Одвижной состав автомобильного транспорта.
Специализированные АТС
В начале темы необходимо рассмотреть тенденции развития конструкций АТС и условия специализации. При дальнейшем изучении данной темы необходимо рассмотреть оценочные параметры, нормативы и рекомендуемые значения геометрических размеров, массы, надежности, долговечности, конструктивной безопасности, удобства использования, простоты технического обслуживания и ремонта АТС.
Следует уделить внимание изучению условий эксплуатации и общие рекомендации по выбору типа подвижного состава для конкретных условий.
Литература: [1, 2, 3, 4, 6]
Контрольные вопросы
1. Приведите классификационные признаки АТС в России.
2. Как и почему нормируются предельные значения габаритных размеров и массы АТС?
3. Объясните, чем отличается специализированный подвижной состав от автомобилей и автопоездов общего назначения?
4. Объясните, чем специализированные АТС отличаются от специальных?
5. Перечислите преимущества и недостатки специализированного подвижного состава.
6. Какие тенденции характерные для современного развития конструкций автомобилей вам известны?
7. Дайте определение эффективности использования АТС.
8. Перечислите факторы, от которых зависит производительность АТС.
9. Перечислите основные тенденции и направления современного развития конструкций специализированных АТС.
втопоезда
При изучении данной темы прежде всего необходимо усвоить преимущества автопоездов по сравнению с одиночными автомобилями. Затем следует перейти к рассмотрению типов прицепов и полуприцепов и особенностей их конструкции, особое внимание уделяя опорно-сцепным и поворотным устройствам автопоездов.
Особо следует отметить, какие виды прицепного оборудования могут быть использованы для перевозки длинномерных, тяжеловесных грузов и строительных конструкций, а затем изучить принципиальное устройство таких автопоездов.
Литература: [1, 2, 3, 4, 6]
Контрольные вопросы
1. Перечислите преимущества и недостатки автопоездов по сравнению с одиночными автомобилями.
2. Сравните прицепные и седельные автопоезда.
3. Укажите, чем отличаются прицепы от полуприцепов?
4. Объясните, какие грузы относят к категории тяжеловесных и длинномерных?
5. Объясните, по какой причине для перевозки длинномерных грузов используют прицепы-роспуски?
6. Перечислите особенности конструкции прицепа-роспуска.
7. Опишите основные схемы прицепов-тяжеловозов.
8. Объясните особенности конструкции панелевозов, балковозов, фермовозов, плитовозов и других прицепов для перевозки строительных конструкций.
9. Перечислите особенности конструкции, преимущества и недостатки хребтовых и кассетных панелевозов.
10. Перечислите основные тенденции и направления современного развития автопоездов.
амосвалы
При изучении данной темы необходимо рассмотреть классификацию и особенности конструкции строительных, сельскохозяйственных и карьерных самосвалов. Следует обратить внимание также на устройство кузовов и подъемных механизмов самосвалов.
Литература: [1, 2, 3, 4, 6]
Контрольные вопросы
1. Перечислите преимущества и недостатки самосвалов.
2. Объясните, почему из всех типов СПС самосвалы получили наибольшее распространение?
3. Приведите область рационального использования самосвалов.
4. Перечислите факторы, определяющие форму и размеры самосвальных кузовов?
5. Объясните принципиальную схему работы гидравлического опрокидывающего механизма кузова самосвала.
6. Объясните, с какой целью цилиндры подъема кузова самосвалов выполняют телескопическими?
7. Обоснуйте необходимость применения надрамника несущей системы автомобилей-самосвалов.
8. Объясните, по какой причине карьерные автосамосвалы относятся к внедорожным автомобилям?
9. Укажите, по какой причине на карьерных автосамосвалах не применяют кузова с боковой разгрузкой?
10. Объясните, с какой целью кузова карьерных автосамосвалов выполняют подогреваемыми? Как осуществляется подогрев?
