствующий одной цифре кодового числа, остается неизменным. Это мерный отрезок времени, принятый за эталон;

ЗИ (значащий интервал) – отрезок времени, взятый между смежными значащими моментами. В идеальном случае значащий интервал включает в себя целое число единичных интервалов;

элементарный импульс – импульс напряжения или тока, длительностью единичный интервал.

Различают параметрические и относительные виды модуляции.

При параметрической модуляции значащие позиции любого импульса оценивают значениями параметра переносчика (амплитуда, частота, фаза и др.).

При относительной модуляции значащая позиция i-го импульса оценивается по отношению к значащей позиции предыдущего (i-1)-го импульса.

Сигналы ОПМ (однополюсной модуляции) и ДПМ (двухполюсной модуляции) применяют для передачи дискретной информации по физическим цепям (воздушные, кабельные линии, витая пара) на небольшие расстояния

Если в качестве переносчика использовать переменный ток, то модулируемыми параметрами могут быть амплитуда, частота или фаза.

В соответствии с этим можно получить три вида модуляции: амплитудную (АМ), частотную (ЧМ) и фазовую (ФМ).

Вид сигналов для указанных случаев при передаче кодовой комбинации 010110 приведен на рис. 10.

Классификация каналов передачи информации в системах управления технологическими процессами на железнодорожном транспорте - student2.ru

Рис. 10 Виды сигналов при амплитудной, частотной и фазовой

модуляции

Дискретные сигналы, использующие в качестве переносчика переменный ток, применяются для передачи информации по физическим цепям и каналам тональной частоты.

При использовании переменного тока в качестве переносчика в параметрических видах модуляции за эталон берется определенное значение информационного параметра, а значащие позиции определяются сравнением истинного значения параметра с эталонным. При амплитудной модуляции (АМ) - это порог срабатывания входного устройства приемника, при частотной модуляции (ЧМ) - средняя частота канала, при фазовой модуляции (ФМ) - опорная (эталонная) фаза в пределах элементарного импульса.

В реальных условиях прохождения сигналов по каналам связи их параметры изменяются сравнительно медленно относительно длительности элементарных импульсов. Это условие позволяет применять для формирования и оценки информационного параметра очередного импульса значение параметра предыдущего импульса, то есть осуществлять относительную модуляцию (ОМ).

При ОМ если передается логическая единица (1), то значащая позиция очередного i-го импульса совпадает со значащей позицией (i-1)-го импульса, а если передается логический ноль (0) – противоположна ей. Перед началом передачи необходимо в линию послать вспомогательный импульс с известным значением информационного параметра.

При ОМ, если передается «1», то значащая позиция очередного i-го импульса совпадает со значащей позицией (i-1)-го импульса, если передается «0», то значащая позиция очередного i-го импульса противоположна значащей позиции (i-1)-го импульса.

Классификация каналов передачи информации в системах управления технологическими процессами на железнодорожном транспорте - student2.ru

Рис. 11 Сигнал при относительной фазовой модуляции (ОФМ)

Классификация каналов передачи информации в системах управления технологическими процессами на железнодорожном транспорте - student2.ru

Рис. 12 Векторное представление формирования сигналов ФМ

При фазовой модуляции вектор колебания с опорной фазой Уоп остается неизменным все время. В пределах каждого элементарного импульса для значащей позиции «1» имеет направление, совпадающее с вектором опорного колебания. Для значащей позиции «0» имеет направление, противоположное вектору опорного колебания.

Классификация каналов передачи информации в системах управления технологическими процессами на железнодорожном транспорте - student2.ru

Рис. 13 Векторное представление формирования сигналов ОФМ

При ОФМ перед началом передачи посылается элементарный импульс с известной фазой φВСП = 00. Фаза первого импульса изменится по отношению к фазе вспомогательной посылки на 18001 = 1800), так как первый импульс равен «0». Фаза второго импульса определяется относительно фазы первого и так как второй импульс равен «1», то его фаза остается неизменной, т.е. φ2 = 1800.

Виды линий и каналов

Сформированные импульсные сигналы можно предавать по различным физическим линиям (воздушные, кабельные) с помощью стандартных каналов тональной частоты, дискретных каналов, аналоговых и цифровых систем передачи.

Вид направляющей системы или канала определяется требуемой дальностью передачи и необходимой помехоустойчивостью. Помехоустойчивость зависит от вида дискретной модуляции.

Если применены однополюсная (ОПМ) или двухполюсная (ДМП) виды модуляции, то для передачи дискретных сигналов можно использовать только физические цепи: воздушные линии связи, пары жил городского телефонного кабеля, витые пары (категории 3,4,5 и пр.). Дальность передачи будет определяться параметрами линии (активное сопротивление, проводимость изоляции, индуктивность, емкость) и составит от нескольких сотен метров (100 – 200) до нескольких километров.

По физическим цепям можно передавать дискретные сигналы и с применением дискретной модуляции на переменном токе: АМ, ЧМ, ФМ и ОФМ и пр. При этих видах модуляции дискретные сигналы чаще передают по каналам тональной частоты (ТЧ), организованным по проводным, радиорелейным, радио и спутниковым линиям. Дальность связи при этом не ограничена.

Каналы передачи дискретной информации (ПДИ) могут быть коммутируемые и выделенные.

Классификация каналов передачи информации в системах управления технологическими процессами на железнодорожном транспорте - student2.ru

Рис. 14 Структурная схема коммутируемого канала.

На рис.14:

АП – абонентский пункт;

АЛ – абонентская линия;

КСТ – коммутационная станция;

СЛ – служебная линия.

Канал ПДИ создается из отдельных звеньев цепи с использованием коммутационных станций.

