Цель Концепции и задачи по развитию велосипедного транспорта г. Твери
Концепция развития велодвижения в г. Твери
На период до 2017 года
Термины
Велотранспортные средства– велосипеды, велотандемы, веломобили, педелеки (обычные велосипеды с маломощным электродвигателем), инвалидные коляски, роликовый транспорт.
Велодвижение – процессы перемещения при помощи колесных транспортных средств, использующие в основном, мускульную энергию человека.
Велоинфраструктура– дороги, парковки, стоянки, предприятия по ремонту и обслуживанию.
Велотранспортная сеть – система велодорожек, обеспечивающая беспрепятственное перемещение велотранспортных средств.
Велополоса – полоса общей дороги, предназначенная для передвижения велосипедистов, отмеченная специальной разметкой.
Велодорожка – отдельная дорога, предназначенная для движения велосипедов, отделенная как от автомобильной дороги так и от тротуара
Цель Концепции и задачи по развитию велосипедного транспорта г. Твери
1.1. Целью данной концепции является оказание содействия развитию велотранспрорта и определение комплекса мероприятий для его обеспечения.
1.2. Задачи
1.2.1. создание городской велотранспортной инфраструктуры, позволяющей жителям Твери использовать велосипед как полноценное транспортное средство для ежедневных всесезонных поездок на работу, учебу, за покупками и в рекреационных целях,
1.2.2. обеспечение условий для интеграции велосипедного движения в транспортную и градостроительную структуру г. Твери,
1.2.3. повышение роли велотранспорта в системе городских пассажирских и грузовых перевозок,
1.2.4. замещение части автомобильных перевозок перевозками на велотранспорте, в первую очередь при поездках на короткие расстояния и при перевозке малых грузов,
1.2.5. обеспечение защиты жизни и здоровья велосипедистов при использовании велосипеда в качестве транспортного средства,
1.2.6. повышение качества жизни населения города Твери за счет создания более комфортной городской среды, снижения городского стресса, улучшения экологической обстановки,
1.2.7. улучшение показателей здоровья населения за счет расширения физической активности,
1.2.8. повышение туристической привлекательности города Твери.
2. Велосипедный транспорт г. Твери: состояние и потенциальное влияние на различные сферы жизни города
2.1. Место и роль велотранспорта в существующей транспортной системе г. Твери
В последние годы в Твери наблюдается увеличение количества легковых и грузовых автомобилей, но это не решает транспортные проблемы, а лишь усугубляет их. Высокая плотность автотранспортного потока приводит к многочисленным «пробкам», существенному снижению скорости перемещения транспортных средств по городу. Это увеличивает время проезда пассажиров, снижает экономическую эффективность грузовых перевозок.
Общественный транспорт, призванный осуществлять основной объем пассажирских перевозок, требует больших затрат на формирование парка техники и его эксплуатацию, создание и поддержание инфраструктуры, и зачастую не эффективен экономически. Изношенность подвижного состава и инфраструктуры, наличие высокой доли «льготных» пассажиров, дотационный характер функционирования, ухудшение показателей качества обслуживания пассажиров не позволяют общественному транспорту Твери в полной мере решать возложенные на него задачи.
Описанные процессы регулярно приводят к такой ситуации на дорогах города, которую можно охарактеризовать как приближающийся транспортный коллапс.
На настоящий момент существует позитивный европейский опыт решения подобных транспортных проблем. Основными направлениями были введение различных ограничений на проезд в центральную часть городов и парковку личных автомобилей, развитие общественного электротранспорта и стимулирование перемещения горожан за счет мускульной силы, создание велоинфраструктуры. В целом ряде европейских городов, в т.ч. в Северной Европе, до 30% пассажирских и мелких коммерческих грузовых перевозок осуществляются на велотранспорте.
В Твери существует большой потенциал для развития велотранспорта. Исследование Ассоциации «Здоровые регионы», проведенное в 2009 году, показало, что 108 тыс. жителей города возрастной группы 14 лет и старше являются владельцами велосипедов. Оценка тенденций продаж позволяет предположить, что за прошедшие с момента проведения исследования 3 года количество взрослых велосипедистов в городе существенно увеличилось. Однако, для регулярных поездок на работу и учебу велосипед использовали лишь 5% владельцев велосипедов. Основное препятствие в использовании велосипеда для перемещения по городу – отсутствие велоинфраструктуры, что делает поездку велосипедиста по улицам Твери не просто некомфортной, а опасной. В условиях отсутствия выделенных велополос и велодорожек в соответствии с ПДД велосипедисты вынуждены передвигаться по проезжей части в одном потоке с автомобилями. Что гораздо менее важно, но также представляет проблему, это отсутствие в городе мест для безопасного кратковременного хранения велосипедов и невозможность перевозки велосипеда в общественном транспорте в так называемых «аварийных» ситуациях – поломки, плохое самочувствие.
