Угломерная система ПАР-АРК.
Приводной радиостанцией (в дальнейшем ПАР) называется радиопередающее устройство, работающее на ненаправленную антенну и излучающее в диапазоне средних волн сигналы, служащие для их приема и пеленгования самолетным радиокомпасом АРК.
Методика совместного использования АРК на борту ЛА и приводной радиостанции на земле состоит в следующем:
При помощи АРК на самолете экипаж определяет курсовой угол радиостанции (КУР), т.е. угол в горизонтальной плоскости между продельной осью ЛА и направлением на пеленгуемую (приводную) радиостанцию (рис. 1). Зная место установки ПРС и определив с помощью АРК КУР, летчик может решить ряд навигационных задач.
Рис. 1. Определение курсового угла радиостанции.
Он может:
- осуществлять полет на приводную радиостанцию (и от нее);
- определять местоположение ЛА в пространстве;
- обеспечивать выход в район аэродрома, расчет и заход на посадку.
Приводные радиостанции могут быть использованы в качестве связной радиостанции при отказе на борту ЛА или земле основных средств связи. В этом случае используется двадцать первый канал радиосвязи. Руководитель полетов с КДП по телефону дает команды на вход модулятора передатчика ПРС. Эти команды излучаются, принимаются летчиком в наушниках (через приемник АРК).
Кроме специальных приводных радиостанций могут использоваться широковещательные радиостанции (ШВРС).
Для решения навигационных задач летчик должен точно знать:
1. Место установки ПРС.
2. Частоту излучения.
3. Позывной данного аэродрома (двух буквенный код азбуки морзе).
4. Вид работы ПРС (телефон, телеграф, привод).
Эти данные указываются в перечне и регламенте средств радиосвязи и радиотехнического обеспечения полетов.
Для обеспечения посадки самолета со стороны захода на посадку на расстоянии 4 км и 1 км от торца ВПП на продолжении ее оси устанавливаются приводные аэродромные радиостанции (ПАР) с входящими в их комплект маркерными радиомаяками.
Выход самолета в район аэродрома осуществляется полетом на ДПРМ по радиокомпасу.
При этом летчик производит расчет маневров при заходе на посадку и, используя ПАР, АРК и другое навигационной оборудование самолета, выходит на посадочный курс на необходимом удалении от ВВП и определенной высоте полета. При пролета ДПРМ (указатель КУР изменяет показания на 180°) летчик проверяет высоту по самолетному высотомеру малых высот (около 200 метров). Полет на БПРМ выполняется аналогично, а пролет его также фиксируется изменением курса на 180, при этом также контролируется высота, которая в этом случае должна быть около 50 метров.
Дальнейшее движение ЛА летчик выполняет визуально, используя светооборудование аэродрома.
Переключение АРК на самолете производится простым переключателем его поддиапазонов без подстройки при пролете над ДПРМ.
Приводные радиостанции являются передатчиком работающими в диапазоне средних волн. Они могут размещается в автофургонах, в помещениях.
Антенная система их ненаправленного действия в горизонтальной плоскости выполняется в Т - образном виде или "ЗОНТИК".
Для опознавания приводных станций они излучают позывные, состоящие их двух (ДПРМ) или одной (БПРМ) буквы телеграфной азбуки Морзе.
Модуляцию осуществляет автомат подачи сигналов.
Принципы работы приводных радиостанций.
Основным устройством приводной радиостанции является средневолновое передающее устройство (СВПУ), которое состоит из одного-двух передатчиков и антенной системы. Один передатчик основной, другой резервный.
Передатчик формирует сигналы заданной формы, мощности и частоты, в СВ диапазоне радиочастот.
В автоматизированных ПРС в составе ПРД обязательно имеется система автоматики.
В тракте высокой частоты генерируются колебания высокочастотной энергии, их усиление по напряжению и мощности, а также формирование выходных сигналов в соответствии с выбранным режимом работы.
В тракте звуковой частоты сигналы от микрофона, тонального генератора, с выхода УКВ радиостанции усиливается по напряжению и мощности до величины, необходимой для нормальной амплитудной модуляции сигнала высокой частоты.