Классификация каналов передачи информации в системах управления технологическими процессами на железнодорожном транспорте - student2.ru

Рис. 15 Структурная схема выделенного канала «точка – точка»

Канал работает постоянно между двумя оконечными (абонентскими) пунктами.

Классификация каналов передачи информации в системах управления технологическими процессами на железнодорожном транспорте - student2.ru

Рис. 16 Структурная схема группового канала

Если в один и тот же канал включаются параллельно несколько оконечных (абонентских) пунктов, то такой канал называется многопунктовым (групповым, моноканалом).

Если в канал включается один источник и несколько получателей информации, то такой канал называют «точка-многоточка».

Для повышения пропускной способности линий на одной физической паре организуют несколько каналов, создавая многоканальные системы.

В многоканальных системах используют методы частотного разделения каналов (ЧРК) или временного разделения каналов (ВРК).

Методы разделения каналов ещё называют мультиплексированием.

 
  Классификация каналов передачи информации в системах управления технологическими процессами на железнодорожном транспорте - student2.ru

Искажение формы импульса, проходящего по линии, зависит от времени нарастания фронта импульса:

где: tн – время нарастания фронта импульса;

DF – полоса пропускания линии (стальная линия связи допускает передачу частот до 30 КГц, медная линия связи пропускает частоты до 180 КГц);

Классификация каналов передачи информации в системах управления технологическими процессами на железнодорожном транспорте - student2.ru

 
 
Классификация каналов передачи информации в системах управления технологическими процессами на железнодорожном транспорте - student2.ru
 
1 10- 4

Cu: DF = 180 КГц; tн = ---------------- = -------- = 2,7 х 10 - 6 с = 2,7 мкс;

2 х 180000 36

1 10- 4

Fe: DF = 30 КГц; tн = ---------------- = -------- = 16,7 х 10 - 6 с = 16,7 мкс.

2 х 30000 6

Длительность самого короткого импульса не может быть меньше времени нарастания tн , иначе импульс не успеет нарасти до полной амплитуды.

 
  Классификация каналов передачи информации в системах управления технологическими процессами на железнодорожном транспорте - student2.ru

Поэтому

 
  Классификация каналов передачи информации в системах управления технологическими процессами на железнодорожном транспорте - student2.ru

где DFmin - минимальная ширина полосы частот, откуда

 
  Классификация каналов передачи информации в системах управления технологическими процессами на железнодорожном транспорте - student2.ru

Однако, на практике полосу частот для передачи импульсов выбирают примерно в 1,5 раза больше минимальной:

Классификация каналов передачи информации в системах управления технологическими процессами на железнодорожном транспорте - student2.ru

 
  Классификация каналов передачи информации в системах управления технологическими процессами на железнодорожном транспорте - student2.ru

Рис. 17 Искажение формы импульса, проходящего по линии

Классификация каналов передачи информации в системах управления технологическими процессами на железнодорожном транспорте - student2.ru

Рис. 18 Построение сообщений с временным разделением импульсов

На рис. 18:

n – число импульсов;

Tз – время передачи сообщения;

t 0 - длительность одного импульса;

DF – полоса частот.

 
  Классификация каналов передачи информации в системах управления технологическими процессами на железнодорожном транспорте - student2.ru

Общая линия (или канал) связи телемеханической системы обладает определенной полосой частот пропускания, устанавливающей минимально допустимую длительность передаваемого импульса

Классификация каналов передачи информации в системах управления технологическими процессами на железнодорожном транспорте - student2.ru

 
где: DF – полоса частот;

tmin - минимальная длительность импульса.

 
  Классификация каналов передачи информации в системах управления технологическими процессами на железнодорожном транспорте - student2.ru

 
За время допустимой задержки в передаче сообщений Tз можно обеспечить последовательную передачу n = 2 Тз DF импульсов длительностью

при

 
  Классификация каналов передачи информации в системах управления технологическими процессами на железнодорожном транспорте - student2.ru

При временном мультиплексировании общий канал предоставляется разным устройствам периодически в течение цикла работы распределителя один раз.

Классификация каналов передачи информации в системах управления технологическими процессами на железнодорожном транспорте - student2.ru

Рис. 19 Построение сообщений с частотным разделением импульсов.

При частотном мультиплексировании каждому устройству предоставляется своя полоса частот Df в соответствии со скоростью передачи в границах допустимого частотного диапазона.

Учитывая неидеальность характеристик фильтров между рабочими полосами каналов, необходимо оставить частотную полосу расфильтровки.

При частотном разделении можно обеспечить одновременную передачу n частотно разделенных сигналов, длительностью Tз каждый.

Для оценки темпа передачи элементов сигнала вводят понятие скорость дискретной модуляции.

 
  Классификация каналов передачи информации в системах управления технологическими процессами на железнодорожном транспорте - student2.ru

Под скоростью дискретной модуляции понимают количество элементарных импульсов передаваемых в секунду:

где: t0 – длительность элементарного импульса;

В - скорость дискретной модуляции (бод).

Чем меньше длительность t0 , тем большее их число можно передать за единицу времени.

Скорость передачи полезной информации определяется количеством информации, переданной за единицу времени и имеет размерность бит/с.

 
  Классификация каналов передачи информации в системах управления технологическими процессами на железнодорожном транспорте - student2.ru

где: K – количество информационных импульсов в кодовой комбинации;

Tk = n t0 – время передачи всей кодовой комбинации.

При двоичном кодировании и однократной модуляции каждый элементарный импульс несет один бит информации. В этом случае скорость передачи информации и скорость дискретной модуляции численно равны друг другу, т.е. В = n.

В стандартном канале ТЧ (300 – 3400 Гц) можно вести передачу дисткретной информации при однократной модуляции со скоростью не более В = 2 *DF:

В = 2*3400 = 6800 бод; t0 = ------- = 147 мкс.

Наши рекомендации