III. Цель и задачи Концепции

I. Общие положения


1. Концепция развития молодежной политики в городском округе "Город Калининград" (далее - Концепция) разработана на основании положений:

1.1. Конституции Российской Федерации;

1.2. Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";

1.3. Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 N 1493 "О Государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы";

1.4. Распоряжения Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года";

1.5. Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 N 2403-р "Об утверждении основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года";

1.6. Распоряжения Правительства Российской Федерации от 12.12.2015 N 2570-р "О плане мероприятий по реализации Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года";

1.7. Приказа Росмолодежи от 21.03.2016 N 54 "Об утверждении системы ключевых показателей реализации государственной молодежной политики региональным органам исполнительной власти";

1.8. Закона Калининградской области от 28.01.2000 N 169 "О государственной молодежной политике в Калининградской области";

1.9. Постановления Правительства Калининградской области от 24.01.2014 N 22 "О Государственной программе Калининградской области "Молодежь";

1.10. Решения городского Совета депутатов Калининграда от 09.10.2013 N 302 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития городского округа "Город Калининград" на период до 2035 года";

1.11. Решения городского Совета депутатов Калининграда от 16.12.2015 N 408 "Об утверждении Концепции духовно-нравственного развития и просвещения населения городского округа "Город Калининград".

2. Концепция определяет систему принципов, приоритетных направлений и механизмов, обеспечивающих реализацию молодежной политики в городском округе "Город Калининград".

3. Концепция реализуется посредством проведения мероприятий, предусмотренных муниципальной Программой "Развитие молодежной сферы, физической культуры, спорта и дополнительного образования спортивной направленности в городском округе "Город Калининград", утвержденной Постановлением администрации городского округа "Город Калининград" от 17.10.2014 N 1633, а также ведомственной целевой Программой "Молодое поколение Калининграда".

Координация мероприятий по реализации Концепции осуществляется управлением спорта и молодежной политики комитета по социальной политике администрации городского округа "Город Калининград".

4. Участниками реализации Концепции являются структурные подразделения комитета по социальной политике, комитета по образованию администрации городского округа "Город Калининград", подведомственные муниципальные учреждения, общественные некоммерческие объединения, учреждения высшего и среднего образования, организации и предприятия, функционирующие на территории Калининграда, совет по молодежной политике при главе городского округа "Город Калининград".

5. Реализация Концепции направлена на совершенствование системы работы с молодежью в городском округе "Город Калининград".

II. Особенности положения молодежи и состояние молодежной политики в городском округе "Город Калининград"


В муниципальном образовании "Городской округ "Город Калининград" проживает 98892 молодых человека в возрасте от 14 до 30 лет (21,8 процента от общего числа жителей), что ниже среднего показателя по стране (25,4 процента). По статистическим данным численность молодых людей, проживающих на территории г. Калининграда, ежегодно уменьшается: 2014 г. - 104051 человек, 2015 г. - 101422 человека, 2016 г. - 98892 человека.

Снижение численности молодежи вследствие демографических проблем прошлых лет может оказать негативное влияние на социально-экономическое развитие г. Калининграда, привести к сокращению трудовых ресурсов.

Данные социологических исследований последних лет показывают, что молодежь не удовлетворена своим социально-экономическим положением, уровнем защиты своих прав и законных интересов. К числу наиболее актуальных проблем молодые люди относят безработицу, необеспеченность жильем, межэтнические противоречия, низкий уровень культуры и нравственности людей, рост преступности. На первое место молодежь ставит проблемы экономического характера и вопросы социально-экономической политики в целом.

Вместе с тем для части молодежи характерны амбициозность, завышенный уровень ожиданий и притязаний.

Кроме этого, существует проблема недостаточной информатизации молодежной политики в городском округе "Город Калининград". Это касается не только сферы досуга, но и документально-правовой грамотности молодежи, включения мероприятий по информатизации в муниципальные программы, городские акции и проекты. На данном этапе развития молодежной политики участниками реализации Концепции слабо задействованы такие ключевые молодежные платформы, как социальные сети, видео-блоги, фото-блоги и т.д., что впоследствии рождает отстраненность части молодого населения от общей программы развития молодежной политики и затрудняет ее интеграцию в общественно-политические и социокультурные отношения на территории города.

Реализация молодежной политики в муниципальном образовании "Город Калининград" возложена на отдел по делам молодежи управления спорта и молодежной политики комитета по социальной политике администрации городского округа "Город Калининград".

Организацию работы с молодежью в городском округе "Город Калининград" обеспечивают учреждения молодежной сферы, которые ежегодно привлекают к своей деятельности более 14000 молодых людей. Вовлечение молодежи в социальную практику обеспечивается в значительной мере через ее участие в работе молодежных общественных объединений. На территории города работает порядка 40 молодежных общественных объединений различной направленности, в деятельности которых принимает участие 23000 человек (22,7 процента молодежи). Данный показатель соответствует среднему по Российской Федерации.

