Виды габаритов, применяемых на ж.д. транспорте. Значение цифр в индексе.
На сети железных дорог применяются 4 вида габаритов.
габарит железнодорожного подвижного состава «Т» - предельное поперечное (перпендикулярное оси железнодорожного пути) очертание, в котором, не выходя наружу, должен помещаться установленный на прямом горизонтальном железнодорожном пути (при наиболее неблагоприятном положении в колее и отсутствии боковых наклонений на рессорах и динамических колебаний) как в порожнем, так и в нагруженном состоянии железнодорожный подвижной состав, в том числе имеющий максимально нормируемые износы;
Габарит «Т» ГОСТом подразделен на 3 группы:
А) Габарит «Т» - распространяется на подвижной состав, допущенный к обращению по путям общей сети железных дорог и путям промышленных предприятий, сооружения и устройства которых отвечают требованиям габаритов С и Сп (автопоезда).
Б) Габарит «1 – Т» - распространяется на подвижной состав допущенный к обращению по всем путям общей сети, подъездным путям и путям промышленных предприятий (весь подвижной состав).
В) Габарит «0 – Т», «01 – Т», «02 – Т», «03 – Т» - распространяется на подвижной состав допущенный к обращению по всей сети дорог России и железным дорогам зарубежных стран с колеёй 1435мм.
габарит приближения строений «С» Габарит приближения строений на подъездных путях «СП» - предельное поперечное (перпендикулярное оси железнодорожного пути) очертание, внутрь которого помимо железнодорожного подвижного состава не должны попадать никакие части сооружений и устройств, а также лежащие около железнодорожного пути материалы, запасные части и оборудование, за исключением частей устройств, предназначенных для непосредственного взаимодействия с железнодорожным подвижным составом (контактные провода с деталями крепления, хоботы гидравлических колонок при наборе воды и другие), при условии, что положение этих устройств во внутригабаритном пространстве увязано с соответствующими частями железнодорожного подвижного состава и что они не могут вызвать соприкосновения с другими элементами железнодорожного подвижного состава;
Проверяют габарит приближение строений на всех главных и приемо отправочных путях не реже одного раза в 10 лет пропуская по ним специальную габаритную раму. Тоннели не удовлетворяющие габариту «С» не реже 1 раза в 5 лет
Специальная габаритная рама – это деревянная конструкция внешний контур которой соответствует очертанию габарита «С». Устанавливают ее на новой или вышедшей из заводского ремонта 4х осной платформе.
габарит погрузки - предельное поперечное (перпендикулярное оси железнодорожного пути) очертание, в котором, не выходя наружу, должен размещаться груз (с учетом упаковки и крепления) на открытом железнодорожном подвижном составе при его нахождении на прямом горизонтальном железнодорожном пути;
При отправлении поездов с негабаритными грузами к номеру поезда после буквы «Н» и знака «–» добавляется установленный в Инструкции по перевозке негабаритных и тяжеловесных грузов на железных дорогах государств-участников Содружества Независимых Государств, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики, утвержденной Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества, протокол от 19.10.2001 № 30, цифровой индекс, характеризующий зоны и степени негабаритности грузов (например, 2785Н-0430).
На станциях формирования каждому поезду в составе которого есть негабаритный груз кроме номера присваивается индекс негабаритности состоящий из 5 знаков:
- первый – «Н»; а остальные цифры, указывающие степень негабаритности соответственно в нижней, боковой, верхней зонах и наличие или отсутствие вертикальной сверх негабаритности.
Сверх негабаритность в любой зоне обозначается – «8», отсутствие – «0».
Если груз выходит на высоту более 5300мм он имеет вертикальную сверх негабаритность
Н – 0218 вертикальная сверх негабаритность
Нижняя зона боковая зона верхняя зона
6 – степеней нижней
6 – степеней боковой
3 – степени верхней