Средства контроля служат для контроля исправности тракта звуковой частоты, тракта высокой частоты, питающих напряжений и для контроля процесса настройки отдельных каскадов тракта высокой частоты.
Аппаратура управления служит для включения приводного передатчика, выбора режима работы и настройки, а также непрерывного управления формой выходного сигнала. В качестве элементов управления используются переключатели, тумблеры, спец схемы, контакторы и реле, ручки настройки, АПС, телеграфный ключ, микрофон.
В автоматизированных ПРС кроме ручного управления предусмотрено дистанционное управление, осуществляемое системой автоматики.
Антенная система предназначена для излучения электромагнитной энергии выходных сигналов передатчика и формирования круговой диаграммы направленности в горизонтальной плоскости. В комплект входят так называемые Т-образные или зонтиковые антенны с противовесами. Высота подъема и тип антенны определяются мощностью ПРД и требуемой дальностью действия ПРС.
Конструкция приводной аэродромной радиостанции ПАР-9М2.
Конструктивно ПАР-9М2 выполнена в виде блоков, которые размещаются в стойках. С левой стороны установлена стойка управления блоками 1, 2, 3. Справа установлена передающая стойка, в которой размещены два передатчика «ПЕЛЕНГ-ЮМ-2» и блок согласования. Сзади передающей стойки на изоляторах закреплен блок коммутации. Между передающей стойкой и стойкой управления размещен прибор УМ-9. Передняя панель усилителя мощности обращена вверх.
Стойка радиопередатчика ПЕЛЕНГ-ЮМ-2.
Конструктивно радиопередатчик выполнен в виде отдельных блоков, что в значительной степени упрощает его эксплуатацию и производственное изготовление:
Б1 - блок возбудителя;
Б2 - анодный контур выходного каскада;
Б3 - блок питания, коммутации и модулятора;
Б4 - ламповый блок;
Блоки Б3 и Б4 жестко крепятся на стальные рамы радиопередатчика. Задняя стенка рамы используется для размещения блока Б5. Блоки Б1 и Б2 устанавливаются в отсеке рамы и закрепляются с помощью специальных винтов.
Рама с блоками устанавливается на две амортизационные подставки и закрепляется двумя винтами. С целью сокращения веса радиопередатчика и повышения надежности элементы питания размещены непосредственно в радиопередатчике, что исключает применение тяжелых промежуточных кабелей и высоковольтных разъемов.
Конструкция блока возбудителя (Б1) представляет собой отдельный блок, который помещается в кожух, состоящий из двух частей, соединяющихся между собой с помощью четырех винтов. Кожух отлит из алюминиевого сплава. С лицевой стороны кожуха имеется окно для доступа к ручкам настройки «А», «Б», «В». На каждой ручке настройки по окружности нанесены риски. Ось ручки «А» соединяется при помощи гибкой муфты с осью ротора переменного конденсатора. Ось ручки «Б» служит для переключения поддиапазонов возбудителя. Диапазон работы разбит на 64 поддиапазона, что обеспечивает очень малое изменение частоты внутри каждого поддиапазона. Вследствие этого оказалось возможным производить установку частоты с необходимой точностью при помощи обычных ручек и шкал. Ось ручки «Б» жестко спаривается с четырехдисковым барабанным переключателем. Ручкой «В» производится настройка на необходимую гармонику частоты генератора. Для обеспечения независимости частоты лампового генератора от изменения внешней температуры, влажности, давления его элементы помещены в герметизированный термостат, в котором поддерживается температура +700С.
Конструкция анодного контура выходного каскада (Б2) представляет собой отдельный блок, размещенный в кожухе, состоящий из двух частей. Кожухи выполнены из алюминиевого сплава.
С лицевой стороны кожуха имеется окно для доступа к ручкам настройки «Д» и «Е». Блок Б2 с помощью двух специальных винтов крепится на раме передатчика. При помощи ручки «Д» осуществляется коммутация конденсатора связи. Настройка анодного контура осуществляется при повороте ручки «Е». Элементом связи анодного контура с антенным контуром является кабель.
