Использование принципов системного анализа в логистике
Выбор формы складирования
1.При анализе и проектировании логистических систем были разработаны и апробированы многие методологические принципы, основными из которых являются:
- Системный подход, который проявляется в рассмотрении всех элементов логистической системы как взаимосвязанных и взаимодействующих для достижения единой цели управления.
- Принцип тотальных затрат, т. е. учет всей совокупности издержек управления материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками по всей логистической цепи. Как правило, критерий мимимума общих затрат является одним из основных при оптимизации логистических систем.
- Принцип глобальной оптимизации. При оптимизации структуры или управления в логистической системе необходимо согласование локальных целей функционирования элементов системы. Отличительной особенностью системного подхода является оптимизация функционирования не отдельных элементов, а всей логистической системы в целом.
- Принцип устойчивости и адаптивности. Логистическая система должна устойчиво работать при допустимых отклонениях факторов внешней среды (например, при колебаниях рыночного спроса на конечную продукцию, изменениях условий поставок или закупок материальных ресурсов, изменениях транспортных тарифов и т. п. ).
При значительных колебаниях факторов внешней среды логистическая система должна приспосабливаться к новым условиям, меняя свою структуру, параметры и критерии оптимизации, т. е. обладать адаптивностью.
К специфическим методам логистики относятся рассматриваемые в следующих параграфах анализ АВС и анализ XYZ.
2. Выбор формы складирования связан с решением вопроса владения складом. Существует два основных варианта: приобретение складов в собственность или использование складов общего пользования.
Критерий выбора между этими вариантами – объем складского грузооборота. Предпочтение собственному складу отдается при стабильно большом объеме складируемой продукции и высокой оборачиваемости. На собственных складах лучше поддерживаются условия хранения и контроля за продукцией, выше качество предоставляемых клиенту услуг и гибкость поставок.
Склады общего пользования целесообразно арендовать при низких объемах грузооборота или при хранении товара сезонного спроса. Аренда складов общего пользования имеет следующие преимущества:
- не требуются инвестиции в развитие складского хозяйства;
- повышается гибкость использования складских площадей (возможность изменения размера и срока их аренды);
- снижается ответственность за сохранность запасов.
Билет 10
Анализ АВС
2. Складская логистика и её задачи
1.Управление в логистике характеризуется, как правило, большой номенклатурой управляемых объектов: широкий ассортимент товаров, большое число покупателей или поставщиков, разнообразные грузы и т. п. В процессе работы с каждым отдельным объектом, например, позицией ассортимента, предприниматель получает какую-то часть общего результата. При этом с точки зрения вклада в общий результат управляемые объекты далеко не равноценны.
Идея метода АВС состоит в том, чтобы из всего множества объектов выделить наиболее значимые. Таких объектов, как правило, немного, и именно на них необходимо сосредоточить основное внимание.
В экономике широко известно так называемое правило Парето (20/80), согласно которому лишь пятая часть (20 %) от всего количества объектов, с которыми обычно приходится иметь дело, дает примерно 80 % общего результата. Вклад остальных 80 % объектов составляет только 20 % общего результата.
Суть принципа Парето состоит в том, что в процессе управления нерационально уделять объектам, образующим малую часть вклада, такое же внимание, как и объектам первостепенной важности.
Согласно методу Парето множество управляемых объектов делится на две неодинаковые части. Широко применяемый в логистике метод АВС предлагает разделение на три части (группа А, группа В, группа С). При этом предварительно все управляемые объекты необходимо оценить по степени вклада в результат деятельности.
Недостатком метода АВС является отсутствие четкого критерия разделения на группы.
Поэтому важнейшей задачей совершенствования метода АВС является систематизация различных подходов, проведение сравнительных расчетов и сопоставление их результатов с целью выбора наилучшего варианта.
Анализ литературных источников показал, что существующие методы проведения анализа АВС могут быть разделены на три группы: эмпирический, дифференциальный и аналитический.
2.Складская логистика решает следующие задачи:
- выбор формы складирования;
- определение количества складов и размещение складской сети;
- расчет складских площадей.
Выбор формы складирования связан с решением вопроса владения складом. Существует два основных варианта: приобретение складов в собственность или использование складов общего пользования.
Критерий выбора между этими вариантами – объем складского грузооборота. Предпочтение собственному складу отдается при стабильно большом объеме складируемой продукции и высокой оборачиваемости. На собственных складах лучше поддерживаются условия хранения и контроля за продукцией, выше качество предоставляемых клиенту услуг и гибкость поставок.
Склады общего пользования целесообразно арендовать при низких объемах грузооборота или при хранении товара сезонного спроса. Аренда складов общего пользования имеет следующие преимущества:
- не требуются инвестиции в развитие складского хозяйства;
- повышается гибкость использования складских площадей (возможность изменения размера и срока их аренды);
- снижается ответственность за сохранность запасов.
Количество складов и размещение складской сети определяются мощностью материальных потоков, размерами региона сбыта, концентрацией в нем потребителей и т. п. Малые и средние предприятия, ограничивающие сбыт своей продукции одним или несколькими близлежащими регионами, имеют, как правило, один склад. Увеличение числа складов связано с изменением расходов на содержание складской сети.
Зависимость общих расходов от количества складов показана на рис. 6.