2.2. Велотранспорт и транспортная подвижность жителей Твери
Для города, как для жизненного пространства, одним из ключевых факторов является транспортная мобильность жителей. Основная задача интегрированной транспортной политики – сделать мобильность населения и транспортную доступность районов города ресурсосберегающей и благоприятной по отношению к городу. Большинство жителей Твери не являются владельцами автомобилей, во многом это обусловлено высокой затратностью приобретения и эксплуатации автомобиля. Существующий городской общественный транспорт не обеспечивает прямого беспересадочного сообщения между всеми районами Твери. Велотранспорт имеет в данном случае важнейшее преимущество – невысокая цена и крайне низкие эксплуатационные расходы и не ограниченная маршрутом способность передвижения. Развитие велоинфраструктуры даст людям свободу выбора средств передвижения, позволит многим жителям осуществлять различные поездки на велосипеде и тем самым экономить значительные денежные суммы и время.
2.3. Возможности грузового велотранспорта
На настоящий момент грузовые перевозки по Твери осуществляются автомобильным транспортом. Нарастающие проблемы автомобильного трафика снижают оперативность и экономическую эффективность грузового автотранспорта. Велогрузовые перевозки и велокурьерские службы могут взять на себя доставку мелких грузов по городу. Развитие проката позволит жителям осуществлять некоммерческие перевозки грузов до 80-100 кг на специализированных грузовых моделях велосипедов.
2.4. Велотранспорт и экономика
Велотранспорт способен существенно повысить транспортную мобильность жителей города, снизить финансовые расходы и время поездок, что будет способствовать развитию экономики. Массовое применение велотранспортных средств повлечет за собой позитивные изменения во многих секторах экономики и в социальной сфере, в ситуации на рынке труда, в градостроительной политике, в организации розничной торговли, отдыха, в других аспектах жизни общества.
2.5. Влияние велотранспорта на здоровье населения
Тема охраны здоровья населения крайне важна для Твери, т.к. Тверская область последнее десятилетие занимает первое место в ЦФО по уровню общей смертности и смертности от сердечно-сосудистых заболеваний. Во многом это обусловлено высоким распространением среди населения факторов риска, среди которых один из самых значимых - это низкая физическая активность. Езда на велосипеде является демократичным малозатратным способом расширения физической активности и, оказывая невысокую нагрузку на коленные и тазобедренные суставы, подходит даже пожилым людям с возрастными изменениями опорно-двигательного аппарата. Научные исследования продемонстрировали, что регулярная езда на велосипеде нормализует артериальное давление, снижает уровень холестерина, позволяет бороться с ожирением. В ряде исследований было обнаружено, что люди, использующие велосипед в качестве транспортного средства реже болеют сахарным диабетом второго типа и раком. Когортное исследование, проведенное в Копенгагене, показало, что у жителей, регулярно использующих велосипед для поездок на работу, показатель смертности на 40% ниже, чем у тех, кто велосипедом не пользуется.
Развитие велоинфраструктуры и замещение автомобильных перевозок поездками на велосипеде приводит к снижению количества ДТП, сопровождающихся тяжелыми травмами и летальными исходами, улучшает состояние окружающей среды.
2.6. Велотранспорт и городская экология. Качество жизни жителей города
Безальтернативное развитие автомобильного транспорта оказывает крайне агрессивное негативное воздействие на окружающую среду. Растет загазованность воздуха и шум, повышается уровень стрессового воздействия на жителей. На долю автомобилей приходится не менее 80% загрязнения воздуха и более 95% шумового воздействия. Рекреационные зоны занимаются гаражами и парковками, торговыми и сервисными центрами и автозаправочными станциями. Автомобили занимают всё больше свободного пространства, остается всё меньше места для прогулок пешеходов, игр детей.
Из всех видов транспорта велосипедный оказывает наименьшее воздействие на окружающую среду. Использование велосипеда как разумной альтернативы другим транспортным средствам для ежедневных поездок на работу, учебу, за покупками и для отдыха позволит освободить город от избытка автомобилей, уменьшит загрязнение воздуха поллютантами, угарным газом и СО2, снизит уровень шума и повысит дружественность окружающей городской среды.