Конструкция блока питания, коммутации и модулятора (Б3) представляет собой алюминиевый каркас. На передней лицевой панели блока расположены органы контроля и управления радиопередатчиком: электроизмерительный прибор ИПЗ-1, одногалетный переключатель ВЗ-1 на два положения, трехгалетный переключатель на два положения НАСТР-ДИСТ ВЗ-2, сигнальная лампа «1»-термостат ЛЗ-4.
Конструкция лампового блока (Б4) представляет собой алюминиевый каркас, закрывающийся с правой стороны крышкой. Блок жестко крепится на раме радиопередатчика. На передней лицевой панели блока размещены: окно, закрывающееся крышкой, переключатель КП4-4-ПЕРЕГРУЗКА и штепсельная колодка Ш4-1 для электрического соединения с кварцевым калибратором. Генераторные лампы являются мощным источником тепла, поэтому они отделены от анодного контура и размещены в негерметизированном блоке. Вынесение ламп значительно облегчает обеспечение температурного режима. В выходном каскаде применены два генераторных пентода типа ГК-71, включенных параллельно. С левой и задней стороны блока имеются вентиляционные окна.
Шкаф усилителя мощности УМ-9.
Конструктивно прибор УМ-9 выполнен в виде металлического шкафа со вставляющимися блоками Б1, Б2, Б3 и Б5, которые прикрепляются с помощью винтов.
Блок Б1 размещен на сварном шасси. Шасси представляет собой коробку с несущей передней панелью. Блок размещен в нижней части УМ-9.
Блок Б2 размещен на сварном шасси, с несущей передней панелью. Генераторная лампа заключена в отдельный отсек. Для смены лампы на передней панели блока имеется специальная дверка. В качестве выходной лампы используется генераторные пентоды ГУ-81М.
Блок Б3 конструктивно выполнен на прямоугольной панели. На передней панели блока расположены: переключатель рода работ 3-В1, переключатель 3-В2, при помощи которого осуществляется контроль питающих напряжений. Там же находятся: прибор, измеряющий ток в антенне, прибор, контролирующий питающие напряжения, розетка самоконтроля, лампочка «ПЕРЕГРУЗКА» и кнопка для ее выключения. На передней панели расположены ручки, при помощи которых блок вынимается из шкафа. Между приборами блока Б3 размещен электрический счетчик времени ЭСВ-3.
Блок Б5 является блоком промежуточного и антенного контура усилителя мощности. С целью сокращения габаритов все элементы промежуточного и антенного контуров помещены в контейнер, залиты ПОЛИЭТИЛСИЛОКСАНОВОЙ жидкостью. Конструктивно блок оформлен в виде цилиндрического сосуда, в который вставляется шасси блока. На передней панели шасси на верхнюю часть блока выведены через сальник ручки настройки блока. На ней же расположены фторопластовые изоляторы АНТЕННА и ПРОТИВОВЕС, защищенные специальным козырьком из оргстекла. В левом верхнем углу передней панели расположено отверстие для заливки в блок ПОЛИЭТИЛСИЛОКСАНОВОЙ жидкости. Отверстие закрывается плотно заглушкой.
Блок коммутации Б-8.
Блок коммутации конструктивно выполнен на шасси в виде коробки со съемной крышкой. Снаружи коробки расположены изоляторы для подключения блока коммутации с другими блоками радиостанции.
Блок согласования Б-5.
Блок конструктивно представляет собой шасси прямоугольной формы из алюминия, на котором размещены детали схемы. Шасси устанавливается в футляр и крепится к нему с помощью четырех винтов, а сам футляр крепится к стойке с радиопередатчиками с помощью четырех амортизаторов типа АКСС. На передней панели вверху, в центре, размещен амперметр ТОК АНТЕННЫ. Под прибором расположен переключатель СВЯЗЬ ГРУБО. Левее прибора расположена ручка вариометра СВЯЗЬ АНТЕННЫ, а правее - ручка вариометра НАСТРОЙКА АНТЕННЫ.