В целях удовлетворения запросов молодежи, создания условий для повышения степени ее интеграции в общественно-политические и социокультурные отношения на территории города реализовывались ведомственные целевые Программы "Молодой Калининград" (2013-2014 гг.), "Молодое поколение Калининграда" (2015-2016 гг.) с общим объемом финансирования 40830,2 тыс. рублей. Реализация целевых мероприятий, предусмотренных Программами, позволила переломить ряд негативных тенденций в молодежной городской среде: на 15% снизился уровень преступности по сравнению с 2013 г., на 1,5% увеличилась занятость молодежи, на территории города Калининграда отсутствуют межнациональные конфликты. Усилилось стремление молодежи к ведению здорового образа жизни, наметилось снижение асоциальных явлений среди молодых людей. Внедрены и реализованы новые современные проекты, востребованные у современной молодежи: "Герои ГТО", "Спортивный двор", "Рождены для движения". Многие представители молодежи вошли в число победителей и призеров международных спортивных соревнований, творческих конкурсов и олимпиад. За последние годы общее количество молодых людей, участвующих в социально значимых мероприятиях и программах, увеличилось на 27% (с 51110 (2013 г.) до 70218 (2016 г.)).

Оценка современной ситуации позволяет сделать вывод о необходимости выработки такого стратегического подхода к реализации молодежной политики на территории г. Калининграда, который должен предусматривать совершенствование существующих условий для социализации молодежи города, развития ее творческого и интеллектуального потенциала, интеграции в жизнь города.

Необходимыми условиями для повышения эффективности молодежной политики в городе являются совершенствование ее кадрового, методического, правового, информационного и финансового обеспечения (удельный вес средств, выделяемых из бюджета на реализацию молодежной политики, составляет около 1% от денежных средств, выделяемых на социальную сферу), а также формирование инфраструктуры, соответствующей уровню и сложности стоящих перед городской молодежной политикой задач.

Успешная реализация Концепции будет способствовать включению молодежи в трудовую и экономическую деятельность г. Калининграда, повышению созидательной активности молодежи в социально значимой деятельности.

I. Общие положения


1. Концепция развития молодежной политики в городском округе "Город Калининград" (далее - Концепция) разработана на основании положений:

1.1. Конституции Российской Федерации;

1.2. Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";

1.3. Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 N 1493 "О Государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы";

1.4. Распоряжения Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года";

1.5. Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 N 2403-р "Об утверждении основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года";

1.6. Распоряжения Правительства Российской Федерации от 12.12.2015 N 2570-р "О плане мероприятий по реализации Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года";

1.7. Приказа Росмолодежи от 21.03.2016 N 54 "Об утверждении системы ключевых показателей реализации государственной молодежной политики региональным органам исполнительной власти";

1.8. Закона Калининградской области от 28.01.2000 N 169 "О государственной молодежной политике в Калининградской области";

1.9. Постановления Правительства Калининградской области от 24.01.2014 N 22 "О Государственной программе Калининградской области "Молодежь";

1.10. Решения городского Совета депутатов Калининграда от 09.10.2013 N 302 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития городского округа "Город Калининград" на период до 2035 года";

1.11. Решения городского Совета депутатов Калининграда от 16.12.2015 N 408 "Об утверждении Концепции духовно-нравственного развития и просвещения населения городского округа "Город Калининград".

2. Концепция определяет систему принципов, приоритетных направлений и механизмов, обеспечивающих реализацию молодежной политики в городском округе "Город Калининград".

3. Концепция реализуется посредством проведения мероприятий, предусмотренных муниципальной Программой "Развитие молодежной сферы, физической культуры, спорта и дополнительного образования спортивной направленности в городском округе "Город Калининград", утвержденной Постановлением администрации городского округа "Город Калининград" от 17.10.2014 N 1633, а также ведомственной целевой Программой "Молодое поколение Калининграда".

Координация мероприятий по реализации Концепции осуществляется управлением спорта и молодежной политики комитета по социальной политике администрации городского округа "Город Калининград".

4. Участниками реализации Концепции являются структурные подразделения комитета по социальной политике, комитета по образованию администрации городского округа "Город Калининград", подведомственные муниципальные учреждения, общественные некоммерческие объединения, учреждения высшего и среднего образования, организации и предприятия, функционирующие на территории Калининграда, совет по молодежной политике при главе городского округа "Город Калининград".

5. Реализация Концепции направлена на совершенствование системы работы с молодежью в городском округе "Город Калининград".

II. Особенности положения молодежи и состояние молодежной политики в городском округе "Город Калининград"


В муниципальном образовании "Городской округ "Город Калининград" проживает 98892 молодых человека в возрасте от 14 до 30 лет (21,8 процента от общего числа жителей), что ниже среднего показателя по стране (25,4 процента). По статистическим данным численность молодых людей, проживающих на территории г. Калининграда, ежегодно уменьшается: 2014 г. - 104051 человек, 2015 г. - 101422 человека, 2016 г. - 98892 человека.

Снижение численности молодежи вследствие демографических проблем прошлых лет может оказать негативное влияние на социально-экономическое развитие г. Калининграда, привести к сокращению трудовых ресурсов.