истерны
Изучение цистерн следует начать с их назначения, исходя из которого рассмотреть особенности конструкции цистерн, а затем и их агрегаты.
Необходимо знать также способы загрузки и разгрузки цистерн и используемое для этого оборудование.
Литература: [1, 2, 3, 4, 6]
Контрольные вопросы
1. Приведите классификационные признаки цистерн.
2. Укажите преимущества и недостатки цистерн.
3. Какие способы установки цистерн на базовые шасси вам известны? Каким образом отличия в способах установки связаны с назначением цистерны?
4. Назовите конструктивные отличия цистерн для жидких и сыпучих грузов.
5. Объясните термин «аэроднище».
6. Перечислите особенности конструкции цистерн для битума.
7. Объясните назначение волнорезов, устанавливаемых внутри цистерн.
8. Объясните, для чего цистерны для перевозки пищевых продуктов снабжены термоизоляцией?
9. Охарактеризуйте способы ведения перегрузочных работ с цистернами.
10. Перечислите основные тенденции и направления современного развития автомобилей-цистерн.
ургоны
В зависимости от назначения фургона необходимо рассмотреть конструкции универсальных, узкоспециализированных, изотермических фургонов и рефрижераторов. Следует уяснить особенности конструкции изотремических фургонов и рефрижераторов, способы создания и поддержания необходимой температуры внутри кузова.
Литература: [1, 2, 3, 4, 6]
Контрольные вопросы
1. Дайте характеристику фургонам. Какую долю занимают они в структуре парка грузовых АТС?
2. Перечислите требования, предъявляемые к фургонам.
3. Назовите преимущества и недостатки фургонов.
4. Укажите, по какому признаку фургоны подразделяют на универсальные и специализированные?
5. Перечислите конструктивные отличия изотермических фургонов от рефрижераторов.
6. Объясните, как осуществляется внутреннее охлаждение кузовов-рефрижераторов?
7. Какие временные источники холода вам известны?
8. Укажите отличия зероторов от аккумуляторов холода.
9. Объясните принцип работы постоянных источников холода.
10. Перечислите основные тенденции и направления современного развития автомобилей-фургонов.
амопогрузчики
При изучении данной темы необходимо рассмотреть факторы, определяющие область рационального использования автомобилей-самопогрузчиков, остановиться на их классификации по различным признакам.
Необходимо рассмотреть также основные типы автомобилей-самопогрузчиков: с консольными и портальными кранами, со съемными кузовами, с грузоподъемным бортом, цистерны, самопогрузчики для работы с пакетированными грузами, контейнерами, крупногабаритными и длинномерными грузами по вышеприведенной схеме: назначение, особенности конструкции, область применения.
Литература: [1, 2, 3, 4, 5, 6]
Контрольные вопросы
1. Объясните, какие АТС относятся к самопогрузчикам и для чего они предназначены? Приведите преимущества и недостатки автомобилей самопогрузчиков.
2. Объясните, при каких условиях применение автомобилей-самопогрузчиков и контейнеровозов становится экономически выгодным?
3. Что называют равноценным расстоянием перевозки для автомобилей-самопогрузчиков? Как оно определяется?
4. Перечислите основные особенности, преимущества и недостатки различных конструктивных схем грузоподъемных крановых устройств, монтируемых на автомобилях-самопогрузчиках.
5. Объясните назначение дополнительных опор – аутригеров, используемых на самопогрузчиках.
6. Дайте характеристику особенностям конструкции самопогрузчиков с грузоподъемными бортами и съемными кузовами.
7. Обоснуйте, почему самопогрузчики с грузоподъемным бортом наиболее целесообразно использовать для доставки товаров в торговую сеть?
8. Объясните устройство и работу системы «Мультилифт».
9. Опишите, как осуществляется саморазгрузка автопоездов для длинномерных грузов?
10. Перечислите основные тенденции и направления современного развития автомобилей-самопогрузчиков.