Пульт управления радиостанции.
Стойка пульта управления выполнена в виде шкафа из железного уголка. Боковые задние стойки облицованы листовым алюминием.
В стойке размещены три легкосъемных блока:
- нижний - силовой блок (Б1);
- средний – блок АПС (автомат подачи сигналов Б2);
- верхний – центральный пульт управления радиостанцией (Б3).
Для подключения радиостанции к сети переменного тока 115 В 400 Гц установлен штепсельный разъем 1-Ш1 в нижнем углу передней панели силового блока. В верхней части этого блока установлены ручки пакетного переключателя и тумблеры регулировки напряжения 27 В. В центре передней панели вверху укреплены две колодки 1-Г1, 1-Г2 с напряжением 27 В для включения паяльника и других потребителей. Ниже этих колодок размещена колодка с предохранителями. В верхней части размещены два тумблера включения буферной батареи и дистанционного запуска агрегатов АЛА-3,5.
Блок Б2 выполнен в виде углового шасси с поддоном. На передней панели шасси внизу, слева направо расположены: тумблер АПС-1 на два положения: с ПАУЗОЙ и БЕЗ ПАУЗЫ, переключатель АПС на три положения 1-ВЫКЛ.-2 и далее тумблер ДИНАМИКА на два положения ВКЛ – ВЫКЛ.; регулятор громкости динамика и правее его тумблер АПС-2 на два положения: С ПАУЗОЙ и БЕЗ ПАУЗЫ. Выше в центре размещен динамический громкоговоритель для контроля работы передатчика. Над громкоговорителем, слева и справа установлены счетчики для проверки времени наработки часов радиопередатчика. ПЕЛЕНГ-КМ-2-I, ПЕЛЕНГ-КМ-2-II.
Блок Б3 конструктивно оформлен в виде углового шасси с передней панелью. В верхней части передней панели размещены три прибора: слева - вольтметр для контроля напряжения 115 В 400 Гц, в центре – вольтметр для контроля зарядки аккумуляторов, справа – амперметр для контроля тока заряда аккумулятора. Под вольтметром 115 В расположены переключатели ТРАНСЛЯЦИЯ Р-809М2-ВКЛЮЧ-ВЫКЛ, ВОЗБУЖДЕНИЕ – 1-2, колодка Р-809М2 для подключения телефонов контроля передачи команд, принятых радиопередатчиком Р-809М2, и гнездо ТЛГ для подключения телеграфного ключа. Под амперметром размещены переключатели ВИДЫ РАБОТЫ, дающие возможность перехода с работы СВЯЗЬ на работу ПРИВОД, РОД РАБОТЫ – ВЫКЛ-ТЛГ-ТЛФ, колодка ТЛФ для включения телефона и гнездо МИКР, для подключения микрофонов. По центру панели под вольтметром 27 В расположена ручка потенциометра УСТАНОВКА АВТОМАТА и ручка регулятора громкости на телефон оператора – САМОКОНТРОЛЬ.
Порядок включения аппаратуры
приводной аэродромной радиостанции ПАР-9М2.
1. При подключении питания на радиостанцию от бензоэлектрических агрегатов необходимо поставить переключатели на распределительном щитке в автоприцепе в положение, соответствующее номеру работающего агрегата. Тумблер «БУФ.БАТ.» на блоке Б1 стойки питания и управления установить в положение «ВКЛ.» Вольтметр на блоке Б3 покажет величину напряжения около 115 В. Если это напряжение будет иным, то реостатом регулировки напряжения на агрегате нужно установить его точно 115 В.
2. При подключении питания радиостанции от внешней электросети через АЛА-1,5, напряжение на радиостанцию подать, включив тумблеры «БУФ БАТ» и «АЛА» на блоке Б1 стойки питания и управления. Электроагрегат АЛА-1,5 может быть также включен тумблером, расположенным на каркасе АЛА-1,5, при отключенном тумблере «АЛА» на блоке Б1 и дистанционно с КДП. Тумблеры на блоке Б1 установить заранее в положение «БУФ БАТ-ВЫКЛ», «АЛА-ВКЛ».