При увеличении числа складов уменьшаются транспортные расходы на доставку со склада конечному потребителю. Максимальное приближение складов к потребителям дает возможность более четко реагировать на изменение их требований, что позволяет сократить потери от упущенных продаж. Однако происходит увеличение расходов на содержание складов.
Принимая решение о количестве складов, предприятие должно ставить цель минимизации общих издержек.
Выбора места расположения склада для случая одного склада. Основным критерием, влияющим на выбор расположения склада, является величина затрат на доставку товаров со склада. Минимизировать эти затраты можно, разместив склад в окрестности центра тяжести грузопотоков.
В качестве примера решения задачи рассмотрим логистическую систему, обслуживающую пять потребителей. Нанесем на карту координатные оси (рис. 7) и найдем координаты точек, в которых размещены магазины – потребители материального потока.
Координаты центра тяжести грузовых потоков (Хсклад, Yсклад) , т. е. точки, в окрестности которой целесообразно разместить склад, определяются по формулам:
где Гi – грузооборот i-го потребителя; Xi, Yi – координаты i-го потребителя; n – число потребителей.
Расчет складских площадей. Основным показателем, характеризующим складское помещение, является размер общей площади склада.
Общая площадь склада подразделяется на следующие составляющие:
- полезную, занятую непосредственно материальными ценностями или устройствами для их хранения;
- конструктивную, занятую перегородками, колоннами, лестницами и т. п.;
- служебную, занятую под конторы и бытовые помещения.
Полезная площадь склада определяется по формуле
,
где Sст – площадь, занимаемая одним стеллажом, м2; nст – количество стеллажей.
Билет 11
Анализ XYZ
2. Учёт влияния неопределенности интенсивности спроса, страховые запасы
1.Анализ АВС позволяет дифференцировать ассортимент по степени вклада в конечный результат. Принцип дифференциации ассортимента в процессе анализа XYZ иной – здесь весь ассортимент делят на три группы в зависимости от степени равномерности спроса.
В группу Х включают товары, спрос на которые равномерен, либо подвержен незначительным колебаниям. Объем реализации по товарам, включенным в данную группу, хорошо предсказуем.
В группу Y включают товары, которые потребляются в колеблющихся объемах. В частности, в эту группу могут быть включены товары с сезонным характером спроса. Возможности прогнозирования спроса по товарам группы Y – средние.
В группу Z включают товары, спрос на которые возникает лишь эпизодически от случая к случаю. Прогнозировать объемы реализации товаров группы Z сложно.
Признаком, на основе которого конкретную позицию ассортимента относят к группе X, Y или Z, является коэффициент вариации спроса по этой позиции (cv):
, (5.1)
где xi – значение спроса по оцениваемой позиции в i-ом периоде;
- среднее значение спроса по оцениваемой позиции:
n – количество рассматриваемых периодов.
Величина коэффициента вариации изменяется в пределах от нуля до бесконечности. Разделение на группы X, Y и Z может быть осуществлено, например, на основе правила, представленного в табл. 3.
.
Т а б л и ц а 3. Возможное правило дифференцирования ассортимента
Интервал CV | Группа |
0 cv<10 % | X |
10 % cv < 25 % | Y |
cv 25 % | Z |
2.Рассмотрим влияние неопределенности параметров на принимаемые решения по управлению запасами.
Классическая модель является идеализированной схемой, иллюстрирующей процесс управления запасами при полностью детерминированных параметрах. На практике постоянно приходится сталкиваться с различными ситуациями, вызывающими неопределенность параметров спроса, заказа и поставок. Эта неопределенность объясняется как самой стохастической природой некоторых параметров, например, величины спроса a, так и влиянием различных рисков.
Если предположить, что параметры управления запасами Qз, qп, сз были определены для классической модели при средней интенсивности спроса , а реальный спрос является случайной величиной, распределенной по нормальному закону с дисперсией 2(a), то плотность распределения вероятностей величины Qз будет иметь вид, представленный на рис. 4.
На графике показано, что разброс возможных значений Qз вокруг среднего для нормального закона распределения с вероятностью Р=0,997 укладывается в диапазон ( ) по правилу «трех сигм».
При этом
а дисперсия и среднее квадратическое отклонение Qз составят
Неопределенность исходных параметров систем управления запасами вызывается также многочисленными рисками, например, в сроках доставки продукции, объемах поставок, качестве, ассортименте; рисками, связанными со стихийными бедствиями, возможностью хищений, пожаров, естественной убыли и т. п. Связанная с этими причинами неопределенность также может вызвать явление дефицита, причем неопределенными (стохастическими) могут быть все параметры модели управления запасами или их отдельные комбинации.
Для исключения возможности возникновения дефицита создаются страховые запасы. Определение величины страхового запаса Qстр производится обычно на основе методов математической статистики. Для рассматриваемой модели величина точки заказа будет равна
. (10.14)
Наиболее простой способ расчета страхового запаса заключается в расчете доверительного интервала для Qз по формуле
, (10.15)
где - табличное значение функции Лапласа;
- среднее квадратическое отклонение точки заказа.
Параметр определяется по величине доверительной вероятности , где - уровень значимости.
Пример. В условиях примера 1 рассчитаем страховой запас при следующих дополнительных исходных данных:
; .
По таблицам функции Лапласа находим, что =1,65. Подставляя найденное значение в формулу (10.15), получим
ед.
Точка заказа будет соответственно равна
ед.
Билет 12
1. Закупочная логистика и её задачи