Данные социологических исследований последних лет показывают, что молодежь не удовлетворена своим социально-экономическим положением, уровнем защиты своих прав и законных интересов. К числу наиболее актуальных проблем молодые люди относят безработицу, необеспеченность жильем, межэтнические противоречия, низкий уровень культуры и нравственности людей, рост преступности. На первое место молодежь ставит проблемы экономического характера и вопросы социально-экономической политики в целом.

Вместе с тем для части молодежи характерны амбициозность, завышенный уровень ожиданий и притязаний.

Кроме этого, существует проблема недостаточной информатизации молодежной политики в городском округе "Город Калининград". Это касается не только сферы досуга, но и документально-правовой грамотности молодежи, включения мероприятий по информатизации в муниципальные программы, городские акции и проекты. На данном этапе развития молодежной политики участниками реализации Концепции слабо задействованы такие ключевые молодежные платформы, как социальные сети, видео-блоги, фото-блоги и т.д., что впоследствии рождает отстраненность части молодого населения от общей программы развития молодежной политики и затрудняет ее интеграцию в общественно-политические и социокультурные отношения на территории города.

Реализация молодежной политики в муниципальном образовании "Город Калининград" возложена на отдел по делам молодежи управления спорта и молодежной политики комитета по социальной политике администрации городского округа "Город Калининград".

Организацию работы с молодежью в городском округе "Город Калининград" обеспечивают учреждения молодежной сферы, которые ежегодно привлекают к своей деятельности более 14000 молодых людей. Вовлечение молодежи в социальную практику обеспечивается в значительной мере через ее участие в работе молодежных общественных объединений. На территории города работает порядка 40 молодежных общественных объединений различной направленности, в деятельности которых принимает участие 23000 человек (22,7 процента молодежи). Данный показатель соответствует среднему по Российской Федерации.

В целях удовлетворения запросов молодежи, создания условий для повышения степени ее интеграции в общественно-политические и социокультурные отношения на территории города реализовывались ведомственные целевые Программы "Молодой Калининград" (2013-2014 гг.), "Молодое поколение Калининграда" (2015-2016 гг.) с общим объемом финансирования 40830,2 тыс. рублей. Реализация целевых мероприятий, предусмотренных Программами, позволила переломить ряд негативных тенденций в молодежной городской среде: на 15% снизился уровень преступности по сравнению с 2013 г., на 1,5% увеличилась занятость молодежи, на территории города Калининграда отсутствуют межнациональные конфликты. Усилилось стремление молодежи к ведению здорового образа жизни, наметилось снижение асоциальных явлений среди молодых людей. Внедрены и реализованы новые современные проекты, востребованные у современной молодежи: "Герои ГТО", "Спортивный двор", "Рождены для движения". Многие представители молодежи вошли в число победителей и призеров международных спортивных соревнований, творческих конкурсов и олимпиад. За последние годы общее количество молодых людей, участвующих в социально значимых мероприятиях и программах, увеличилось на 27% (с 51110 (2013 г.) до 70218 (2016 г.)).

Оценка современной ситуации позволяет сделать вывод о необходимости выработки такого стратегического подхода к реализации молодежной политики на территории г. Калининграда, который должен предусматривать совершенствование существующих условий для социализации молодежи города, развития ее творческого и интеллектуального потенциала, интеграции в жизнь города.

Необходимыми условиями для повышения эффективности молодежной политики в городе являются совершенствование ее кадрового, методического, правового, информационного и финансового обеспечения (удельный вес средств, выделяемых из бюджета на реализацию молодежной политики, составляет около 1% от денежных средств, выделяемых на социальную сферу), а также формирование инфраструктуры, соответствующей уровню и сложности стоящих перед городской молодежной политикой задач.

Успешная реализация Концепции будет способствовать включению молодежи в трудовую и экономическую деятельность г. Калининграда, повышению созидательной активности молодежи в социально значимой деятельности.

III. Цель и задачи Концепции


Цель Концепции - совершенствование условий для развития конкурентоспособности молодежи, ее самореализации в интересах социально-экономического, общественно-политического и культурного развития муниципального образования "Город Калининград".

Основные задачи:

- формирование комплекса мер по созданию оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав молодежи на основе использования информационных ресурсов, развития современных информационных технологий и включения молодежи в медиа-среду, структурирование и объединение существующих ресурсов в единые базы, открытость и доступность информации;

- формирование у молодежи активной жизненной позиции, готовности к участию в общественно-политической и культурной жизни города;

- повышение уровня гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи;

- содействие профориентации, временной занятости, трудоустройству молодежи;

- содействие развитию добровольческой (волонтерской) деятельности молодежи, участию молодежи в реализации социальных проектов;

- внедрение инновационных форм, методов и технологий работы с молодежью с учетом возраста, потребностей и интересов;

- организация целенаправленной социально-досуговой работы с молодежью по месту жительства, работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди подростков и молодежи;

- формирование условий для развития и популяризации здорового образа жизни и занятий спортом среди молодежи города Калининграда;

- развитие инфраструктуры муниципальных учреждений молодежной сферы.

Наши рекомендации