3. Перевести переключатель «НАСТР-ДИСТ» Радиопередатчика «ПЕЛЕНГ-ЮМ-2» (первого) в положение «НАСТР». У радиопередатчика «ПЕЛЕНГ-ЮМ-2» (второго) этот переключатель должен стоять в положении «ДИСТ.». Переключатель «ВОЗБУДИТЕЛЬ» на блоке Б3 стойки питания и управления установить в положение «1», переключатель «РОД РАБОТЫ» - в положение «ТЛГ», а переключатель «ВИД РАБОТЫ» - в положение «СВЯЗЬ».
4. Настроить первый радиопередатчик на заданную частоту, для чего:
-снять крышку блоков Б1 и Б2. Поставить переключатель прибора контроля токов и напряжений в положение «А»;
-найти в градуировочной таблице на данный радиопередатчик положение ручек настройки для заданной частоты (4) стр.13.;
-освободить ручки «А», «Б», «В», «Д», «Е» на радиопередатчике поворотом против часовой стрелки стопорных планок до появления красных треугольников на ручках;
-установить и застопорить ручки «А», «Б» и «В» «Д», «Е» в положение, указанное в градуировочной таблице для частоты 625 кГц (А-72, Б-22, В-7, Д-7, Е-22,4);
5. После настройки первого радиопередатчика переключатель «НАСТР-ДИСТ» поставить в положение «ДИСТ». Для настройки второго радиопередатчика переключатель «НАСТР-ДИСТ» перевести в положение «НАСТР», а переключатель «ВОЗБУДИТЕЛЬ» на блоке Б3 стойки питания и управления установить в положение «2». Дальнейшая настройка ведется так же, как описано в пункте 4 (до установки ручки «СВЯЗЬ АНТЕННЫ»).
УСТАНОВКА ВИДА И РОДА РАБОТЫ
1. Установить переключатель «ВОЗБУДИТЕЛЬ» в положение номера работающего радиопередатчика. Вид работы установить тумблером «ПРИВОД-СВЯЗЬ», род работы определить установкой соответствующего переключателя. Настроенный в режим «ТЛГ», «СВЯЗЬ» радиопередатчик при установке другого вида и рода работы не подстраивать.
2. При работе радиостанции на связь, переключатель «СВЯЗЬ-ПРИВОД» на блоке Б3 стойки питания и управления поставить в положение «СВЯЗЬ» и выбрать нужный род работы. Установкой переключателя «РОД РАБОТЫ» в положение «ТЛГ» или «ТЛФ» включается радиопередатчик «ПЕЛЕНГ-ЮМ-2».
3. При работе радиостанции на привод, переключатель «СВЯЗЬ-ПРИВОД» перевести в положение «ПРИВОД» и установить соответствующий режим подачи позывных «С ПАУЗОЙ» или «БЕЗ ПАУЗЫ». Переключатель «РОД РАБОТЫ» установить в положение «ТЛГ» или «ТЛФ».
4. При работе радиопередатчика «ПЕЛЕНГ-ЮМ-2» в режиме трансляции команд, принятых радиостанцией Р-809М, необходимо вилку привода от разъема стойки питания и управления подключить в гнезда «ТЛФ» радиостанции Р-809М. На блоке Б3 установить: переключатель «ТРАНСЛЯЦИЯ Р-809М» в положение «ВКЛ.», «ВИД РАБОТЫ» – в положение «СВЯЗЬ», а «РОД РАБОТЫ» – в положение «ТЛФ».
6. При подключении питания на радиостанцию от бензоэлектрических агрегатов необходимо поставить переключатели на распределительном щитке в автоприцепе в положение, соответствующее номеру работающего агрегата. Тумблер «БУФ.БАТ.» на блоке Б1 стойки питания и управления установить в положение «ВКЛ.» Вольтметр на блоке Б3 покажет величину напряжения около 115 В. Если это напряжение будет иным, то реостатом регулировки напряжения на агрегате нужно установить его точно 115 В.