8. Классификация и основные параметры погрузо-разгрузочных машин и устройств
При изучении данной темы прежде всего необходимо установить признаки, по которым классифицируют ПРС, а затем рассмотреть классификацию ПРС по каждому из признаков. В результате необходимо четко ориентироваться в том, к какому типу можно отнести то или иное ПРС по каждому из признаков классификации.
При рассмотрении основных параметров ПРС, прежде всего, необходимы критерии, по которым выделяют главные параметры машины. Умение выделить главные параметры поможет в дальнейшем легко определять производительность ПРС. Далее необходимо выделить те параметры, которые имеют для ПРС не определяющее, но все же важное значение. И, наконец, имея набор параметров, установить те из них, которые являются определяющими при выборе ПРС для работы на погрузо-разгрузочном пункте.
При изучении технико-эксплуатационных и технико-экономических показателей работы ПРС необходимо выделить главные показатели: производительность и себестоимость работы. Необходимо знать определение производительности, ее виды. Важно различать расчетно-теоретическую, техническую и эксплуатационную производительности, усвоить принципы составления формул для расчета производительности машин циклического и непрерывного действия и принципы вывода из расчетной производительности технической, а затем эксплуатационной.
Для выполнения одного и того же вида ПРР могут быть применены разные ПРС с различной эффективностью. Поэтому выбор машины для ПРР должен сопровождаться технико-экономическим расчетом. Необходимо рассмотреть принципы этого расчета.
Литература: [1, 5, 6]
Контрольные вопросы
1. Приведите общую классификацию ПРС.
2. Перечислите, какие ПРС относят к основным, а какие – к вспомогательным?
3. Какие универсальные и специальные ПРС вам известны?
4. Объясните термин «рабочий цикл» машины. Какие операции входят в рабочий цикл?
5. Перечислите главные параметры машин непрерывного и циклического действия.
6. Объясните термин «производительность» ПРС. Какие виды производительности вам известны?
7. Объясните, чем отличаются расчетно-теоретическая, техническая и эксплуатационная производительности?
8. Опишите принцип определения производительности машин циклического и непрерывного действия.
9. Назовите, чем оценивается эффективность эксплуатации ПРС с экономической точки зрения?
10. Перечислите, какие затраты относят к эксплуатационным, а какие – к капитальным?
рузозахватные устройства
В начале изучения данной темы следует рассмотреть назначение грузозахватных устройств, предъявляемые к ним требования и классификацию захватов.
В дальнейшем необходимо изучить принципы действия, конструкции и область применения захватов различных типов. Изучение целесообразно начинать с простейших конструкций, затем перейти к более сложным полуавтоматическим и автоматическим бесприводным захватам и закончить приводными механическими захватами для контейнеров, пакетированных, штучных, длинномерных навалочных и других грузов, позволяющими применять комплексную механизацию ПРР.
Литература: [1, 5, 6]
Контрольные вопросы
1. Назовите назначение грузозахватных устройств. Какие типы захватов вам известны и чем они отличаются друг от друга?
2. Приведите классификацию грузозахватных устройств.
3. Объясните, что представляют собой захваты, встроенные в рабочий орган машины?
4. Перечислите, какие встроенные в рабочий орган захваты применяют у погрузчиков специального назначения? Дайте их характеристику.
5. Дайте характеристику подхватам. Для каких работ, и с какими грузами они предназначены?
6. Объясните устройство и работу грейферов с гидравлическим и канатным управлением.
7. Дайте характеристику вакуумным и электромагнитным захватам. Приведите их преимущества и недостатки.
8. Перечислите, для работ с каким видами грузов предназначены полуавтоматические и автоматические захваты. Какие конструктивные особенности этих захватов вам известны?
9. Объясните, почему бесприводные полуавтоматические захваты исключают ручной труд только при освобождении груза?
10. Опишите этапы типовой методики расчета грузозахватного устройства.