7. При подключении питания радиостанции от внешней электросети через АЛА-1,5, напряжение на радиостанцию подать, включив тумблеры «БУФ БАТ» и «АЛА» на блоке Б1 стойки питания и управления. Электроагрегат АЛА-1,5 может быть также включен тумблером, расположенным на каркасе АЛА-1,5, при отключенном тумблере «АЛА» на блоке Б1 и дистанционно с КДП. Тумблеры на блоке Б1 установить заранее в положение «БУФ БАТ-ВЫКЛ», «АЛА-ВКЛ».
8. Перевести переключатель «НАСТР-ДИСТ» Радиопередатчика «ПЕЛЕНГ-ЮМ-2» (первого) в положение «НАСТР». У радиопередатчика «ПЕЛЕНГ-ЮМ-2» (второго) этот переключатель должен стоять в положении «ДИСТ.». Переключатель «ВОЗБУДИТЕЛЬ» на блоке Б3 стойки питания и управления установить в положение «1», переключатель «РОД РАБОТЫ» - в положение «ТЛГ», а переключатель «ВИД РАБОТЫ» - в положение «СВЯЗЬ».
9. Настроить первый радиопередатчик на заданную частоту, для чего:
-снять крышку блоков Б1 и Б2. Поставить переключатель прибора контроля токов и напряжений в положение «А»;
-найти в градуировочной таблице на данный радиопередатчик положение ручек настройки для заданной частоты (4) стр.13.;
-освободить ручки «А», «Б», «В», «Д», «Е» на радиопередатчике поворотом против часовой стрелки стопорных планок до появления красных треугольников на ручках;
-установить и застопорить ручки «А», «Б» и «В» «Д», «Е» в положение, указанное в градуировочной таблице для частоты 625 кГц (А-72, Б-22, В-7, Д-7, Е-22,4);
10. После настройки первого радиопередатчика переключатель «НАСТР-ДИСТ» поставить в положение «ДИСТ». Для настройки второго радиопередатчика переключатель «НАСТР-ДИСТ» перевести в положение «НАСТР», а переключатель «ВОЗБУДИТЕЛЬ» на блоке Б3 стойки питания и управления установить в положение «2». Дальнейшая настройка ведется так же, как описано в пункте 4 (до установки ручки «СВЯЗЬ АНТЕННЫ»).
УСТАНОВКА ВИДА И РОДА РАБОТЫ
5. Установить переключатель «ВОЗБУДИТЕЛЬ» в положение номера работающего радиопередатчика. Вид работы установить тумблером «ПРИВОД-СВЯЗЬ», род работы определить установкой соответствующего переключателя. Настроенный в режим «ТЛГ», «СВЯЗЬ» радиопередатчик при установке другого вида и рода работы не подстраивать.
6. При работе радиостанции на связь, переключатель «СВЯЗЬ-ПРИВОД» на блоке Б3 стойки питания и управления поставить в положение «СВЯЗЬ» и выбрать нужный род работы. Установкой переключателя «РОД РАБОТЫ» в положение «ТЛГ» или «ТЛФ» включается радиопередатчик «ПЕЛЕНГ-ЮМ-2».
7. При работе радиостанции на привод, переключатель «СВЯЗЬ-ПРИВОД» перевести в положение «ПРИВОД» и установить соответствующий режим подачи позывных «С ПАУЗОЙ» или «БЕЗ ПАУЗЫ». Переключатель «РОД РАБОТЫ» установить в положение «ТЛГ» или «ТЛФ».
8. При работе радиопередатчика «ПЕЛЕНГ-ЮМ-2» в режиме трансляции команд, принятых радиостанцией Р-809М, необходимо вилку привода от разъема стойки питания и управления подключить в гнезда «ТЛФ» радиостанции Р-809М. На блоке Б3 установить: переключатель «ТРАНСЛЯЦИЯ Р-809М» в положение «ВКЛ.», «ВИД РАБОТЫ» – в положение «СВЯЗЬ», а «РОД РАБОТЫ» – в положение «ТЛФ».